Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33”
Открытый урок биологии
Тема: «Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека»
Из опыта работы
учителя биологии первой
квалификационной категории
ГБОУ СОШ №33
Купченко Т.В.
Севастополь
2015
Тема урока: Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека.
Цели:
-обучающие: повторить, закрепить и расширить знания учащихся о классе паукообразных
Познакомить учащихся с многообразием паукообразных и их значением в природе и жизни человека.
-развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор
Формировать умение самостоятельно анализировать получаемую информацию ( выделять главное)
-воспитательные: формировать бережное отношение к животному миру
Формирование здорового образа жизни (профилактика чесотки, клещевого инцифалита)
Оборудование презентация к уроку, таблицы
Экран, компьютер, мультимедийный проектор
Тип урока – комбинированный
Методы: интерактивный Опережающее домашнее задениеПриёмы: индивидуальная работа, взаимопроверка, частичнопоисковый метод

План урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
3.Актуализация знаний учащихся.
4.Изучение нового материала.
5.Обобщение, закрепление, систематизация и контроль знаний учащихся.
6.Итоги урока.
7.Домашнее задание.
8.Рефлексия.
Структура и содержание урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
Древнегреческая легенда. ( приложение 1)
3.Актуализация знаний.
Вопросы учащимся : - среда обитания паукообразных?
Пауками заселена вся суша. Они живут повсюду, и в природе не найдётся уголка, где не было бы тех, или иных видов пауков. Но есть и водные пауки. Обитают они в подводных колоколах, заполненных воздухом. Немало среди них и паразитических форм.
- внешнее строение паука? ( на примере паука-крестовика)
Тело пауков имеет двухстороннюю симметрию. Покровы -водонепроницаемоя хитиновая кутикула. Тело разделено на головогрудь и брюшко. На головогруди – шесть пар конечностей: хилицеры, ногощупальца ( педипальпы), четыре пары ходильных ног. На переднем крае головогруди четыре пары простых глаз. На брюшке конечности отсутствуют или видоизменены в паутинные бородавки ( три пары).
- внутреннее строение паука крестовика?
Пищеварительная система: внекишечное пищеварение; сосательный желудок, в глотке-фильтр из волосков. Есть печень, слюнные и ядовитые железы.
Органы выделения: мальпигиевы сосуды.
Кровеносная система: незамкнутая. Кровь по сосудам движется при помощи пульсирующего сердца. Вытекает в полость тела, смешивается с полостной жидкостью- гемолимфа.
Дыхание: пара лёгочных мешков , трахеи.
Нервная система: головной мозг и подглоточная нервная масса ( срастание нервных узлов и брюшной нервной цепочки)
Органы чувств: щетинки, волоски,глаза.
- размножение?
Раздельнополые ( половой диморфизм). Оплодотворение внутреннее. Сложное брачное поведение.
Рост и развитие: развитие прямое. Рост сопровождается линькой. Забота о потомстве.
- роль паутины?
Решающее значение во всех жизненных проявлениях:
- добыча пищи
- размножение
- расселение
- пережидание неблагоприятных условий
Все ли паукообразные образуют паутину?
Нет не все . пауки волки преследуют свою добычу или бросаются на неё из засады.
4. Изучение нового материала.
Презентация творческих проектов учащихся на тему « Многообразие представителей класса паукообразные ». (Приложение 2)
Класс паукообразные:
Отряд Пауки
Отряд Скорпионы
Отряд Клещи
Отряд Сенокосцы
Отряд Фаланги ( Сольпуги).
В ходе презентаций рекомендуется учащимся дополнить на половину заполненную таблицу ( Приложение 3)
Вывод: класс паукообразные является разнообразным и имеет большое значение в биосфере и практической жизни человека.
5. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
- биологический диктант ( Приложение 4)
- взаимопроверка ( на экране правильные ответы)
6. Итоги урока: Рассмотрели разнообразие паукообразных, показали связь их организаций с образом жизни.
Раскрыли роль паукообразных в природе и в жизни человека.
7.Домашнее задание. Параграф учебника, составить кроссворд о паукообразных.
8. Рефлексия.
Приложение 1.
Послушайте, о чём говорит одна из древнегреческих легенд.
В те далёкие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Эй, Паллада,…Я предрекаю, и речённое скоро свершится,Скоро я вытку ковёр, коих не было в мире,И не сравнится с моим твоё мастерство, о Афина,Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,Будь безобразной Арахной, которую людиГнать и преследовать будут всегда, и вовекиБудут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
Приложение 1.
Тема нашего урока "Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека.
