Урок №4 Многообразие паукообразных


1) Тема урока: Многообразие ракообразных.
2)
Цель/Задачи Для ученика Для учителя
Цель урока Изучить многообразие класса паукообразные, их значение в природе и жизни человека. Сформировать у учащихся представление о многообразии класса паукообразные, их значение в природе и жизни человека.
Задачи 1)На знание
-Назвать многообразие видов класса паукообразные.
2)На понимание
- Рассказать о многообразии следующих животных:
Тарантул,
Каракурт,
Скорпион,
Амбарный клещ,
Иксодовый клещ,
Сенокосец,
Паутинный клещ
3)На применение –
- Продемонстрировать знания по всей теме «паукообразные», с помощью разгадывания кроссворда.
4) на синтез –
- Сделать вывод о значении паукообразных в природе и жизни человека.
1)Образовательные задачи:
- Назвать многообразие видов класса паукообразные.
- Рассказать о многообразии следующих животных:
Тарантул,
Каракурт,
Скорпион,
Амбарный клещ,
Иксодовый клещ,
Сенокосец,
Паутинный клещ
- Продемонстрировать знания по всей теме «Паукообразные», с помощью разгадывания кроссворда.
2)Воспитательные задачи – Формирование экологического мировоззрения и экологической культуры у детей.
3)Развивающие задачи – сформировать у учащихся умение делать вывод о значении паукообразных в природе и жизни человека.
3) Тип урока: Урок изучения нового материала.
4) Вид урока: Семинар.
5) Компонент содержания образования:
- Знание о мире
- Репродуктивные умения
- Ценностное отношения к природе
6) План урока
Этап урока Время урока Методы обучения Средства обучения
1)Организационный 2 мин. Словесные 2)Проверка домашнего задания 5 мин Словесные Схемы, рисунки
3)Изучение нового материала 25 мин. Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные Схемы, рисунки, презентация,учебник.
4)Закрепление 10 мин. Словесные
Частично-поисковые Учебник.
5)Объяснение домашнего задания 2 мин. Словесные
6)Рефлексия 1 мин. Словесные 7)Деятельность
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1)Организационный Здороваюсь, проверяю готовность к уроку, проверяю присутствующих, настраиваю учащихся на работу. Здороваются, настраиваются на учебу, садятся.
2)Проверка домашнего задания Провожу устный опрос у доски, по прошлой теме. Устный опрос представлен в приложении 1.
Выборочно вызываю 4 человек к доске, задаю им вопросы по прошлой теме урока.
Ученик отвечает, на оценку, у доски на вопросы по прошлой теме урока.
3)Изучение нового материала Демонстрация презентации
Слайд 1. - тема урока.
Многообразие паукообразных.
Слайд 2.
- Называю многообразие видов класса паукообразные. По этим видам, дети рассказывают свои сообщения.
Тарантул,
Каракурт,
Скорпион,
Амбарный клещ,
Иксодовый клещ,
Сенокосец,
Паутинный клещ
Дети рассказывают сообщения. Остальные слушают и записывают главное. Также краткая информация представлена на слайдах по этим видам, которую они также записывают.
Слайд 3 - 4.
Тарантул
Некоторые пауки сидят в норках в засаде и нападают на проползающих поблизости насекомых. К ним принадлежит крупный паук, обитающий на юге России, — тарантул. Тарантулы обитают в засушливых районах: степях, пустынях. Днём они укрываются в вертикальных норках, глубина которых доходит до 60 см. Ночью пауки выбираются на поверхность и активно перемещаются по земле, охотясь на насекомых. Тарантулы не плетут ловчих сетей и используют паутину только в качестве покрытия стен норки и при строительстве яйцевого кокона. Тарантулы питаются, в основном, насекомыми: гусеницами, жужелицами, медведками, сверчками, тараканами
Слайд 5 - 6.
Каракурт
Самки гораздо крупнее самцов. Сравните сами: если длина тела мужских особей колеблется от 4 до 7 миллиметров, то женские особи вырастают до 2 сантиметров. Этих опасных существ можно встретить на территории Азии, например, в Казахстане. Обитают каракурты и в Европе, в частности на территории Украины. Для комфортного проживания этих представителей рода черных вдов нужна теплая осень и жаркое лето. На «обеденный стол» этого хищника могут попасть насекомые, такие как: кузнечики,майские жуки, саранча. Иногда каракурты питаются и другими беспозвоночными животными. Яда одного маленького каракурта вполне хватит, чтобы умертвить взрослого человека.
Слайд 7 - 8.
