Урок — исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой Акула


Урок-исследование
«Кульминационные моменты в рассказе Л.Н.Толстого «Акула»
Урок деятельностной направленности по целеполаганию:
урок «открытия» нового знания
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого,
формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства
формы и содержания,
воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на
художественное произведение
Задачи урока: учить анализировать художественные тексты и на этой основе формировать умение
осмысленно воспринимать литературные произведения;
воспитывать любовь к прекрасному, доброму и вечному;
развивать интеллектуальные способности, эмоциональную сферу, расширять
кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики.
Ход урока: 1-2 мин. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-могу»)
Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
1. Самоопределение к деятельности. (7 мин. Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия)
Метод «Чтение с пометками» (обращение к портрету)
У: – Ребята, узнали ли вы писателя? (Л.Н.Толстой)
-Прочитайте отрывок из биографии Л.Н. Толстого. При чтении, карандашом попробуйте выставить пометки на полях: + - уже знал, ! – узнал новое, ? – хочу узнать.
Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого Рабочий лист)
Проверка (озвучивание помет)
Методический прием «Кластер»
Рассказы Л.Н.Толстого
художественные научно-познавательные
В чем различие?
вызывает чувства сообщает факты
Пример таких рассказов
«Лебеди» «Зайцы»
У: - Сделаем вывод: продолжим изучение произведений писателя из прочитанной биографии.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3-4 мин Ц: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока: Где? и почему? Что сделать?)
-Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, необходимо справиться с хитрым заданием
(групповая словарная работа в паре): найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложений.
Артиллерист – а) военнослужащий
б) спортсмен
Полотно – в) слабое освещение
к) льняная ткань
Фитиль- у) горючий шнур для орудия
е) тропическое растение
Ропот- л) негромкая недовольная речь
к) классическая музыка
Хобот- и) удлиненный нос
а) задняя часть орудия – ( оба верны – многозначность слова)
3. Постановка учебной задачи.
( Как?) Проверим, какие буквы остались, что же за слово у нас получается? Из правильных ответов составляется слово «АКУЛА»
-Что вы знаете об акулах?
Сообщение учащимся об акулах.
« Акула – страшная хищница моря… Это очень древние рыбы. У всех акул скелет не косный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб, вымерших миллионы лет назад. Благодаря обтекаемой формы тела при движении они испытывают ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают. Акула – это слово с ненавистью произносят рыбаки и моряки: она распугивает и уничтожает рыбу, рвет сети, иногда нападает на людей. Пасть в нижней части головы акулы, похожа на узкую поперечную щель, и вся она усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей. Не все акулы хищники. Многие питаются планктоном, медузами, мелкой рыбешкой»
- Что нового вы узнали об акулах?
-Как назывался такой текст? (научно- познавательный)
Вывод: Л.Н.Толстой, рассказ «Акула»
4.Построение с детьми нового способа действия и формирование способности к выполнению
Методический прием: «Предположение»
- предположите, если текст называется «Акула», то попробуйте определить тему рассказа. (о животных)
- Предположите какой жанр этого рассказа? Художественный текст? Или научно-познавательный?
- Давайте откроем учебники и разберемся с этим спорным вопросом (стр. 4)
Работа над новым материалом
- Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка, который экватор делит пополам. (Африка)
- Попробуйте определить климатический пояс (жаркий)
- А ну-ка, попробуйте ощутить горячий пустынный ветер. Помогите мне выбрать для путешествия транспорт (корабль) Точнее парусник.
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Акула»
- Вперед! (учитель читает, слайд-рисунки сопровождают чтение или живая книга в руках учителя)
Пауза после прочитывания.
5. Первичное закрепление во внешней речи (4-5мин)
- Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. ( название рассказа вызывает беспокойство. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно. Когда раздается крик «Акула!»)
- Какое место в рассказе вас заставило особенно переживать? ( после выстрела, остались ли живы дети)
- Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость)
- Кто рассказал вам эту историю? ( рассказ ведется от лица автора и носит повествовательный характер)
ФизминуткаК океану мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4 –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
№,2,1 – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине,
Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой!
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
-Ребята, а теперь мы будем читать и анализировать рассказ, используя сюжетно-композиционный треугольник. Вспомните строение этого треугольника: с чего он начинается?
