Проект на тему Развитие физических качеств через подвижную игру


Содержание
1.Введение
1.1 Краткое обоснование проекта 2
1.2 Цели и задачи проекта 2

2.Основное содержание проекта
2.1 Теоретическое обоснование проблемы 5
2.2 Реализация проекта 8
2.3 Принципы реализации проекта 9
2.4 Формы и методы реализации проекта 10
2.5 Интеграция образовательных областей 11
2.6 Ожидаемые результаты 12
3.Заключение 12
4.Приложения
4.1 Классификация подвижных игр 13
4.2 Подвижные игры разной направленности 15
Список использованной литературы 17



Введение
1.1 Краткое обоснование проекта
Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Реализация проекта: Долгосрочный.
2014 – 2015 учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, медсестра, воспитатели.
На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании » говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения выделена образовательная область «Здоровье», целью которой является : воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств.
1.2 Цели и задачи проекта
      Организованная учебная деятельность в образовательной области «Здоровье»: физическая культура; основы безопасного поведения, валеология.Еёсодержание направлено на достижение следующей цели- формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) через подвижную игру;
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.
 Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по Казахстану на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести.Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В реализации поставленной задачи особое место отводится, которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет отношение родителей к тому что, окружает человека.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача инструктора по физкультуре – помочь родителям в физическом воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок: его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На наш взгляд именно подвижные игры очень хорошо будут этому способствовать.
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.
2.1 Теоретическое обоснование проблемы.
В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью туристических походов, физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Данные показатели обусловили актуальность выбранной темы, целью которой явилось сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста через различные игры.
Для достижения поставленной цели были определены задачи проекта:
1. Создать условия для физкультурно - оздоровительной работы в ДО с использованием нетрадиционного оборудования.
2. Развивать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие эмоциональному самовыражению и раскрепощения детей в процессе различных игр.
3. Совершенствовать осознанное отношение детей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
4. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению инструктора по физкультуре совместно с родителями дошкольников.
Этапы реализации Формы работы Дата
Организационный Выявление запросов родителей по данному направлению;
Анализ литературных источников, материалов;
Анализ уровня физического развития и здоровья детей;
Анкетирование родителей;
Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;
Подбор методической литературы, видеокассет, СД;
Постановка цели и формулирование задач;
Создание проекта модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей Сентябрь
1-2 неделя
2013 учебного года
 
Подготовительный
  Разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями;
Обсуждение плана работы с родителями на собрании;
Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду;
Организация родительского клуба «Ягодка»
Составление планов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности;
Разработка конспектов физкультурных мероприятий;
Изготовление необходимых атрибутов и оборудования Сентябрь
3-4 неделя
2013 учебного года
 
Практический
  Совместная деятельность
инструктора по физкультуре и детей в рамках:
- организация непосредственно организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий;
Совместная деятельность
инструктора по физкультуре с родителями:
- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;
- проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, выставок рисунков, поделок, фотовыставок;
- родительские собрания, беседы, встречи, консультации с родителями и воспитателями;
- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки;
Функционирование родительского клуба «Ягодка» Октябрь-май
2013-2014 учебного года
 
Итоговый
  Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями:
Итоговый наблюдение за уровня физического развития и здоровья дошкольников;
Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;
Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;
Совместный физкультурный праздник «День защиты детей»:
- помощь родителей в подготовке, организации и проведении праздника;
- показ родителями сказки «Непослушная Даша»;
организация выставки совместного детско-родительского творчества Апрель Май
-2014 учебного года
 
