Консультация для родителей Застенчивый ребенок


Консультация для родителей.
Застенчивый ребенок.

Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и чаще они оказываются вне поля зрения родных.
Характерной особенностью застенчивого ребенка является прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребенок чувствует себя свободно и раскрепощено, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.
Застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя не уверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.
Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает желание вести себя непринужденно и страх перед спонтанным выражением чувств, это проявляется даже в игре.
Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание. Он стремиться уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.
Застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями.
Как справиться с застенчивостью?
Самое главное – это поднять самооценку ребенка в той части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы его любите, но всегда ли выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли говорите о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы и поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей только тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют меньше хлопот, чем озорные и не послушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как им оно требуется в большей мере. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.
Следующая задача – помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то с ребенком, выразите убежденность в том, что он справится с заданием, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в не элемент воображения.
Следует помнить о том, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются всего нового.
У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу своего ребенка, его непосредственность.
Не менее важно помочь ребенку научиться свободно, раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети всегда держаться скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры.
«ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» 
 Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то, или иное животное? Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. Пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.
«УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» 
Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом. 

«ГДЕ МЫ БЫЛИ МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ»   Задача этой распространенной детской игры без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.  «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» 
Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для детей целебней любых лекарств. Ведущий - взрослый читает стихотворение, а ребенок мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А.Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», «Любочка», «Сонечка» и другие.  Если игроков несколько, а ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи, то можно ввести элемент соревнования. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае психокоррекция, а не установление справедливости. 
Такие игры помогут выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, установить с ними отношения на основе равенства.