В древнейшие годы Арахна жилаИз тоненьких нитей полотна ткалаИ возгордилась своими трудами,Твердо решив состязаться с богами.С богиней Афиной спор завялаРабота Арахны прекрасней былаБогиня, со злости ее порвала,Арахну она в паука превратилаЧтоб вечно ткачиха ткала паутину.
Ребята, как по-вашему называется наука, которая изучает класс паукообразные? (Арахн - паук, логия - наука).
Приложение 2.
Пауки.
Встречаются пауки практически на всех обитаемых широтах поверхности земли. некоторые живут в воде
Паук-крестовик : В конце лета и осенью видны повсюду большие сети пауков-крестовиков – в лесу, в садах, под крышами строений. Своё название крестовики получили благодаря рисунку брюшка- на более тёмном фоне светлые пятна образуют фигуру похожую на крест. самка гораздо крупнее самца, 20-25 мм длинной, самец- 10-11мм.
Очень часто дома мы встречаем домового паука. Он является безвредным жильцом нашего дома. Плетёт большую, воронкообразную паутину, которую развешивает по углам помещений.
Пауки-хищники, уничтожают насекомых вредителей ( мух, комаров). Поэтому весьма полезные.
Паук серебрянка. Живёт под водой, дышит атмосферным воздухом. Строит воздушный колокол из паутины, от которого тянуться нити ловчей сети. Паук чаще преследует водных беспозвоночных, чем ловит в сеть, но поедает добычу в колоколе.
Значение: поедает личинок комаров, входит в цепи питания.
Почти все пауки ядовиты. Ядом они убивают свою добычу. Для человека, однако, опасны лишь несколько видов:
-каракурт это паук небольшого размера ( менее 1,5 см), с чёрным брюшком, на котором заметны 13 красных пятнышек. Яд каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи, действие его проявляется спустя 10-15 минут после укуса: боли в области живота, поясницы, груди, немеют ноги, головокружение, судороги, рвота. Без медпомощи может наступить смерть. В Америке распространён близкий каракурту вид - чёрная вдова. Самка паука после спаривания убивает самца если ему не удаётся вовремя спастись. Ядовитые пауки опасны для человека и домашних животных.
Сенокосцы
Среди других паукообразных сенокосцы выделяются своими непомерно длинными и тонкими ногами, поддерживающими сравнительно небольшое тельце. Днем они малоподвижны и сидят в трещинах коры на деревьях, в пазах бревенчатых стен и в других укромных уголках; к ночи же становятся более оживленными и выходят на охоту за мелкими насекомыми и паучками. Если, желая поймать сенокосца, мы схватим его за одну из его длинных ног, то нога отрывается, остается у нас в руках, а сам он на оставшихся ногах уходит от опасности. Оторванная нога в течение многих минут продолжает судорожно сокращаться ; это движение обычно сравнивают с движением косы при сенокосе, и отсюда возникли общеизвестные названия «паук-коси-сено» или «сенокосец».
Тело сенокосца имеет в целом яйцевидную форму и между головогрудью и брюшком нет перехвата, какой имеется у крестовика. Брюшко у сенокосца подразделено на сегменты, на нем нет паутинных бородавок, первая пара ротовых конечностей имеет вид маленьких клешней. Все эти существенные признаки, отличающие сенокосцев от пауков, заставляют отнести их к другой группе – к особому отряду сенокосцев.
Особо длинные ноги не придают особой быстроты бегу сенокосца, их предназначение иное: тело сенокосца всегда оказывается окруженным целым частоколом конечностей, с которыми прежде всего и встречается нападающий на него хищник. Схваченная ножка легко отрывается и своими подергиваниями отвлекает внимание преследователя, между тем как сенокосец продолжает уходить на оставшихся ногах. Глядя, как легко отрываются конечности у сенокосца, кажется, что они «некрепко» приделаны к телу, но это не так. Отбрасывание ног зависит от особого мускульного движения, которое делает сенокосец при сильном раздражении его ноги. Такое самокалечение или автотомия наблюдается у многих других животных.
Скорпионы,
Скорпионы. По внешнему виду их можно было бы принять за рака, сходство между ними только внешнее: у скорпиона нет усиков, клешнями вооружены у него не грудные, а головные конечности ( ногощупальца – придатки второй пары челюстей), дышит он при помощи легочных мешков и общее число конечностей у него такое же, как у настоящих пауков. Особенностями строения скорпионов являются членистое брюшко, задний отдел которого оканчивается ядовитым жалом. Жало служит и для охоты и для нападения. Яд скорпиона убивает насекомых, а человеку может причинить сильную боль и вызвать сильную опухоль. Самки скорпионов коконов не откладывают, а рождают живых детенышей, в отличие от пауков (учащиеся продолжают заполнение таблицы “Отряды класса Паукообразных”).
