Урок развития речи Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему


Тема: Подготовка к сочинению –рассуждению по прочитанному тексту на морально-этическую тему.
Цели урока: 1) раскрыть на примере текста тему дружбы;
2) развивать аналитические и творческие способности учащихся;
3) способствовать духовному становлению личности, формировать чувство совестливости:
4) создать условия для закрепления знаний учащихся по выполнению анализа текста и написанию сочинения –рассуждения по заданному тексту.
Ход урока.
Организационный момент.
Известному дагестанскому поэту Расулу Гамзатову принадлежат слова: «Что можно знать о человеке, не увидев ни разу, как он работает?!» Согласны ли вы с этим высказыванием? Как понимаете его? Давайте покажем гостям, как мы работаем, чтобы у них сложилось о нас определенное мнение. Готовы к работе? Запишем число.
Обратимся к записанным высказываниям о дружбе.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу – всё равно что лишить мир солнечного света. (Цицерон.)
Дружба по жизни как тонкая нить, старайся её и беречь, и хранить. (Г.Акулов.)
3) Тот истинный друг твой, кто честен и прям. (Саади.)
- Прочитаем высказывания известных поэтов –мыслителей.
- Какой общей темой они объединены?
- Как вы их понимаете? Объясните их смысл.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О дружбе).
- Итак, мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба, что является главным в ней, и на основе заданного текста будем готовиться к сочинению –рассуждению.
- Чем является дружба для вас? Что такое дружба в вашем понимании? Какие ассоциации возникают со словом «дружба»? Составим небольшую ассоциограмму.
Верность
Согласие Счастье
\ /
Взаимопонимание - Дружба - Доверие
/ \
Забота Поддержка
- Как объясняют лексическое значение слова «дружба» словари? (Чтение определения)
III. Лингвистическая разминка.
В качестве лингвистической разминки предлагаю повторить некоторые задания тестовой части ГИА.
Задание А2. Укажите, в каком значении употребляется слово «мир» в предложении 1?
Согласие, отсутствие вражды, войны:
Спокойствие, тишина:
Вселенная:
Соглашение о прекращении войны.
Задание А3. Какое средство речевой выразительности используется в предложении 2?
метафора: 2) эпитет; 3) сравнение: 4) олицетворение.
Задание А4. Укажите ошибочное суждение:
В слове «дружбы» (предл.1) все согласные звуки звонкие:
В слове «лишить» (предл. 1) под ударением произносится гласный звук и.
В слове «тонкая» (предл.2) звуков больше, чем букв;
В слове «хранить» (предл.2) мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.
Задание А5. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
Приятнее:
Беречь:
Хранить;
Отважна.
Задание В1. Замените книжное слово «истинный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание В2. Замените словосочетание «солнечного света» (предл.1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Задание В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Задание В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
IV. Анализ текста В.А.Осеевой.
Слово о жизни и творчестве автора. Обращение к слайду 2.
Слово учителя:
С доброй улыбкой и щемящей грустью пишет Осеева о ваших ровесниках –пятнадцатилетних подростках. И это не случайно. Юность – дорогая, невозвратная пора ожиданий, пора надежд, когда кажется, что весь мир у твоих ног и всё тебе по плечу. Юность – это бескорыстная дружба и первое признание в любви. Это радости и огорчения, сомнения и открытия. Юность – это пора взросления, пора размышлений о жизни и о себе. Разными дорогами уходят люди из юности, разные испытания выпадают им во взрослой жизни, но воспоминания о крылатой поре живут всегда в их сердцах.
Выразительное чтение текста учащимися.
Аналитическая работа над текстом.
- Какова тема текста?
(Тема – дружба.)
- В чём Динка должна была признаться Андрею?
(Она должна была признаться в том, что уже выросла, что из двух ребят ей больше нравится Лёня и она хочет быть с ним. Андрей третий лишний.)
- Какие слова, выражения использует писательница, чтобы передать душевное состояние Динки?
(«с тревогой на душе» (предл.1), «тревожно на душе» (предл.6).
- Что такое тревога? (Беспокойство, волнение.)
- Почему у Динки было «тревожно на душе»? Выберите правильный ответ. (Слайд 3)
- Как пишет автор о том, что расставание с другом – сложное испытание для повзрослевшей Динки?
(предложения 16, 17).
- Какие средства выразительности используются в этих предложениях?
(Метафоры).
- Почему Динка дорожит отношениями с Андреем?
(Андрей был настоящим другом. Он хорошо понимал Динку и любил делать для неё приятное. Она доверяла ему свои тайны –предл. 4).
- Легко ли ей сказать правду Андрею? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
(Нет. –предл.7. Динка понимает, что правда для Андрея будет тяжёлым потрясением, а она не хочет обижать верного друга.)
- Как по –другому могла поступить героиня?
(Могла бы всё оставить, как есть: по-прежнему встречаться с ребятами. Но тогда бы ей пришлось обманывать Андрея, чтобы быть вдвоём с Лёней.)
- Могла ли пойти на это Динка? Почему?
(Нет, она не хотела лгать Андрею. Ей было совестно.)
- Как об этом пишет автор? (предл. 11,12).
- Как к переживаниям подруги относится Лёня? Выберите правильный ответ. (Слайд.) Докажите текстом. (предл.18,20.)
- Какое окончательное решение принимает героиня?
(Она решила рассказать Андрею правду – предл. 28.)
- Какое высказывание отражает наиболее полно основную мысль текста?
Выберите правильный ответ. (Слайд.)
Слово учителя:
Так к какому выводу мы приходим? В чём нас убеждает автор? Что самое главное в дружбе? (Обращение к ассоциограмме).
Главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями. Обманывая тех, кто нас любит, мы предаём их, обрекаем на страдания, а себя – на угрызения совести. Поэтому, принимая важное в жизни решение, мы должны прислушиваться к голосу совести и поступать так, чтобы не причинять боль другим.
V. Работа над композицией сочинения – рассуждения.
1. Прочитать творческое задание С2.2. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста (предл.28): «И из нас троих нельзя обмануть никого!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
2. Вспомним, из каких частей состоит сочинение –рассуждение. (Слайд.)
3. Вначале напишем небольшое вступление, в котором раскроем тему текста и сформулируем тезис. По какой схеме строится тезис?
(Герой – основное событие – отношение героя к этому событию: его чувства, переживания, размышления, вызванные случившимся.)
VII. Написание сочинения –рассуждения.
VIII. Рефлексия.