База исследования: Детский сад .
Организация среды:
комплектация оборудования физкультурного зала и спортивной площадки: гимнастическая стенка, гимнастический уголок, гимнастические скамейки и доски, кубы, навесные лестницы и канаты, дуги разной высоты.
пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки, веревки, кубики, султанчики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые (разных размеров), мячи массажные, обручи (разного диаметра).
Предполагаемый результат:
Родители:
обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
повышение интереса к жизни детского сада;  
повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
Дети:
снижение уровня заболеваемости;
повышение уровня физической подготовленности;
осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный;
II этап – подготовительный;
III этап – основной - практический;
IV этап – итоговый.
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
2.2 Реализация проекта
В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, развития двигательных навыков.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Функции родителей в организации физического воспитания детей:
Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:
создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд.
2.3 Принципы реализации проекта
принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками);
принцип активности и сознательности (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей);
принцип комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса всех видов деятельности);
принцип адресованности и преемственности (поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья);
принцип результативности и гарантированности (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей);
принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
принцип индивидуальности (обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки);
принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности);
принцип оздоровительный (обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности);
принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка).
2.4 Формы и методы реализации проекта
Наглядно-информационный блок   Информационно-ознакомительный блок   Блок - Родительский
Информационные стенды для родителей «Уголок Здоровья» и «Физкульт-Ура»
тематические консультации по вопросам приобщения детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни
рекомендации по организации физкультурных уголков дома, использовании спортивного инвентаря
использование комплексов оздоровительной гимнастики в семье
использование специального комплекса упражнений для сохранения осанки здоровой, по профилактике плоскостопия
памятки по организации подвижных игр дома и на прогулке
Информационный стенд для родителей с фото прошедших мероприятий «Хорошо у нас в саду!»
Картотеки подвижных игр
Выпуск валеологических газет
«Почтовый ящик»
«Методическая копилка» - стихи, загадки, сказки и рассказы о семье, спорте   Выступление инструктора по физкультуре на родительских собраниях:
«Организация физкультурно-оздоровительной работы на 2012-2013 учебный год»
ознакомление родителей с результатами совместной работы по физкультурно-оздоровительной работе на 2012-2013 учебный год
«Наши достижения»
Консультации и беседы по физкультурно-оздоровительной тематике:
«Как организовать занятия физическими упражнениями дома»
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия»
«Игры с мячом»
«Игры с обручем»
«Малоподвижные игры»
«Спортивные игры»
«Один дома»
«Учим детей ходить на лыжах»
«Скоро лето»
День открытых дверей:
День здоровья
Неделя здоровья
Анкетирование:
«Физическая культура и оздоровление»
«Какое место занимает физкультура в Вашей семье»
Физическая культура в Вашей семье»   Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность родителей с инструктором по физкультуре:
физкультурные мероприятия - праздники, досуги, развлечения
обучение элементам подвижных игр
обучение различным оздоровительным методикам укрепления здоровья
пропаганда здорового образа жизни
оптимизация двигательного режима дошкольников
профилактика простудных заболеваний средствами физической культуры
профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей.
Помощь в проведении «Дней интересных встреч»- экскурсий и прогулок
Помощь в подготовке, организации и проведении «Дней рождения»
Изготовление спортивного инвентаря и атрибутики
Выставки поделок и рисунков
 
