Контрольные работы за I полугодие (5-8 классы)


5 класс. Контрольна я работа по литературе за I полугодие
Часть АОпределите по перечню героев название произведения и автора
Зевс, Гера, Афина, Фемида, богиня ДикеЦиклоп Полифем, Одиссей, Посейдон
Боярская дочь, купеческая дочь, Василиса Премудрая, Иван-Царевич
Мачеха, Гульбика, старушка
Молодая царевна, королевич Елисей, Царица, Солнце, Ветер, Месяц, богатыри
Вакула, Солоха, Оксана, Черт
Часть ВОпределите средства художественной выразительности:
А) Волнистые туманы; Б) «…То, как зверь она завоет…»
В) Перешептывание листьев Г) Снег идет
Д) Ну ж был денек!Е) Колокольчик однозвучно утомительно гремит
Метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, звукопись, риторическое восклицание
Определите термин к следующим определениям:
А) Древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле
Б) Жанр фольклора; краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки.
В) Часть басни, в которой содержится нравоучительное заключение, урок, вывод
Г) Созвучные окончания стихотворных строк
Д) Изображение картин природы в художественном произведении
Часть СОтветьте на вопросы:
Каким именем назвал себя Одиссей, когда его спросил об этом Циклоп?
Когда едет путник в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?
Кто похитил Василису Прекрасную в русской народной сказке «Царевна-лягушка?
К кому обращался за помощью в поисках молодой царевны королевич Елисей в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
Кем Герасим служил в доме барыни?
С кем сражались русские во время Бородинской битвы (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»)
Какую дань собрали хазары у полян, у древлян и иных народов?
За что «черт поклялся мстить кузнецу» в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
Кто в басне «Свинья по Дубом» сказал Свинье, что дерево может засохнуть, если подрывать корни?
О чем спорили Птолемей и Коперник в басне М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру….»?
Творческое задание
Напишите небольшой рассказ о понравившемся произведении, используя примерный план:
Название произведения, автор
Тема (о чем это произведение)
Краткая характеристика героев и их поступки
Кто вам больше всего из героев понравился или не понравился и почему.
Ответы:
Часть АГреческий миф «Олимп»
«Одиссей на острове Циклопов. Полифем». ГоммерЦаревна-лягушка. Русская народная сказка
«Падчерица» башкирская сказка
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Ночь перед Рождеством», Н. В. Гоголь
Часть В А- эпитет; Б) сравнение, В) олицетворение Г) метафора Д) риторическое восклицание
А – миф, Б)-загадка В)- мораль. Г)- рифма Д) пейзаж
Часть СНикто
Ночью
Кощей бессмертный
К Солнцу, Месяцу, Ветру
Дворником
С французами
Мечи
За нарисованную картину, где черта изгоняли в ад
Дуб
Что вокруг чего вертится: Земля вокруг Солнца или наоборот

6 класс Контрольная работа по литературе за I полугодие
Часть АОпределите по перечню героев название произведения, автора, жанр
Геракл, Геспериды, Атлас, Нерей, Антей
Хагур, великан, БадынокоПоп, суженый, Светлана
Троекуров, Маша, француз, ПарамошкаОстап, Андрий, польская панночка, Тарас, ЯнкельОхотник-рассказчик, Фома Кузьмич, Улита
Часть ВОпределите средства художественной выразительности:
А) Волнистые туманы; Б) «…То, как зверь она завоет…»
В) Перешептывание листьев Г) Снег идет
Д) Ну ж был денек!Е) Колокольчик однозвучно утомительно гремит
Метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, звукопись, риторическое восклицание
Определите термин к следующим определениям:
А) Древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле
Б) Жанр фольклора; краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки.
В) Часть басни, в которой содержится нравоучительное заключение, урок, вывод
Г) Созвучные окончания стихотворных строк
Д) Изображение картин природы в художественном произведении
3. Определите стихотворный размер:
Буря мглою небо кроет
Белеет парус одинокий
Часть СОтветьте на вопросы
Какую хитрость придумал Геракл, чтобы перехитрить Атласа?
Чем питалась смерть, когда она была в подчинении у солдата?
Какое угощение приготовили белгородцы для печенегов?
Как француз Дефорж справился с медведем?
Почему молодая чинара не захотела приютить у себя странствующего листка.
Чьи это слова? «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»   
   Назовите причину предательства Андрия.
Какое прозвище было у лесника по имени Фома Кузьмич?                            
Творческое задание
Напишите небольшой рассказ о понравившемся произведении, используя примерный план:
Название произведения, автор
Тема (о чем это произведение)
Краткая характеристика героев и их поступки
Кто вам больше всего из героев понравился или не понравился и почему.
Ответы:
Часть А«Яблоки Гесперид», греческий миф
«Как Бадыноко победил одноглазого великана», древний кавказский эпос
«Светлана», В.А. Жуковский, баллада
«Дубровский», А.С. Пушкин , роман
«Тарас Бульба», Н.В. Гоголь, повесть
«Бирюк», И.С. Тургенев, рассказ
Часть Б1А – эпитет
1Б – сравнение
1В-олицетворение
1Г-метафора
1Д – риторическое восклицание
2А – миф
2Б – загадка
2В- мораль
2Г – рифма
2Д – пейзаж
3.1 – хорей
3.2 - ямб
1Е - звукопись
Часть СГеракл попросил Атласа подержать небесный свод, пока он себе сделает подушку на плечи, чтобы смягчить тяжесть небесного свода
Дубами
Сварили кисель и спрятали его в землю, вырыв колодец, а печенегам сказали, что их кормит якобы сама земля
Застрелил
На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Остапа, старшего сына Тараса БульбыЛюбовь
Бирюк
7класс. Контрольная работа по литературе за I полугодие
Часть АОпределите по перечню героев название произведения, автора, жанр
Митрофан, Софья, Стародум, Простаков
Кочубей, Петр, Карл, Мазепа
Иван Васильевич, Алена Дмитриевна, Калашников, опричник
Башмачкин, Петрович, значительное лицо
Николай Иваныч, Моргач, Яков, Дикий Барин, ОбалдуйВанюша, генерал, папаша
Часть ВОпределите средства художественной выразительности:
Беспокойные цветы
Поет на плитах, как труба
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Черный вечер. Белый снег.
Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах
Определите литературный термин к следующим определениям:
Художественный прием преувеличения, имеющий целью усиление выразительности речи
Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица
Род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене
Изображение чего-либо в комическом, смешном виде
Сопоставление резко противоположных понятий или образов для усиления впечатления
Часть СОтветьте на вопросы:
Кто предсказал вещему Олегу смерть «от коня своего»?
Какую императрицу прославил М.В. Ломоносов в своей оде?
Кому принадлежит фраза: «Не хочу учиться, а хочу жениться»?
Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?
Чем Акакий Акакиевич латал свою старую шинель?
Кто, по словам Некрасова, осаждал парадный подъезд в обычные, не торжественные дни?
Кто из персонажей рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» «…пел довольно приятно и поигрывал на балалайке»?
Что не успел-таки приобрести дикий помещик, когда совсем одичал: когтей, шерсти, хвоста ?
Творческое задание
Напишите небольшой рассказ о понравившемся произведении, используя примерный план:
Название произведения, автор
Тема (о чем это произведение)
Краткая характеристика героев и их поступки
Кто вам больше всего из героев понравился или не понравился и почему.
Ответы:
Часть А«Недоросль», Д.И. Фонвизин, комедия
«Полтава», А.С. Пушкин, поэма
«Песня про царя Ивана Васильевича… купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов, поэма
«Шинель», Н.В. Гоголь, повесть
«Певцы», И.С. Тургенев, рассказ
«Железная дорога», Н.А. Некрасов, стихотворение
Часть ВЭпитет
Сравнение
Гипербола
Антитеза
Олицетворения
Гипербола
Ода
Драма
Юмор
Антитеза
Часть СВолхвы
Елисавету Петровну
Митрофанушке из комедии «Недоросль»
Отсутствие жены дома
Заплатки делал из воротника своей же шинели
Убогие люди
КалинычХвоста.
8класс. Контрольная работа по литературе за I полугодие
Часть АСоедините автора с произведением и жанром, напишите имена главных героев
Г.Р. Державин
В.А. Жуковский
Н.В. Гоголь
К.Ф. Рылеев
Н.М. Карамзин
М.Ю. Лермонтов
А.С. Пушкин
А) Ревизор
Б) Лесной царь
В) Мцыри
Г) Капитанская дочка
Д) Иван Сусанин
Е) Памятник
Ж)Бедная Лиза
а) стихотворение
б) комедия
в ) поэма
г) баллада
д) сентиментальная повесть
е) историческая повесть
ж) дума
Часть ВОпределите средства художественной выразительности:
Беспокойные цветы
Поет на плитах, как труба
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Черный вечер. Белый снег.
Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах
Определите литературный термин к следующим определениям:
Художественный прием преувеличения, имеющий целью усиление выразительности речи
Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения
Один из основных видов драмы, в котором коллизия, действия и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическимТечение в литературе и искусстве второй половины ХVIII века, выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум.
Жанр поэзии; произведение, написанное в форме письма или обращения к конкретному адресату.
Часть СОтветьте на вопросы:
При первой встречи с Эрастом Лиза продавала цветы. Что это были за цветы?
Какое чудо произошло с Александром Невским после его смерти?
Кого хотел спасти Иван Сусанин?
Что Петр Гринев подарил Пугачеву на постоялом дворе?
Кто такой Мцыри?
Какую пословицу взял Гоголь в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?
Назовите настоящее имя Аси из одноименной повести И.С. Тургенева.
Творческое задание (на выбор):
Напишите небольшой рассказ о понравившемся произведении, используя примерный план:
1.Название произведения, автор
2.Тема (о чем это произведение)
3.Краткая характеристика героев и их поступки
4.Кто вам больше всего из героев понравился или не понравился и почему.
. Докажите, что произведение древнерусской литературы о Сергии Радонежском относится к жанру житие
Ответы:
Часть А 1-Е-а (Державин – Памятник – Стихотворение)
2-Б-г (Жуковский – Лесной царь – баллада); отец с сыном, лесной царь
3-А-б (Гоголь- Ревизор – комедия); городничий иего жена с дочерью, Хлестаков, городские чиновники
4-Д-ж (Рылеев – Иван Сусанин – дума); Иван Сусанин, царь Михаил, поляки
5 –Ж-д ( Карамзин – Бедная Лиза – сентиментальная повесть); Лиза, Эраст
6-В-в (Лермонтов – Мцыри – поэма); молодой монах, грузинка, барс
7-Г-е (Пушкин – Капитанская дочка – историческая повесть); Петр Гринев, Маша Миронова, Емельян Пугачев, Екатерина
Часть ВЭпитет
Сравнение
Гипербола
Антитеза
Олицетворение
Гипербола
Кульминация
Комедия
СинтементализмПослание
Часть СЛандыши
Сам взял в руки прощальную грамоту, которую ему хотел вложить Кирилл-митрополит
Царя Михаила
Заячий тулуп
Неслужащий монах
На зеркало неча пенять, коли рожа крива
Аня