Урок русского языка в 9 классе по теме Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


Урок русского языка в 9 классе по теме
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Тип урока: комбинированный урок с элементами технологии обучения как  исследования, дифференцированного обучения.
Цели урока:
 -формирование умения правильно употреблять на письме знак препинания-тире на основе знаний о смысловых отношениях между предикативными частями бессоюзных сложных предложений;
-развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, навыка самоконтроля;
-воспитание бережного отношения к родному языку.
Задачи:
-создать условия для усвоения новых знаний о бессоюзных сложных предложениях, используя элементы исследования;
-формировать умение применять полученные теоретические знания при работе с языковым материалом;
-формировать умение анализировать предложения с точки зрения  смысловых и синтаксических соотношений их предикативных частей.
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
Фронтальный опрос.
- Ребята, в 9 классе мы изучаем сложные предложения. Можете перечислить типы сложных предложений ? (Союзные: ССП, СПП. БСП.)-В ССП и СПП смысловые отношения между частями помогают выразить союзы. А если союзов нет? (Интонация и знаки препинания.)
-Какие знаки препинания в бессоюзном сложном предложении вам известны? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.) 
 Постановка учебной задачи.
-Посмотрите на предложения. Что их объединяет? В чём их отличие? (Все предложения бессоюзные, но различаются смысловыми отношениями и знаками препинания )Слайд 1.
1) Так бывает каждую весну: где-то из глубины лесов выходит первый ручей. (М.М. Пришвин.) 
2) Вдруг дверь каморки быстро распахнулась - вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы. (И. С. Тургенев.)
3) На небосклоне всё сверкало, горело; изредка пробегал ветерок и усиливал сверканье; лучистый пар летал над землёй. (И.С. Тургенев.)  
-Объясните  знаки препинания между предикативными частями БСП. Какое предложение вызывает затруднение? (В предложении 1двоеточие ставится,  потому что вторая часть поясняет содержание первой, в предложении 3 части разделяют двоеточия, т. к. между ними отношения перечисления, в первой части есть запятая. Затруднение вызывает предложение 2.) - Исходя из этого, назовите тему урока и сформулируйте его цель. (Тире в БСП. Цель: определить условия, при которых употребляется этот знак препинания.)- Как мы будем определять условия? (Наблюдать за БСП со знаком тире и устанавливать смысловые отношения между их частями.)
-Вспомните, какие действия помогли установить смысловые отношения между частями предложений со знаком препинания – двоеточием. (Преобразование БСП в сложноподчинённые.)  
Анализ языкового материала. (Самостоятельная работа в парах.)
Слайд  2.                                                                                                     
 Задание: Перестройте БСП в ССП и СПП.
Сделайте вывод: при каких условиях в БСП употребляется тире.
1)Смелые побеждают – трусливые погибают. (Пословица.)
2)Я бы в лётчики пошёл – пусть меня научат. (В. Маяковский.)
3)Совесть потеряешь – другой не купишь.(Пословица.)
4)Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький.)
Союзы для справок: а(но), когда, если, так что, потому.  
      В ходе работы учащиеся заполняют таблицу раздаточного материала.  
Значение предложения Союз С каким союзным предложением можно соотнести
     
     
     
     
Таким образом, учащиеся приходят к выводу: тире в БСП ставится в следующих случаях: 
- если одна часть БСП противопоставлена другой;
- если в первой части предложения указано время или условие;
- если во второй части указан следствие.  
Проверка выводов:
- Проверьте правильность своих выводов по учебнику. Если вы узнали что-то новое, то внесите эти сведения в таблицу. (Учащиеся отмечают, что тире ставится, если в предложении передаётся быстрая смена событий.)
- Как мы пришли к выводу урока? Что мы для этого делали?
(Поставили цель: понять условия постановки тире в БСП, определили материал для работы: БСП с различными смысловыми отношениями; определили смысловые соотношения между частями БСП.)3акрепление.
1.     Работа с текстом (в парах.)
Слайд 3. Задание: 1) определите тип речи и стиль текста;
2) среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение, объясните знаки препинания в нём ;
3) почему автор использует в тексте БСП?
…(1) Ветки слегка шумели от лёгкого ветра, жидко и голо они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев. (2) Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми, даже безлистые. (3) Всё было таинственно шуршащим и густо пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом лесной земли, и шаги Ивана Иваныча, осторожные и тихие. (4) Его кожаные ботинки тоже шуршали, а следы пахли куда сильнее, чем в поле. (По Г. Н. Троепольскому.)
(Выступления учащихся с результатами наблюдений.)
2.     Практикум. Работа в дифференцированных группах с раздаточным материалом.
Группа 1. Спишите предложения, поставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку. Устно произведите синонимическую замену сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Постройте схемы 1-го и 5-го предложений.
1)    Май холодный год хлебородный.
2)    Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.(А.С. Пушкин.) 
3)    До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
4)    Он засмеётся все хохочут, нахмурит брови все молчат. (А.С. Пушкин.)
5)    Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел, застонал, затрещал. 
(Н. А. Некрасов.)
6) Но решено заутра двину рать. ( А. С. Пушкин.)
(Самопроверка письменных заданий.)
Группа 2. Составьте по одному предложению на каждую схему. Пользуясь схемами и примерами, расскажите о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1.     [время ] – [  ];2.     [  ] – [  ] (Противопоставление);
3.     [условие] – [  ] ; 4.     [  ] – [вывод, следствие];
5.     [   ] : [дополнение] ;
6.     [   ] : [причина] ;
7.     [   ] : [пояснение].
(Устная проверка.)
Группа 3. Выясните смысловые отношения между предикативными частями сложных предложений. Причину замените следствием и наоборот. В каждом из предложений опустите союз и поставьте двоеточие или тире.
1.     Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
2.     Река вышла из берегов, поэтому прервалось сообщение с городом.
3.     Я хорошо изучил английский язык, так что свободно читаю английские книги.
4.     Нас охватило чувство страха, потому что мы заблудились.
5.     Обед трактористам привозили в поле, так как они работали без перерыва.
6.     Станция метро рядом с домом, так что мы быстро добираемся в любую часть города.
 (Самопроверка.)
Итог урока:
- В чём сложность постановки тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении?
Домашнее задание. Напишите сочинение - рассуждение на лингвистическую тему «Зачем тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении?»