Самый крупный вид – скорпион-император. Обитают в западной Африке, достигает в длину 20 см. яд опасен для здоровья и даже жизни человека и животных. В фауне Украины- карпатский и крымский скорпионы. Эти виды небольших размеров ( до 4 см.).их укусы хотя и болезненны , однако не представляют опасности для здоровья и жизни человека. Крымский скорпион занесён в Красную книгу. В различных помещениях (жилище человека, библиотеки,музеи) обитает книжный скорпион. Он питается беспозвоночными животными, которые повреждают книги, музейные коллекции.
Фаланги ,сольпуги. своим внешним видом напоминают пауков, причина этого – специфическая форма конечностей (фаланги относятся к типу членистоногих) и их расположение на теле этого крупного (отдельные экземпляры достигают 5-7 см) животного, а также наличие хелицер – ротовых придатков, имеющих вид клешней или подклешен, как и у пауков. Однако фаланги, или, как их еще иногда называют, сольпуги (по названию отряда Solifugae), таковыми не являются, хотя и входят в класс паукообразных.
Фаланги – хищные животные, ведущие ночной образ жизни. Их рацион питания состоит в основном из мелких жуков и термитов, хотя отмечались и факты нападения фаланг на ящериц, что позволяет считать их всеядными.
Интересно, что при атаке фаланга устрашает противника громким звуком, получаемым при соприкосновении и трении хелицер друг о друга. Благодаря специфической форме тела фаланги чрезвычайно подвижны и маневренны. Отдельные особи способны развивать скорость 16 км/ч. Это их свойство обусловило происхождение одного из названий вида на английском языке – «wind scorpion» («Скорпион ветра). Фаланги предпочитают засушливый климат и пустынную местность. Таким образом, чаще всего они встречаются в крупнейших мировых пустынях. На территории бывшего СССР фаланги встречались в Нижнем Поволжье, Калмыкии, Северном Кавказе, Закавказье, в республиках Средней Азии, в Казахстане. В Европе также известны в Испании и Греции. Встречаются на южном берегу Крымского полуострова. Удивительно, но фаланги практически не распространены в Австралии.
Крупной особи фаланги под силу прокусить кожу человека и это делает фаланг опасными для людей. Дело в том, что хотя у фаланг нет желез, вырабатывающих яд, и специфических приспособлений для его впрыскивания, как у их ближайших родственников – пауков и скорпионов, но на их челюстях часто остаются фрагменты предыдущих жертв, гниющие и вследствие этого – весьма токсичные. При попадании в открытую рану при укусе образовавшиеся в результате разложения вещества могут вызвать как местное воспаление, так и общее заражение крови. Сам по себе укус фаланги даже без последствий – вещь неприятная и болезненная.
Как отряд фаланги имеют следующие научные названия: Solpugida, Galeodea, Solifugae Sundevall, Mycetophorae. Из общеупотребительных названий фаланг стоит отметить русские варианты – бихорки, сольпуги – и английские – wind scorpion, sun scorpion, camel spider, sun spider.
Отряд Solifugae насчитывает в своем составе 13 семейств, 140 родов и 1000 видов.
Отряд клещи (48000 видов)
Клещ - это общее название для маленьких паукообразных животных. Длина их тела обычно не превышает 1мм, очень редко до 5 мм. В отличие от других паукообразных тело клещей слитное и не разделено на головогрудь и брюшко, клещи не имеют глаз. Хелицеры у клещей, которые питаются твердой пищей, грызущего типа, а у питающихся жидкой пищей хелицеры образуют колюще-сосущий хоботок. Обитают клещи в почве, среди опавших листьев, на растениях, в воде, в домах человека. Питаются гниющими растительными остатками, мелкими грибами, сосут сок растений, участвуют в почвообразовании, в жилых помещениях людей микроскопические клещики питаются сухими органическими остатками, содержащимися в пыли. Клещи производит много молодняка, но не заботится о выводке.
Паутинные клещи повреждают различные культурные растения.
Амбарные клещи портят хранящиеся в зернохранилищах зерна культурных злаков. Клещи являются вторыми после москитов переносчиками человеческих болезней, она часто заразны и ядовиты.