Скорпион
Скорпионы хорошо представлены в субтропиках и пустынях небольшими животными длиной 4-6 см. В тропиках обитают крупные скорпионы длиной тела до 15 см. Тело скорпиона, как и у паука, состоит из головогруди и брюшка. Брюшко имеет неподвижную и широкую переднюю часть и узкую, длинную подвижную заднюю. На конце брюшка имеется вздутие (там расположена ядовитая железа) с острым крючком. Им скорпион убивает свою добычу и защищается от врагов. Для человека укол крупного скорпиона ядовитым жалом очень болезненный, может привести к смерти. Хелицеры и ногощупальца у скорпионов имеют форму клешней. Однако клешни-хелицеры маленькие, а клешни-ногощупальца очень большие и напоминают клешни раков и крабов. Всего насчитывают около 750 видов скорпионов.
Слайд 9 - 10.
Амбарный клещ
Длина тела взрослых особей обычно составляет 0,3—0,5 миллиметра. Туловище овальное с глянцевым покровом, настолько тонким, что он просачивается. Рацион питания амбарных клещей состоит преимущественно из растительной пищи. Они часто портят запасы зерна, муки прочих пищевых продуктов. Амбарные клещи отличаются поразительной жизнеспособностью. Клещи многочисленны и невероятно вездесущи. В местах, где имеются органические вещества и немного влаги, обязательно живут клещи. Чаще всего амбарными клещами заражена мука и различные крупы. При повышенной влажности в доме, эти вредители массово размножаются и буквально кишат в местах хранения продуктов. Если человек съест амбарного клеща с пищей, то он может вызвать отравление. 
Слайд 11 - 12.
Иксодовый клещ
Семейство паразитиформных клещей. Насчитывают свыше 650 видов. Среди них встречаются опасные кровососы и переносчики клещевого энцефалита и клещевого боррелиоза. Всесветное, встречаются даже в Арктике и Антарктике. Длина самки 3-4 мм в голодном состоянии (увеличивается до 10 мм у насосавшейся самки, цвет которой меняется на светло-серый). Самцы до 2,5 мм. У самцов спинной жесткий щиток прикрывает все тело, у самок треть. Иксодовые клещи являются кровососущими паразитами и при укусе зараженного энцефалитом клеща вирус со слюной попадает в кровь теплокровного животного.
Слайд 13 - 14.
Сенокосец
К Сенокосцам относятся очень длинноногие паукообразные (около 3500 видов). Головогрудь у них нечетко отделена от брюшка, хелицеры слабые (поэтому сенокосцы питаются мелкой добычей), глаза располагаются в виде «башенки» сверху головогруди. Сенокосцы способны к самокалечению: когда хищник хватает сенокосца за ногу, он отбрасывает эту конечность, а сам убегает. Причем оторванная нога продолжает сгибаться и разгибаться — «косить».
Слайд 15 - 16
Паутинный клещ
это мелкие животные (0,3-0,6 мм) с округлым телом, покрытым редкими, но довольно заметными (под увеличением) щетинками. Самки немного крупнее – до 1 мм. Все виды, в той или иной степени, оплетают пораженные участки растения едва заметной паутинкой, за что они и получили свое название. Паутинные клещи живут колониями, как правило прячутся на нижней стороне листьев, под комочками почвы, под опавшими листьями, в оконных рамах и пр. Каждая колония может содержать сотни индивидуумов. Личинки и взрослые особи прокалывают листья и высасывают сок, отчего на листьях появляются светлые пятнышки, а при сильном поражении листья покрываются тонкой паутинкой и засыхают.
Слайд 17
Совместно с учениками сделать вывод о значении ракообразных в природе и жизни человека.
Паукообразные играют большую роль в природе. Известны среди них и растительноядные, и хищники, которые поедают других животных. Паукообразными, в свою очередь, питаются многие животные: хищные насекомые, птицы, звери. Почвенные клещи участвуют в почвообразовании. Некоторые клещи являются переносчиками тяжелых заболеваний животных и человека.
Паукообразные — первые наземные членистоногие, освоившие почти все условия обитания. Тело их состоит из головогруди и брюшка. Они хорошо приспособлены к жизни в наземно-воздушной среде: имеют плотные хитиновые покровы, обладают легочным и трахейным дыханием; экономят воду, играют важную роль в биоценозах, имеют важное значение для человека.
Несколько учеников рассказывают следующие сообщения:
Тарантул,
Каракурт,
Скорпион,
Амбарный клещ,
Иксодовый клещ,
Сенокосец,
Паутинный клещ
Остальные дети записывают краткую информацию по этим видам из сообщений и со слайдов.
