Конспект занятия для педагогов на тему В гармонии с собой


МБОУ г. Астрахани
«Основная общеобразовательная школа № 3»
Практическое занятие для педагогов
с элементами тренинга и
использованием позитив - технологий
« В гармонии с собой»
АСТРАХАНЬ, 2017
Практическое занятие для педагогов
с элементами тренинга и
использованием позитив - технологий
« В гармонии с собой»
СЛАЙД № 1
Практическое занятие проводится в рамках педагогического фестиваля, с целью предупреждения синдрома профессионального выгорания педагогов, принятия и уважения себя, рефлексии своих слабых и сильных сторон, активизации творческого потенциала и открытия новых ресурсов для более продуктивной работы в сфере образования.
Перед тренингом раздаются участникам пригласительные открытки, желательно найти время для личного приглашения (Приложение №1).
I этап – создание доверительного и комфортного пространства.
Предлагается приколоть бейджик со своим именем.
Упражнение «Что в имени моём?». Каждая из нас знает, что обозначает ее имя, и я надеюсь, что каждой ее имя нравится, только в этом случае имя несет энергетическую поддержку человеку и помогает идти по жизни. Но не все знают, что инициалы человека имеют свое значение, они говорят о характере человека и несут определенную направленность.
СЛАЙД № 2
А – сила и власть
Б – способность к большим чувствам
В – непостоянство, отсутствие системности
Г – таинственность
Д – общительность, умение притягивать людей
Е – умение мобилизоваться
Ж – неуверенность
З – склонность к сомнениям, материальные трудности
И – впечатлительность, напряжение
К – большие запросы и нервозность по их достижении
Л – логика, изобретательностьМ – трудолюбие и педантичность
Н – большая энергия и творческие амбиции
О – большая эмоциональность
П – скромность, дистанция, склонность к одиночеству
Р – постоянное напряжение, сильная эмоциональность
С – частые депрессии, нервозность, смена настроения
Т – бесконечные поиски, погоня за идеалом
У – развитая интуиция
Ф – нежность
Х – сексуальные проблемы
Ц – внешние проявления внутренних переживаний
Ч – верность
Ш – бескомпромиссность, ревность
Щ – развитые интеллектуальные способности, мстительность
Э – поиск психологического равновесия
Ю – большие амбиции, отсутствие системности
Я – интеллигентность, творческие способности
Далее педагог-психолог сообщает тему практического занятия
СЛАЙД № 3
В. Гюго, обращаясь к человечеству, говорил: «Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами – сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина».
Музыка «Очень красивая…» 0,5 мин., убавить громкость и сделать как фон на время сообщения темы занятия, затем музыка выключается.
Сегодня мы с вами будем рассуждать о нас с вами, но будем говорить не на тему профессионализма, не об учениках, не о коллегах. Это, конечно, важные темы в нашей жизни, но сегодня хочется поговорить о нас, о нас слабых, и в тоже время сильных. Ведь не секрет, что у каждой из нас своя необычная жизненная дорога, и, конечно же, о каждой, из здесь присутствующих, можно написать книгу. Безусловно, книги будут очень разные, но в одном они будут схожи – они будут интересные и полные событий.
Группой совместно принимаются правила проведения практического занятия. 
1. Открытость.
2. Активность.
3. Каждый говорит от первого лица – «Я думаю, я считаю, я чувствую…»
4. Не перебивать говорящего.
5. Конфиденциальность.
6. Доброе и доверительное отношение к присутствующим.
7. Правило «Стоп», если чувствуешь, что не можешь говорить, можно всегда остановиться.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнение 1. Разминка (10 мин)
Упражнение «Картинка».
Цель: упражнение направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение, самосознание.
Материалы и оборудование: Педагогам раздаются картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция: «Выберите 1 или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или она вам просто понравилась».
- Расскажите, почему вы выбрали эту картинку. Учителя рассказывают - почему они выбрали ту или иную картинку, объясняют свой выбор.
Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, снимается напряжение.