Среди клещей есть питающиеся кровью человека и животных паразиты (собачий и таежный клещ), которые часто находятся в высокой траве и кустах, где они ждут возможности присоединиться к случайному хозяину. При этом тело насосавшегося клеща увеличивается в несколько раз - до размера крупной горошины. Физический контакт - это единственный метод транспортировки для клещей. Клещ не подскакивает и не летает. Изменения в температуре и длине дня - это некоторые из факторов, сигнализирующих клещу, что пора искать хозяина. Клещ может обнаружить испускаемую высокую температуру, или углекислый газ дыхания от соседнего хозяина. Они могут вообще опуститься на животное, когда полные, но это может занять несколько дней. Клещ имеет подобную гарпуну структуру в области рта, известную как гипостома, которая позволяет им закреплять себя твердо на месте во время кормления. Гипостома имеет ряд зубцов, поворачиваемых назад, из-за которых настолько трудно удалить клеща с кожи, как только они проникли внутрь хозяина. Клещ может сосать кровь около суток, увеличиваясь при этом в 20 раз! И голодать при этом до 7 лет!
Например, чесоточные зудни проникают в кожу человека и животных, прогрызают там ходы, вызывая заболевание - чесотку. Таежный клещи переносит вирусную болезнь - таежный энцефалит.
Меры защиты от клещей.
Первая помощь при укусе клеща
При укусе клеща не пытайтесь силой оторвать его, а смажьте его растительным маслом, подождите 30 минут, захватите пинцетом и пальцами в перчатках, как ближе к коже, и медленно вытягивайте. Если голова клеща осталась, то обработайте это место йодом или спиртом и промывайте дважды в день теплой водой до полного заживления.
Если в момент извлечения клеща вы случайно раздавили его пальцами, нив коем случае не прикасайтесь к глазам и слизистым оболочкам рта, носа, пока не вымоете руки с мылом.
Человек, подвергшийся нападению клеща, должен обязательно обратиться к врачу.
Приложение 3.
Отряд Представитель Особенности организации Значение в природе и для человека
Пауки Паук-крестовик
Домовый паук Головогрудь, нечленистое брюшко, Головогрудь имеет 6 пар конечностей, Брюшко взрослых пауков лишено конечностей, на нем располагаются паутинные бородавки, у оснований хелицер ядовитые железы Пауки - хищники и уничтожают насекомых-вредителей в значительных количествах. Поэтому они весьма полезны
Пауки Паук-серебрянка Живет под водой, дышит атмосферным кислородом, строит воздушный колокол Поедает личинок комаров, входит в цепи питания.
Пауки Каракурт Тарантул ,«черная вдова» Ядовитые железы содержат сильнодействующие яды Яд опасен для человека и домашних животных
Сенокосцы сенокосец Непомерно длинные ноги, между головогрудью и брюшком нет перехвата, нет паутинных бородавок, автотомия. Уничтожение мелких насекомых, звено в цепи питания
Скорпионы скорпион Тело до 15 см длиной, с сегментированным брюшком, оканчивающимся ядовитым жалом, имеются ногощупальца – придатки второй пары челюстей Охотится на насекомых, укус болезнен для человека
ФалангиСольпугиСкорпион ветра Крупные 5-7 см, хелицеры вид клешней нет ядовитых желез, на челюстях -остатки жертв(токсичность, заражение крови) Уничтожают мелких жуков, термитов, иногда ящериц. Токсичны, опасны.
Клещи Таежный клещ Сегменты хелицер и педипальп обычно объединены в более или менее подвижную головку, или хоботок, приспособлены для прокалывания и сосания, при сосании клещ может значительно раздуваться. Наружные паразиты животных и человека, могут быть переносчиками опасных заболеваний – энцефалита, туляремии, сыпного тифа.
Клещи Чесоточный клещ Микроскопически мелкие, живут в коже, питаются клетками кожи Паразиты человека и животных, вызывают чесотку.
Клещи Амбарные клещи Микроскопических размеров, живут в сырых амбарах, складах вредители продовольственных запасов
Приложение 4.
Биологический диктант.
1.Паук, обитающий в прудах и заводях рек? ( серебрянка)
2.Бродячий паук, чей укус вызывает болезненную опухоль, опасности для жизни человека не представляет? ( тарантул )
3.Клещ, являющийся переносчиком возбудителей энцефалита?(таёжный иксодовый клещ)
4.Яд этого паука в 15 раз сильнее яда гремучей змеи? ( каракурт)
5. Паукообразные с непомерно длинными и тонкими ногами, поддерживающими небольшое тельце? ( сенокосцы)
6. Паукообразные, не имеющие ядовитых желез, но очень токсичные, способные вызвать заражение крови?( сольпуги)
Используемые ресурсы:
Латюшин В.В. и др. «Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений» - М.: Дрофа, 2005.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. «Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. И др.» - М.: ВАКО, 2004. dreamworlds.ru
www. photokonkurs. Com
http://trodlobiont.livejournal.com/
www. giport. ru