Д:- Треугольник начинается с вступления
Сюжет
Самый напряженный момент
(Кульминация)
Развитие действия Продолжение действия
Вступление
(место, время действия) Начало действия Конец действия

Завязка Развязка
- Найдите и прочитайте его. (1 абзац)
- Назовите следующую часть?
Д: - Завязка – начало действия.
- Найдите ее. (2,3 абзац)
- Что происходит далее?
Д: А дальше разворачиваются действия.(4,5,6 абзацы)
_ Как на судне оказались мальчики?
- Мужчин воспитывали с юных лет выносливости и смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Еще раз зачитайте, как они плавали.
- Какие события происходят на вершине нашего треугольника?
Д: кульминация – самое важное событие – появление акулы! (7,8,9,10,11)
- Кто из вас заметил, а кто на корабле первый начал действовать? (артиллерист начал кричать)
- Как вы думаете, почему он смотрел на мальчиков, не шевелясь, и не предпринимал никаких действий? (там был его сын)
-Что же происходит далее?
Д: Далее продолжается развиваться действие.
- Прочитаем ( 12,13,14,15,16 абзацы)
-Что заставило броситься ребятам на помощь? (отцовские чувства)
- Еще раз зачитайте, как повел себя военный человек. Дайте характеристику герою.
- Как вели себя люди на палубе.
- Посмотрите на наш треугольник. Что вы можете сказать, глядя на него?
Д: Далее наступает развязка – конец действия.
- Прочитаем последние абзацы. (17,18,19)
- Что же заставило старого артиллериста подняться и посмотреть на море?(Ропот – крик)
-Молодцы, справились с этой сложной работой. Но у меня есть еще одна маленькая тайна с которой я хочу с вами поделиться – тема смелости, отваги, выносливости близка Л.Н.Толстому, т.к. он служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами. Потом о них он написал в своей книге «Севастопольские рассказы».
7.Включение в систему знаний и повторение (2-3 мин. Ц: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного)
- Пора возвращаться к родным берегам. Вызываю мало работающего ученика, чтобы с каждым ответом детей он двигал парусник вперед.
- К какому литературному жанру относится произведение? ( художественный рассказ)
- Кто автор рассказа? (Л.Н.Толстой)
- Кто главный герой? (артиллерист – отец мальчика)
- Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста в напряженный момент рассказа?
-Кому из героев вы больше всего сопереживали?
- Чему учит этот рассказ? (надо дорожить близкими, беззаботное поведение и легкомыслие может довести до беды)
Вывод: Конкретная экстремальная жизненная ситуация, возникшая в результате легкомысленность героев – мальчиков. Переживание отца, любовь к сыну и трагическая развязка боролись в главном герое. Но смелость и твердость мужского характера помогло отцу сделать этот выстрел. Более того, этот конкретный смысл, имея характер всеобщего, подразумевается вполне определенная закономерность: всегда любое легкомыслие подкарауливается своей жизненной «акулой». Поэтому рассказ так и называется.
8.РефлЕксия деятельности (2 мин. Ц: самооценка результатов )- покажите свое отношение к тому, что сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой – алый парус, не совсем довольны – серый парус. Выберите и приклейте к своему паруснику.
Домашнее задание: Прочитать рассказ с теми чувствами, которые сами испытали.
АНАЛИЗ УРОКА
Дата Класс 4 Учитель Вдовина Н.А.
Предмет «Начальная школа XXI века» Литературное чтение
Авторы учебника: Л.А.Ефросинина, М.И.ОмороковаТема «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н.Толстого «Акула»
Основные цели урока ( Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?):
образовательная: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого,
развивающая: формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания,
воспитательная: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
Задачи урока:
- учить анализировать художественные тексты и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
- воспитывать любовь к прекрасному, доброму и вечному;
- развивать интеллектуальные способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики.
Организация урока: (тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели)
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ)
Урок деятельностной направленности по целеполаганию: урок «открытия» нового знания
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки «открытия» нового знания, как отмечалось выше, имеют следующую структуру:
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу- надо - могу») - стихотворный настрой на работу; Метод «Чтение с пометками» При чтении, карандашом попробуйте выставить пометки на полях: + - уже знал, ! – узнал новое, ? – хочу узнать. Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого Рабочий лист)
Методический прием «Кластер»
2) этап актуализации и пробного учебного действия – ( подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке -;
(групповая словарная работа в паре): найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложений.