Упражнение 2. «Откровенно говоря» (5- 7 мин).
Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.
Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 2)
Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Распечатываются заранее и раскладываются на столе текстом вниз,как билеты на экзаменах.
Упражнение 3. «Молодец!» (5-7 мин).
Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний.
Педагоги встают друг напротив друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т.д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов, повышение самооценки педагогов.
Звучит «Очень красивая музыка…» Рефлексия упражнения: по кругу каждая участница проговаривает, я сейчас чувствую…, это упражнение помогло мне понять…
Упражнение на отдых «Передай колючего ежа, тяжёлый камень, легкое пёрышко, горячий картофель из костра, полную кружку кофе, горсть ягод, маленького котенка и т.д.»
СЛАЙД 4. Упражнение 4. «Калоши счастья» (10 минут).
Цель: Развитие позитивного мышления педагогов.
Задачи:
-развитие навыков самопознания.
-формирование навыков позитивного восприятия мира.
-развитие позитивной Я – концепции.
-развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование:
Калоши счастья (игровой элемент, обычные резиновые колоши, желательно большого размера, с веселым дизайном), карточки с ситуациями.
(см. приложение 3,4)
Инструкция: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фея Счастья подарила на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».
Ожидаемый результат: Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
СЛАЙД № 5
Звучит стихотворение о женщинах:

Людмила Татьяничева, 1915-1980
У наших женщин есть такие лица: К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах могла тебе открыться
Красивая и гордая душа. Такая в них естественность, свобода, Так строг и ясен росчерк их бровей,
Они, как наша матушка-природа,
Чем дольше смотришь, тем ещё милей.
(1943г)
Не правда ли замечательные строки?
СЛАЙД № 6
Упражнение 5.- 10мин. Следующее задание прекрасным дамам – сочинить синквейны о женщинах. Группа делится на 2-3 подгруппы.
Синквейн – это четверостишие, в заглавии стоит тема, понятие, далее-первая строчка состоит из двух прилагательных, характеризующих понятие; вторая строчка состоит из трёх глаголов, описывающих то, что позволяет делать или даёт исследуемое понятие; третья строчка рисует некоторое действие; четвёртая строчка резюмирует значение исследуемого понятия для создателя синквейна.
( свое )Кофе Женщина…
Ароматный, крепкий Прекрасная, любимая
Бодрит, волнует, наполняет Творит, волнует, вдохновляет
Творить нас заставляет И незаметно направляетА как же чай полезный «Каркаде»? В этом есть счастье и сущность ее


Итак, у всех название синквейна одно и то же – женщина, а далее психолог даёт на работу не более десяти минут.
Музыка из к/ф «Доживем до понедельника»
После предлагается зачитать свои мини-сочинения и отрефлексировать своё состояние: чувства и мысли.
СЛАЙД № 7
Упражнение 6. «Комплимент». Какая женщина не любит комплиментов, но не все умеют дарить комплименты, а многие не умеют их принимать на свой счёт. Давайте вспомним правила, соблюдая их, мы научимся дарить и принимать приятные слова по отношению к другим и к себе самим. Обращение к человеку нужно начинать с его имени, необходимо по-доброму посмотреть в глаза и сказать добрые слова, конечно, эти слова должны идти от души и соответствовать действительности. Принимающий же внимательно должен выслушать и поблагодарить, и не забывайте, что человеку, который дарит вам комплимент тоже нелегко, попробуйте его не обидеть равнодушием.
Комплимент – это приятные, искренние слова, подчеркивающие особенности другого человека.
