Урок по окружающему миру на тему: Дикорастущие и культурные растения


Конспект открытого урока по окружающему миру, во 2 «Б» классе.
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Цели урока: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Урок окружающего мира у нас сейчас.
Психологический настрой.
Ребята! Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь, мысленно пошлите солнечные лучики папе, маме, близким людям, нашим гостям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра. Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Догадайтесь!
«Есть у меня зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он нам протянет сотки рук
И тысячи ладошек» (лес)
Мы в лес за наукой сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём
Дорогой с пути никуда не свернём.
А эпиграфом к уроку будут вот такие слова:
«Не можем жить мы без растений
Об этом скажет нам не только гений.
Как воздух нам нужны они.
Они разнообразны…
И все они по - своему прекрасны».
Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (слайд).
(Деревья, кустарники, травы).
Сравните эти растения и назовите их общие признаки.
По каким признакам различаются эти растения?
Какое значение для человека имеют растения? (слайд)
Давайте вспомним, где могут расти растения.
- Человек очень тесно связан с растительным миром. (Слайд) – есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
А есть растения, которые растут независимо от человека.
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке, а муравьишка-вопросик поможет вам в этом.
- Откроем учебник на странице 68. Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Проверьте свои предположения.
2. Актуализация знаний.
На нашем пути встретились два дерева: ель и яблоня. Муравьишка-вопросик спрашивает: «Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?» (слайд).
Идём дальше. Какие растения встретили? (Крыжовник и можжевельник), (слайд)
Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (слайд)
На какие же группы мы можем поделить все растения? (слайд)
3. Физкультминутка.
Это кто такой садовник? (повороты в сторону поднимая плечи)
Полил вишню и крыжовник (руки вверх- вниз)
Полил сливы и цветы (руки в стороны)
Вымыл травы и листы (вращение плечами)
А как сумерки настали (приседания)
Нам по радио сказали (встать)
Что и завтра он придёт (ходьба)
И польёт нам огород.
4. Определение понятий.
Сначала, поговорим о дикорастущих растениях (слайд)
К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, тополь, ромашка, берёза, сирень.
Загадка о васильках.(слайд)
Некоторые дикорастущие растения занесены в Красную книгу. Почему книга названа так? Красный цвет – сигнал опасности. Что можем сделать мы с вами, чтобы животных и растений на страницах Красной книги появлялось всё меньше и меньше?
Ответы детей. (Птицам построить кормушки, не рвать в лесу цветы, не ломать ветки деревьев, не кричать в лесу, чтобы не напугать животных)
-А теперь, мы узнаем какие ещё бывают растения. (слайд).
Культурные растения. Слово «культура» в переводе с латинского означает «возделывание», «обрабатывание». (слова вывешиваются на доске).
-Откуда же взялись на Земле культурные растения?
В древние времена все растения на Земле были дикорастущие. Древний человек собирал плоды, семена и корешки, которые ему больше всего нравились, он высаживал возле своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек за ними ухаживал, он поливал их. Растения привыкали к заботе о себе и изменялись, так появились культурные растения.
К культурным растениям относятся деревья, кустарники и травы. Приведите примеры культурных растений (слайд).
Проблемная задача: «Почему растения, выращенные человеком, дают больше урожай, чем дикорастущие?»
-Разделите эти культурные растения на группы (слайд).
Составление пар и деление их на группы (слайды).
Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? А где мы можем узнать точный ответ на этот вопрос? Можно посмотреть в словаре. Из словаря Ожегова, легенда – это поэтическое предание о каком-либо историческом событии. Ребята приготовили легенды об известных вам цветах. (Аня Пичуева и Егор Васильев рассказывают легенды об астре и гладиолусе).
5. Первичное закрепление.
Работа по заданиям рабочей тетради с. 48-49 задание № 2.
Практическая работа на распознавание растений. На каждую парту раздаются один гербарий и план характеристики растения.
Несколько ребят дают характеристику растения.
-А какие из предложенных вам растений растут у нас в Забайкальском крае?
Выполнение теста с. 25-26
Самооценка
6. Итог урока.
Рефлексия.
На партах лежат цветы, поднимите тот цветочек, который определяет ваше настроение на уроке.
Белый цветок – грусть
Желтый цветок – радость
Красный цветок – восхищение
Синий цветок – безразличиеВыставление оценок.
Домашнее задание с. 68-71 читать, в р.т. с. 49 № 3.
Прозвенит сейчас звонок,
Пора заканчивать урок!
Урок закончен, спасибо за урок.