Выступление Лэпбуки – эффективное средство формирвания устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания.


Лэпбуки – эффективное средство формирвания устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания.
Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным   предметом,  но  и  средством  обучения,  и  чем  успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их  способности по учебным дисциплинам. В.А.Сухомлинский считал, что чтение создаёт прочную основу для выполнения различных творческих работ, развивающих мышление ребёнка, воображение, речь, нравственные качества. И  это действительно  так, потому что именно чтение связанно с развитием  интеллектуального потенциала, воспитанием культуры, социальной личности. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это приводит к низкому уровню обучаемости, в конечном результате - к низкому качеству обучения.
«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения»
Л.С. Выготский
Поэтому моя задача как учителя заключается в том, чтобы сформировать у младших школьников читательские умения: навык правильного беглого чтения, интерес к чтению, самостоятельное продуктивное чтение.
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние годы резко сократилось время обучения чтению и письму. Ребёнок должен уже читать через 2 месяца после прихода в школу (это в лучшем случае), а это говорит о том, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даём ребёнку, вырос неимоверно. А возможности ребёнка остались теми же. Какие имел он определённые функциональные возможности, такими они и остались. Если раньше в школу приходили дети семи – восьми лет, то в последние годы в школу приходят дети шести лет.
Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса к чтению – является актуальной.
Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Поэтому для формирования навыков чтения кроме традиционных методов я выбрала нетрадиционный и интересный для детей – лепбук и именно с занимательным математическим содержанием.
Лэпбук– сравнительно новое средство обучения из Америки. "Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Информация, которая представлена в ней, обычно оформляется в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, в неё наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, и т. д., и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Почему лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в семье.
5. Это очень интересно!
Почему лэпбук с математическим содержанием?
- Во-первых, развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны: - осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; - уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; - уметь критически оценивать данную информацию; - уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Если ученик невнимательно читает условие, он не может работать с текстом задачи, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат. Поэтому мы учимся при чтении задачи выделять, подчѐркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса. Казалось – бы, так просто, а фактически сложно, потому, что из-за простоты мы не обращаем внимания на подобные мелочи.
- Во-вторых, ребенку должно быть интересно и понятно, зачем он изучает данный материал и может применить полученные знания.
- В-третьих, создается ситуация, в которой учащиеся приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности.
- И, наконец, в-четвертых, если ученики успешно выполняют задания математического характера не только по образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такое обучение можно считать эффективным.
Таким образом обучение математике ориентировано не только на математическое образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики.
Поэтому работа по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала организована на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков.
Ричард Брэнсон «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки».
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в семье. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Это очень интересно!
Лэпбук - это всегда совместная работа родителей, педагога и детей, которая всех сплачивает и делает увлекательной такую важную работу. Исследовательская и творческая работа при создании валеологического лэпбука формирует устойчивую мотивацию к ЗОЖ.
Ведь развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны: - осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; - уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; - уметь критически оценивать данную информацию; - уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Если ученик не умеет работать с текстом задачи, он невнимательно читает условие, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат. Поэтому мы учимся при чтении задачи выделять, подчѐркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса, то подобной ошибки он бы не сделал. Казалось – бы, так просто, а фактически сложно, потому, что из – за простоты мы не обращаем внимания на подобные мелочи.
- Во-первых, ребенку должно быть интересно и понятно, зачем он изучает данный материал и может применить полученные знания; - во-вторых, создается ситуация, в которой учащиеся приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности; - и, наконец, в-третьих, если ученики успешно выполняют задания не только по образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такое обучение можно считать эффективным.
Какой же должна быть математика, чтобы учащиеся полюбили этот предмет? Обучение математике должно быть ориентировано не только на математическое образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики, т.к. умение применять математические знания – основа успешной и благополучной жизни наших учеников. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Потому что на уроке реально скучно, да ещѐ дети не всегда знают ЗАЧЕМ они выполняют те или иные задания. Что может сделать урок ярким, эмоциональным, чтобы он не стал шаблонным, проведѐнным по трафарету? Как вовлечь учащихся в процесс активной деятельности, самостоятельного поиска, пробудить у них интерес к предмету? Все эти вопросы задаю себе, планируя урок. В рамках Марафона открытых уроков я
Планируемые результаты деятельности в соответствии с ФГОС включают личностные, предметные и метапредметные. Метапредметные результаты подразумевают формирование прежде всего способностей к самостоятельной организации дальнейшего образовательного развития ребенка. На сегодняшний день, в связи с увеличением информационного потока, становится невозможным дать весь объем материала на уроке, однако мы можем сформировать навыки и умения поиска информации и работы с ней, которые позволят учащемуся продолжить обучение самостоятельно. Одной из важных метапредметных компетенций, которую необходимо формировать у обучающихся школы, является смысловое чтение, включающее умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов, оценивать информацию.
Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы – понять прочитанный текст и использовать содержание текстов для достижения собственных целей.
Как показывает практика, ученики умеют работать с литературными произведениями, но испытывают трудности при работе  с учебно-научными текстами. При изучении математики часто приходится работать с “сухими” информационными текстами, научными и публицистическими. При работе учащихся с текстами такого вида, для развития навыка смыслового чтения, целесообразным является использование приемов, активизирующих мыслительные операции, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Работа по формированию навыка смыслового чтения при изучении математики организована на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности. В рамках учебной деятельности работа с текстовой информацией происходила на каждом уроке математики и при подготовке домашнего задания. Внеклассная работа включала работу над проектами.
Работа по формирования навыка смыслового чтения и работы с текстом строится на принципах
принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;
- принцип межпредметной интеграции;
- принцип диалогичности при работе с текстом;
- принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода).
Эффективным средством в овладении навыком смыслового чтения стали приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.
1. Прием «Представление информации в кластерах»
. Слово “кластер” в переводе означает пучок, созвездие. (автор - Гудлат) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал, записать или зарисовать в середине листа основное слово (идею, тему), а по сторонам от него зафиксировать связанные с ним понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или работая в парах, группах, ребята наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
2. Прием  «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – -  думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)
 
