Развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Стрельченко С. Н.

Шарыпово 2017 г.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.
Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, религия и культура. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участи ребенка в жизни общества. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.
Для чего нужны коммуникативные навыки ребенку? Дети, обладающие лидерскими качествами и постоянно пребывающие в центре внимания, гораздо легче адаптируются в детском садике. Они охотно идут на контакт и легче завязывают новые знакомства. В тоже время другим карапузам иной раз сложно  отважиться произнести даже слово. Коммуникативные навыки замкнутых малышей развиты слабо, хотя зачастую оказывается, что их внутренний мир богаче, а общение с ними наполняет собеседника спокойствием и умиротворением.
     Принято считать, что дети, которые посещают различные кружки творческих направлений, легче идут на контакт. Это не совсем так, поскольку коммуникабельность зависит не только от навыков общения и личного примера взрослых. Важную роль играет также психологический портрет ребенка. Маленькие экстраверты более активны, общительны и любознательны. Интроверты — недоверчивы и замкнуты. Конечно, можно попытаться «раскачать» и интроверта, но такие старания обычно не приносят результата. Непринужденная и легкая беседа для большинства интровертов не характерна.
    Коммуникативные способности (или умение общаться) — это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Что же это за особенности личности:
Желание вступить в контакт с окружающими - («Я хочу!»).
Умение организовать общение («Я умею!»), которое включает в себя:
1.Умение слушать собеседника;
2.Умение эмоционально сопереживать;
3.Умение решать конфликтные ситуации.
Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников (ощущают дискомфорт, им не интересно находиться со сверстниками).
Для достижения положительных результатов развития коммуникативных навыков детей,  следует использовать следующие методы и приемы:
словесные (рассказ, беседа, составление детьми рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений);
наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей, решение социально - нравственных задач); игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и     сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация); здоровье сберегающие игры (пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательные гимнастики, подвижные игры и др.), сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений.  
Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей, решение социально - нравственных задач);
     Говоря о здоровье, мы должны учитывать здоровье не только физическое, но и эмоциональный комфорт детей. Играть с детьми в игры, которые развивают эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении: «Давайте говорить друг другу комплименты» и д.р.. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.
      Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя с детьми, вы взаимодействуете, друг с другом, учите соблюдать правила и вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения.
       Важное средство развития навыков совместной деятельности сюжетно-ролевая игра. Дети сочиняют сюжеты, обыгрывают их. Очень важно участие взрослого в игре, который задает наводящие вопросы, помогает детям организовать сюжет.
Совместные мероприятия, «Мама, папа и я – спортивная семья», «Лыжня», «Ледяные скульптуры» и другие, благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.
В результате совместной работы с родителями дети лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей. Научились чувствовать настроение взрослого и сверстника, проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
Работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели и родители.