Говоря такие слова, мы можем:
*расположить к себе
*снять напряжение
*отметить достоинства
*сгладить оплошность
*оказать поддержку
Рефлексия упражнения. Проговаривание чувств, эмоций. Что было легче, а что труднее? (принимать комплимент или дарить его)
СЛАЙД № 8. Упражнение 7. А сейчас я хочу подарить вам небольшую притчу:
Звучит мелодия «Сердце бога»
Пришла женщина к Богу, рассказала ему о своей тяжелой ноше и попросила полегче крест, а то слишком у неё тяжёлая жизнь: дети не радуют, муж относится не должным образом, да и на работе проблемы. Бог ей предложил выбор, завёл в зал, где крестов было видимо-невидимо. Женщина один подержала – тяжёлый показался, ещё один – тоже тяжело, она попробовала все кресты по очереди и, подойдя к выходу, заметила небольшой крестик. Дама очень обрадовалась, всем подошёл ей этот крест, и она твёрдо указала Богу на свой выбор. На что Всевышний ей ответил: «Так это твой крест и есть, ты выбрала свой крест!»
Милые мои коллеги, я знаю, что каждая из нас несёт свой жизненный крест с достоинством, но каждой хочется, чтобы мир вокруг нас был чуть лучше, чуть благосклоннее к нам, поэтому я предлагаю, сейчас мысленно пожелайте себе и своим близким того, чего хочется сильнее всего, пусть ваши пожелания обязательно исполнятся.
Звучит релаксационная музыка
СЛАЙД № 9.
Упражнение 8. «Моя афирмация».
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями – аффирмации (приложение 6).
Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки с позитивными утверждениями- аффирмациями, если вам она не нравится, то можете вытянуть другую, которая Вам близка». Участники тянут карточки с аффирмациями и зачитывают их.
После завершения упражнения можно задать следующие вопросы:
- Какие у Вас ощущения от этого упражнения? Трудно было ли прочитать фразу? И т.п. участники делятся впечатлениями. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта. Положительный настрой.
Подведение итогов занятия.
Цель: Шерринг - вербальная рефлексия занятия, завершение, подведение итогов.
Материалы и оборудование: По окончании занятия участникам раздаются анкеты «Обратная связь» (приложение 5).
Инструкция: «Наше занятие подошло к концу и Вам предлагается в завершение заполнить небольшие анкеты, в которых Вы можете написать свои впечатления от занятия.
Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишите ваши впечатления, по - очереди расскажите о них».
Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет. И свои пожелания.
СЛАЙД № 10
Здоровья Вам, женского счастья,
нежной Любви, открытых улыбок,
Внутренней Гармонии вам и вашим близким
Желаю Вам счастья…
Включается презентация «Хроника нашей жизни»
Приложение 1

ПРИГЛАШЕНИЕ
Уважаемая___________________!
Нам приятно пригласить Вас
на практическое занятие
«В гармонии с собой!»
Надеемся, в кругу коллег
Вы получите удовольствие
от совместно проведенного
времени
Ждем Вас в кабинете № 27
___ марта в 12.00
Ваш психолог С.В.
Приложение 2
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»:
-Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
-Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…
-Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
-Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
-Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
-Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завуч…
-Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
-Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
-Откровенно говоря, моя работа…
-Откровенно говоря, мое здоровье…
- Откровенно говоря, после рабочего дня…
-Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
-Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…
-Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
-Откровенно говоря, успехи на работе…
Приложение 3
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»:
-Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.
• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
-Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
-На работе задержали зарплату.
• Можно сэкономить на чем-то.
• Можно теперь сесть на диету.
-Большинство Ваших учеников написали контрольную работу очень слабо.
• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
-Вы внезапно заболели.
• Хороший повод отдохнуть.
• Заняться наконец-то своим здоровьем.
Приложение 4
Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик):
• Трудно ли Вам было отвечать?
• Было ли для Вас что- то новое?
• Считаете ли Вы полезным упражнение?
• Открыли ли Вы что - то новое для себя?
• Как Вы себя сейчас чувствуете?
• Какие у Вас сейчас ощущения?
Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.
Приложение 5
Карточки к упражнению
«Моя аффирмация» (позитивные утверждения):
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА! Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ! Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ! У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ! МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!
Я СЧАСТЛИВА! Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ! Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ! Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ! Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ! Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Приложение 6
Анкета «Обратная связь»
Что Вам понравилось, было интересно?___________________________________________ _____________________________________________________________________________
Что Вам не понравилось, не вызвало интереса?____________________________________ _____________________________________________________________________________
Ваши пожелания______________________________________________________________