 
2.5 Интеграция образовательных областей
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для решения проблемы и применять их на практике.
Интеграция образовательной области «Здоровье» с другими областями
Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»:
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. Создавать мотивацию к сохранению и зарождению семейных спортивных традиций, привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия. Рекомендовать использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом которого могут стать достижения и трудности ребенка в физическом развитии. Побуждать помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и форме сотрудничеству - участие в деятельности родительского клуба, подготовке к спортивным мероприятиям. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми посредством совместных физкультурных мероприятий.
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»:
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, посредством чтения художественной литературы о спорте. Показывать пользу прогулок и экскурсий, вызывающих положительные эмоции. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры.
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»:
Рекомендовать и ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие интереса к спорту. Привлекать родителей к проектной деятельности (оформление альбомов и коллажей, проиллюстрированных вместе с детьми на спортивную тематику).
Интеграция с образовательной областью «Художественное-эстетическое развитие»:
Организовывать выставки семейного художественного творчества на спортивную тематику, выделяя творческие достижения взрослых и детей. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного «воздействия на психическое здоровье ребенка». Показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, развлечений) на развитие детско-родительских отношений. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной физкультурно-музыкальной деятельности с детьми в детском саду.
2.6 Ожидаемые результаты
Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
Повышение авторитета педагога и других работников ДО, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДО.
3.Заключение
В общей системе образовательной работы ДО физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
Целью нашего проекта было выявить влияние подвижной игры на развитие таких физических качеств как быстрота ,ловкость,сила,координация движений и выносливолсть у детей дошкольного возраста .
Быстрота как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях.
В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДО и в повседневной жизни детей.
В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:
психофизические качества дошкольников, а также быстроту и ловкость, как физические качества;
требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту и ловкость;
подвижную игру как средство развития физических качеств: задачи, значение, характеристику и методику организации и проведения.
В ходе проведения эксперемента мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и контрольную) в возрасте 5-6 лет – по 5 человек в каждой.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты и ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты и ловкости.
Провели подбор подвижных игр, развивающих названные качества.
В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр способствующих развитию быстроты и ловкости.
Затем были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей физического развития.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
4.Приложения
4.1 Классификация подвижных игр
Формулировки задач занятий Наименование игр
Разучивание и закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.) «Найди своё место», «Карусель», «Класс, смирно!»
Общеразвивающие упражнения в игре «Запрещенное движение», «Делай, как я»
Выработка быстроты реакции на сигнал. Развитие внимания и слуха «Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета»
Развитие умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу «Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!»
Выработка быстроты и прямолинейности бега «Вызов номеров», «День и ночь»
Совершенствование умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей «Наступление», «Гуси-лебеди», «Олемба», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «Пятнашки с домом», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челночок и догонялка»
Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами «Лес, озеро, болото», «Перемена мест»
Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча «Семерочка», «Постарайся поймать», «Мяч в стенку»
Развитие меткости при метании мяча в цель «Метко в цель», «Лови – не лови», «Мячом в цель», «Передал – садись», «Метатели», «Снежками в круг»
Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча «Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг»
Выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы «Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч – соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему»
Закрепление умения в бросании, ловле и передаче большого мяча «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели»
Разучивание общеразвивающих упражнений с короткой скакалкой «Чемпионы скакалки», «Удочка»
Закрепление техники подпрыгивания и прыжка в глубину «Попрыгунчики – воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры»
Совершенствование правильной осанки и навыка в равновесии (сохранения устойчивости) «Лиса и куры», «Эстафета с равновесием и подлезанием», «Ходьба по начерченной линии», «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове»
Закрепление навыков лазанья, перелезания «Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Альпинисты», «Перелет птиц», «Эстафета с лазаньем, перелезанием и подлезанием»
Выработка умения сочетать разбег с толчком одной ногой при прыжках в высоту с разбега «Эстафета с прыжками через гимнастическую скамейку», «Эстафета с бегом, прыжками и метанием», «Перебежки с прыжками и переменой мест», «Прыгни через шнур»
Формирование умения расслабляться, развитие гибкости «Игровые упражнения по заданию», «Танцевальные движения», «Гномики в домики», «Сквозь обруч»
Обучение переступанию на лыжах. Игровые задания для освоения элементарной лыжной техники «Солнышко», «Быстрый лыжник», «Танки», «Перебежки», «Не ходи на гору», «Кто дальше (на лыжах)»
Развитие быстроты, координации движений. Игры с большой интенсивностью движений «Вызов», «Успей занять место», «Приглашение», «Мышеловка», «Иголка, нитка, узел», «Ледяная дорожка»
Развитие умения выполнять подражательные движения «Море волнуется – раз», «Лыжник с горки», «Штангист», «Дровосек» и др.
Коррекция (переключение и распределение) внимания «Что изменилось?», «Запретное движение»
Психофизическое восстановление Дыхательные упражнения, задания на расслабление (аутогенная тренировка)
4.2 Подвижные игры разной направленности
ВЫНОСЛИВОСТЬ СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ БЫСТРОТА КООРДИ-НАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ
Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь
Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели
Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок
Догони! Помоги, друг! Чего не бывает Два капитана Нора лисы
Кто быстрее! Создавай пару! Угадай, что это Кто первый Дровосек
Регулировщик Будь готов! Кузнечики Кто дальше Погреемся
Колобок Салки в круге Хитрый лис Попади в корзину Радуга Силач
Казаки-разбойники Лабиринт Снегири Мяч водящему Пружинка
Кто найдет Борьба за мячами Кто быстрее Мячи в корзину Лестница
Кит Занимай место! Лучший снайпер Прогулка с мячом Стоп
Гуси-лебеди Гонка мячей Лишний в кругу С горки вниз Горячий мяч*
Заблудились Передачи по кругу Партизаны Лови комара Большие-маленькие
Охота за мячом Передача мяча Картошка Медведь Ель, елка, елочка
Ловля рыбы Червяк Пойди, не упади
Список использованной литературы
Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.
Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. – 240 с.
Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И.Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230-232.
Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.
Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.
Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н.Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С.52.
Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г.В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. – 39 с.
Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151