Тема урока: Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения


Тема урока: Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложенияУрок разработан в форме повторения и обобщения по теме «БСП»
Основная цель урока: познакомить с порядком синтаксического разбора БСП, отработать пунктуационные навыки
Задачи:
- обобщение и систематизация знаний, полученных ранее;
- развитие пунктуационной зоркости;
- развитие навыков монологической и диалогической речи;
- развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог.
Цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к своим близким.
Ход урока
Орг. момент
Повторение пройденного. Работа в парах. На партах листы оценивания и карточки с предложениями. Найдите БСП, расставьте знаки препинания, объясните.
1.Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.
Толстой Л.Н.
2.Любовь интереснейшая и самая простительная из всех человеческих слабостей.
Диккенс Ч3.Уж таков закон влюбленных все они друг другу братья.
Руставели Ш.
4.Истинная любовь не знает пресыщения будучи всецело духовной, она не может охладиться.
Гюго В
5.Кто не знал любви тот все равно что не жил.
Мольер Ж.-Б
6.Любовь не милостыня ее каждому не подашь
7.Некрасивых нет есть нелюбимые
Шекспир В.
8.Реже видишь больше любишь
9.Любовь это желание жить
Бердяев Н
10.Любовь не может властвовать над людьми но она может изменить их.
Толстой Л.Н
11.Любовь слепа дружба зажмуривает глаза.
12. Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается это ангел с одним крылом.
Дюма А
Проверка по ключу, объяснение знаков препинания в БСП. Выставление оценок в листы оценивания.
Учитель: - Какая тема объединяет эти предложения?
В преддверии 8 Марта, хотелось бы поговорить о любви. Любовь может быть разной: мужчины к женщине, женщины к мужчине, к родителям, к Родине. Французский писатель Альбер Камю считал, что в основе всех вещей лежит любовь.
У вас на столах лежат карточки с перепутанным синтаксическим разбором БСП. Попробуйте определить очередность выполнения синтаксического разбора (3 мин)
Верный алгоритм синтаксического разбора БСП
1.Определить тип предложения по цели высказывания, по структуре, основным средствам связи.
2.Указать количество частей БСП, определить их границы.
3.Определить смысловые отношения между частями БСП
4.Проанализировать грамматические средства, выражающие синтаксические отношения
5. Построить схему БСП
- Сверить работу с учебником стр. 172-173
4. Закрепление темы.
Выполнить синтаксический разбор БСП, используя алгоритм .
Любовь не милостыня: ее каждому не подашь. (повествовательное, невосклицательное, сложное, БСП, состоит из 2 частей, отношения причины, отношения выражены пояснительной интонацией)
5. Работа с текстом.
1. Любимая… Это волнующее слово Абай не раз встречал в книгах и слышал от других. Но сегодня оно покинуло песни, сошло со страниц книг и предстало перед ним во всем обаянии своего значения-в живом воплощении, в смехе, в движении, в улыбке, в дыхании юного существа с нежным лицом, стройным станом, с взглядом, томившим сердце.
Любимая…
Взволнованный, он поднял лицо к звездному небу. С гор доносилось ароматное дыхание весны. Абай жадно вдохнул его свежую струю.
Луна была на ущербе. Она медленно подымалась к зениту, недоступно высокая, уплывающая вверх. Она манила и сердце туда, в высоту, ясную и безоблачную. Лунный свет проникал в душу и наполнял ее радостью и грустью.
С Верблюжьих горбов виднелись отроги Чингиза. Лохматые горы, посеребренные лунным светом, замерли в неподвижной дремоте.
Огромные стада овец вокруг аула лежали спокойно. Они дремали, безучастные, утихшие… В свежем дуновении весенней ночи Абай почувствовал приближение утра, необычайного прекрасного, которое должно наступить только для него одного…
«Любовь ли это? Она ли? Если это-любовь, то вот колыбель ее: мир, объятый спокойствием ночи..» Так говорит взволнованное сердце.
Лунная ночь словно купается в молоке. Грудь Абая не вмещает могучего прибоя чувств. Трепещет и замирает сердце.
М.Ауэзов «Путь Абая»
-Выразительно прочитайте отрывок из романа М.Ауэзова «Путь Абая». Определите тему, тип речи.
-Какой видит любимую Абай? С кем она ассоциируется? Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства: метафоры, риторические вопросы, олицетворения, эпитеты. Какова их роль в тексте?
-Составьте из выделенных простых предложений БСП. Запишите их, объясните знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
6.Работа с поэтическим текстом.
-Выразительно прочитайте. Определите основную мысль текста. О какой любви идет речь в стихотворении? Какие теплые слова ты можешь сказать в адрес мамы? Найдите в стихотворении БСП
-Напишите сочинение-эссе на тему «При солнышке –тепло, при матушке-добро», используя БСП. Выполните синтаксический разбор одного БСП
Сердце
Девчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!"
Девчина в ответ, заплетая косу:
"Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!"
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?»
Д.Кедрин7.Итоги урока.
Домашнее задание: стр 172-173, упр. 183