       
  Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.После заполнения учащимися таблицы результаты работы обобщаются в режиме беседы. Школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. Обычно достаточно интересным в этом приеме является знак “вопрос”. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается “за кадром”. А это стимулирует учащихся к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации. Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” дделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”. Приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
3. Для учащихся Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ” является вариацией вышеописанного метода “Инсерт”. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке один - два тезиса или положения.
Знаю Хочу узнать Узнал новое
= Как складывать дроби с разными знаменателями.
Как вычитать дроби  с разными знаменателями
  Понятия: наибольший общий знаменатель, дополнительные множители.
Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к общему знаменателю.
Алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
 
4. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным; вторая – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными, третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами, четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, и пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать синквейны можно при изучении любой темы
Прием “Верные или неверные утверждения, или “Верите ли Вы?” может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). В начале изучения темы “Углы” в 5 классе можно предложить учащимся поиграть в игру “Верю - не верю”:
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
Угол – это геометрическая фигура.
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
Бывает угол прямой
Угол может быть тощим
Острый угол – это угол, который меньше прямого
Веришь, что Шарль Перро, автор “Красной Шапочки”, написал сказку “Любовь угла и линейки”?
Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
6. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).
 
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД.
Фишбоун (рыбный скелет): Прием «фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему - рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты опытов, наблюдений). На верхних ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению или  опыту). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
Чтение с остановками.
Суть данного приема заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять. Этот прием былиспользован при изучении математики в 5 и 6 классах при решении текстовых задач. Как показывает практика, у учеников возникают проблемы при решении задач из-за непонимания смысла задачи. Чтение с остановками помогает правильно понять условие, составить краткую запись, у ученика рождается план решения задачи. При прочтении текста можно использовать цвета или подчеркивание.
Использование перечисленных приемов способствует развитию навыков вдумчивой работы не только с учебными текстами, но и с любой информацией. Научить школьника самостоятельно работать с книгой, развивать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.– это значит научить его учиться.Работа в данном направлении обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизируют умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы – понять прочитанный текст и использовать содержание текстов для достижения собственных целей.
Как показывает практика, ученики умеют работать с литературными произведениями, но испытывают трудности при работе  с учебно-научными текстами. При изучении математики часто приходится работать с “сухими” информационными текстами, научными и публицистическими. При работе учащихся с текстами такого вида, для развития навыка смыслового чтения, целесообразным является использование приемов, активизирующих мыслительные операции, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Поэтому Работа по формированию навыка смыслового чтения с использованием математического материала организована на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности. В рамках учебной деятельности работа с текстовой информацией происходит на каждом уроке математики и при подготовке домашнего задания. Внеклассная работа включает работу с лэпбуками.