Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность.


Современное образование: новые требования, новые возможности,
новая ответственность.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь самостоятельно добывать информацию, работать с ней, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
требований к результату образования,
требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования, темы, дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам.
Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные (т.е. способы деятельности усвоенные, полученные на базе нескольких учебных предметов, основанные на самостоятельной интерпретации полученной информации, умение учиться) и на личностные результаты (т.е. превращение знаний, приобретенных в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в нравственные принципы).А эти результаты (предметные, метапредметные, личностные) могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания. Но ведь так можно вновь создать условия для постепенного размывания единого образовательного пространства, как это было в начале 90-х годов. Надо понять, что число степеней свободы для системы образования не может быть выше некоторого критического уровня, иначе она «пойдет вразнос». Значит, нужен определенный «регулятор», определенный ориентир при выстраивании содержания образования. Если его не будет, то мы можем впасть и в другую крайность. Как известно, свято место пусто не бывает, и место ориентира построения содержания образования может занять только ЕГЭ.
В этих условиях и возникла идея фундаментального ядра содержания школьного образования – того минимально необходимого содержания, без освоения которого выпускнику школы невозможно ни продолжить образование, ни полноценно реализовать себя в современном обществе.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные 
действия (регулятивные, коммуникативные, познавательные).
Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Что такое информационно-образовательная среда? Требования к информационно-образовательной среде (ИОС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Информатизация в  образовании  является важным условием реализации национальных образовательных проектов  и  инициатив, а также федеральных целевых программ  и  новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Как будут учить по новым стандартам? 
Изменится подход к изучению программ. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни.
Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы. Вот этому мы и обязаны учить начиная с первого класса.
Невозможно от ребенка, который только зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.