Сделать вывод о значении паукообразных в природе и жизни человека.
Письменно в тетради разгадывают кроссворд по всей теме «Паукообразные»
4)Закрепление Слайд 18
Для закрепления учащиеся разгадывают кроссворд по всей теме «Паукообразные»
Вопросы к кроссворду:
1. Развитие из неоплодотворенного яйца, свойственное для некоторых паукообразных.
2. Опасное заболевание нервной системы человека, переносчиком которого является таежный клещ.
3. Тонкое и сверх прочное волокно, вырабатываемое пауками для ловли насекомых.
4. Группа паукообразных с длинными ногами, которые при опасности могут отбрасываться.
5. Группа паукообразных, обитающих в странах с жарким климатом. Охотятся ночью и при этом выделяют яд, который обездвиживает или убивает добычу.
6. Кожное заболевание человека, вызываемое клещами, паразитирующими в кожных покровах.
7. Органы дыхания паукообразных.
8. Паук, яд которого опасен для человека.
9. Представитель многочисленной группы паукообразных.
10. Число пар ног у паука.
Слайд 19
Ответы к кроссворду:
1. партеногенез
2. энцефалит
3. паутина
4. сенокосцы
5. скорпионы
6. чесотка
7. трахеи
8. каракурт
9. клещ
10. четыре
Учащиеся письменно в тетради разгадывают кроссворд. В конце урока, совместно с учителем, проверяем правильность ответов.
5)Объяснение домашнего задания Прочитать учебник со стр. 153 – по стр. 154. Ответить на вопросы после параграфа(стр. 156) Повторить записи в тетради. Слушают и записывают домашнее задание.
6)Рефлексия Обсуждение изученного материала. Спрашиваю, что было не понятно в новом материале, и отвечаю на вопросы. Отвечают. Задают вопросы, если было что-то не понятно.
8) Вывод по уроку: сегодня на уроки мы узнали о многообразии класса Паукообразные. Познакомились с многочисленными видами, такими как:
Тарантул,
Каракурт,
Скорпион,
Амбарный клещ,
Иксодовый клещ,
Сенокосец,
Паутинный клещ
Узнали характеристику и основные особенности этих видов. Также письменно разгадывали кроссворд, для закрепления, по всей теме «Паукообразные».
Сформировали умение делать вывод о значении «Паукообразных» в природе и жизни человека.
Приложение 1
Устный опрос у доски по теме: «Класс Ракообразные».
Расскажите о внешнем строении и среде обитания паука – крестовика?
Ответ: Внешнее строение и образ жизни. Паука-крестовика (названного так за крестообразный рисунок на спинной стороне тела) можно обнаружить в лесу, саду, парке, на оконных рамах деревенских домов и дач. Основную часть времени паук сидит в центре своей ловчей сети из клейкой нити — паутины.
Тело паука состоит из двух отделов: небольшой вытянутой головогруди и более крупного шарообразного брюшка (рис. 90). Брюшко отделено от головогруди узкой перетяжкой. На переднем конце головогруди сверху есть четыре пары глаз, а снизу пара крючкообразных твердых челюстей — хелицер. Ими паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал. По каналу яд из ядовитых желез, расположенных у их основания, поступает в тело жертвы. Рядом с хелицерами находятся короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания — ногощупальца. Четыре пары ходильных ног расположены по бокам головогруди. Тело покрыто легким, прочным и довольно эластичным хитиновым покровом. Как и раки, пауки периодически линяют, сбрасывая хитиновый покров. В это время они растут.
Как происходит пищеварение у паукообразных?
Ответ: Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки. В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Паук-крестовик не может питаться твердой пищей. Поймав добычу, например какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.
Как устроена дыхательная система паукообразных?
Ответ: Органы дыхания у паука — легкие и трахеи. Легкие, или легочные мешки, располагаются снизу, в передней части брюшка. Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей — длинных трубочек, доставляющих кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.
Расскажите откуда пауки берут паутину и зачем она нужна?
Ответ: На нижнем конце брюшка имеются три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину, — это видоизмененные брюшные ножки. Выделяющаяся из паутинных бородавок жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутинную нить. Различные части паутинных бородавок выделяют паутину разных типов. Паутинные нити различаются по толщине, прочности, клейкости. Различные типы паутины паук использует для строительства ловчей сети: в ее основании более прочные и не липкие нити, а концентрические нити — более тонкие и липкие. Пауки используют паутину для укрепления стенок своих убежищ и для изготовления коконов для яиц.