Артиллерист – а) военнослужащий
б) спортсмен
Полотно – в) слабое освещение
к) льняная ткань
Фитиль- у) горючий шнур для орудия
е) тропическое растение
Ропот- л) негромкая недовольная речь
к) классическая музыка
Хобот- и) удлиненный нос
а) задняя часть орудия – ( оба верны – многозначность слова)
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
III. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
ГДЕ И ПОЧЕМУ? ЧТО СДЕЛАТЬ?ЦЕЛЬ УРОКА. ТЕМА УРОКА.
В ходе беседы и добывании информации об акуле, определились с автором и названием рассказа.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 минут)
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению КАК? Методический прием: «Предположение»
- предположите, если текст называется «Акула», то попробуйте определить тему рассказа. (о животных)
- Предположите какой жанр этого рассказа? Художественный текст? Или научно-познавательный?
V. Первичное закрепление во внешней речи: первичное восприятие (4-5 минут)
Цель: Усвоение нового способа действий
КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
- Какое место в рассказе вас заставило особенно переживать? ( после выстрела, остались ли живы дети)
- Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость)
- Кто рассказал вам эту историю? ( рассказ ведется от лица автора и носит повествовательный характер)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) – фронтальная работа используя сюжетно-композиционный треугольник.
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Я ОШИБСЯ, НО НАШЕЛ ПРИЧИНУ И ИСПРАВИЛ ОШИБКУ
Сюжет

Самый напряженный момент
(Кульминация)
Развитие действия Продолжение действия
Вступление
(место, время действия) Начало действия Конец действия

Завязка Развязка
VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 минут)Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
(ДОВЕДЕНИЕ ДО УРОВНЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАВЫКА РАНЕЕ СФОРМИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
- Пора возвращаться к родным берегам. Вызываю мало работающего ученика, чтобы с каждым ответом детей он двигал парусник вперед.
- К какому литературному жанру относится произведение? ( художественный рассказ)
- Кто автор рассказа? (Л.Н.Толстой)
- Кто главный герой? (артиллерист – отец мальчика)
- Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста в напряженный момент рассказа?
-Кому из героев вы больше всего сопереживали?
- Чему учит этот рассказ? (надо дорожить близкими, беззаботное поведение и легкомыслие может довести до беды)
VIII. Рефлексия деятельности (2 мин.)
Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия (ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? КАКИМ СПОСОБОМ? ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?);
- покажите свое отношение к тому, что сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой – алый парус, не совсем довольны – серый парус. Выберите и приклейте к своему паруснику.
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки
( КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ (КЛАССА, МОИ)? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?)
Домашнее задание: Прочитать рассказ с теми чувствами, которые сами испытали.
СООТВЕТСТВИЕ УРОКА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС:
Ориентация на новые образовательные результаты
Нацеленность деятельности на формирование УУД
Личностные: Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Слушание , рассуждение.
Выдвигают предположение о теме предстоящего урока.
Слушают вопрос учителя.
Отвечают на вопрос учителя
Доказывать, аргументировать свою точку зрения
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Осуществлять анализа произведения с выделением существенный признаков
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Учиться слушать, анализировать услышанное, добавлять или исправить ошибки
Учиться договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения
Уметь формировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия Контролировать правильность и полноту проведения анализа;
по мере необходимости исправлять, дополнять и уточнять
Принимать и сохранять учебную задачу.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок
Осуществляется взаимоконтроль процесса выполнения задания
Использование современных технологий – исследовательская, ИКТ
Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям
Соответствие содержания урока требованиям программы.
Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
Методика проведения урока:
1.Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
2.Методы, которые использовал учитель? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните её соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»)
примерное число заданий поискового характера («доскажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
3.Соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся. Объём и характер самостоятельных работ.
4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):
наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).
5. Применение диалоговых форм общения.
6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучащимися.
7. Осуществление обратной связи ученик - учитель.
8. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
11. Использование наглядного материала:
в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.
Наглядный материал:
избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.
12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Психологические основы урока:
1 Учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.
2.. Реализация развивающей функции обучения.
Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
4. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона).