Картотека для воспитателей и родителей Подвижные игры в осенне-зимний период для детей дошкольного возраста


ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА
Подготовила инструктор по физич. культуре МБДОУ № 10 СП «Родничок»: Филиппова О.А.

Тема: «Зима»
(Старший возраст)
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,                Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок.                        перед собой снежный ком,
Он превратится в снежный ком,                «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!                        Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.                Показывают глаза. Прикрывают голову
Ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка –                Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика.                        Разводят руками, пожимают плечами.
«Снежки»
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
«Замороженные»
Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.
Кто в шубе?Кто в шапке?У кого красный нос?Это ты — Дед Мороз! 
После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!Бабу снежную принес!Баба, баба-снеговуха,
 разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).  
«Льдинки, ветер и мороз»
Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:
 Холодные льдинки,Прозрачные льдинки.Искрятся и звенят:Динь! Динь! Динь!
На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» — строят льдинки.   
«Не будите медведя»
Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать  волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах); способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка; способствовать тренировке артикуляционного аппарата.
Ход игры: Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой
- Как на горке - снег, снег, И под горкой - снег, снег, И на елке - снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь.
Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах.  По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.
"Дед Мороз"
Цель: - привить умение выполнять характерные движения.
Ход игры:
Я — Мороз Красный Нос,                Дети прыгают навстречу  воспитателю, как зайчики. Бородою зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики! Заморожу! Заморожу!                 Воспитатель пытается поймать ребят.
 Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).
"Два Мороза"
Цель: научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
 Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:
"Мы — два брата молодые,Два Мороза удалые: Я — Мороз Красный Нос,Я — Мороз Синий Нос.Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?"Дети:"Не боимся мы угроз,И не страшен нам мороз!"
Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.
"Зимние забавы"
Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Ход игры:
Мы бежим с тобой на лыжах,                Дети изображают ходьбу на лыжах. Снег холодный лыжи лижет. А потом — на коньках,                        Дети изображают бег на коньках. Но упали мы. Ах!                                "Падают". А потом снежки лепили,                        Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями. А потом снежки катали,                        Катят воображаемый комок. А потом без сил упали.                         "Падают". И домой мы побежали.                        Бегут по кругу. Н. Нищева.
“Не заморозь руки”
Цель: развить ловкость, волю.
Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.
Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.
«Белые медведи»
Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости и координации движения. Перед началом игры дети под руководством воспитателя сносят снег с игровой площадки в одно место и строят снежную горку (высота этой горки и крутизна склона зависит от возраста играющих). Воспитатель объясняет, что дети на время игры стали «белыми медведями». Они поднимаются по склону на снежную горку на четвереньках, переваливаясь (подобно медведям) с бока на бок. Достигнув вершины, дети встают на ноги и сбегают вниз. Игра может проводиться без правил, а воспитатель оценивает качество подъема и спуска «белых медведей».
Вариант игры: подъем на горку и спуск может проводиться с учетом скорости.
«Снежинки и ветер»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер   стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.
 Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.
«Не упади на льду!..»
Цель игры: обучение передвижению по гладкой поверхности льда, развитие ловкости и координаций движений.
На игровой площадке воспитатель выбирает уже готовую очищенную от льда небольшую гладкую ледяную поверхность. Воспитатель предлагает детям:
1. Пройти по гладкой поверхности ледяной дорожки 1—1,5 м скользящим шагом, не отрывая подошвы от поверхности, и постараться не упасть.
2. Ребенок после разбега (2—3 шага) старается проскользить немного на подошве по ледяной дорожке.
Во время выполнения упражнений воспитатель обязательно должен страховать детей от падения.
«Снежная Карусель»
Цель: развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.Ход игры: взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов — бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.
«Зима пришла!»
Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.Ход игры: дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т.д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.
«Берегись, Заморожу!»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
«Найди Снегурочку!»
Цель: развитие внимания, памяти.Материал: кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
«Мороз-Красный Нос»
Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит; Я Мороз-Красный нос!Кто из вас решитсяВ путь-дороженьку пуститься?Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.
«Снайперы»
Цель: формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.Материал: снежный вал, яркая игрушка.Ход игры: на верхний край снежного вала или стенки кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. Дети должны сбить предметы снежками.
«Раз, Два, Три — Лови!»
Цель: развитие ловкости, быстроты, укрепление дыхательной системы.Материал: снежный вал или сугроб.Ход игры: дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал.Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается «ловишка». Играющие хором произносят: «Раз, два, три — лови!» После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. «Ловишка» догоняет бегущих, и осаленные им отходят в сторону. «Ловишка» не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. После 3—4 перебежек выбирают нового «ловишку».
«По Снежному Мостику»
Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.Материал: снежный вал.Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
«Снежиночки-Пушиночки»
Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.Взрослый говорит: Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть!Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
«Елочки бывают»
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх."Низкие" - приседайте и руки опускайте."Широкие" - делайте круг шире."Тонкие" - делайте круг уже.А теперь поиграем!
Ведущий играет, стараясь запутать детей.
«Салки со снежками»
Количество участников: от 6 человек
Что нужно для игры: снежки
Игра проводится на площадке 30 х 15 м. В ее центре чертят небольшой круг — место для водящего и его помощников. Выбирают водящего, остальные игроки разбегаются по площадке. Задача водящего — осалить заготовленными снежками игроков, которые бегают по площадке. Осаленные игроки становятся помощниками водящего, встают в круг и получают право тоже осаливать игроков за кругом. Таким образом, по ходу игры постепенно уменьшается число игроков, свободно бегающих по площадке. Игра заканчивается, когда остается один не осаленный игрок. Он — победитель и может стать водящим при повторной игре
«Попади в городок»
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: городки (небольшие палочки).
Играющие делятся на 2 команды, заготавливают снежки и выстраиваются за общей чертой. Перед каждой командой на расстоянии 8 шагов ставят по «городку», закопанному вертикально в снег. Играющие обеих команд одновременно дают залп снежками, каждая по своему «городку». Сбитый «городок» относится на один шаг дальше черты метания. Затем следуют новые залпы. Команда, не сбившая свой «городок», делает новую попытку до тех пор, пока «городок» не будет сбит.
Команда, игроки которой сумеют за условленное число залпов отодвинуть свой «городок» дальше другого, побеждает. Переступать за линию метания нельзя.
Метелица
  Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый -  он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не наталкиваясь на предметы.
Тройки
   Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, высоко поднимая колени. Какая тройка лучше?
Снежная карусель
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг  снеговика  и  изображают снежинки.   По  сигналу  взрослого  они  идут сначала  медленно,  потом  все  быстрее,  в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.  Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.
После небольшого отдыха игра возобновляется.
Черепашки
Участники игры строятся попарно. По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20 м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.

Подвижные игры по теме: «ЗИМА» (Младший возраст)
"Снег кружится"
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. Ход игры.
Снег, снег кружится,                Дети кружатся, затем приседают. Белая вся улица.                        Дуют, изображая, как дует ветер.
Собрались мы в кружок,                Разлетелись "снежинки" в разные стороны.Завертелись, как снежок.
(Игра проводится 3—4 раза.)
«Покатай куклу»
На площадке расставлены игрушки в шахматном порядке. Дети с санками стоят у линии на краю площадки. На санках сидят куклы. Дети должны пройти по площадке, везя за собой санки, объезжая препятствия.
Указание: напоминать детям, чтобы они смотрели не только вперёд, но следили за тем, чтобы санки не задевали игрушки
«Проскользни на лыжах»
Дети стоят на лыжах вдоль площадки лицом к середине. Воспитатель стоит напротив детей и показывает, как нужно согнуть одну ногу и проскользнуть на ней вперёд. А затем подтянуть вторую ногу после толчка. Тоже повторить с другой ногой.
Правило: уступать дорогу друг другу.
Указание: наклонять туловище вперёд при скольжении.
Снежинки и ветерок
Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе  произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5раз; после чего дети в командах меняются ролями.
«Дети и зайчик»
Дети стоят в кругу. В середине круга сидит один ребенок – «зайчик». Воспитатель говорит:
Зайчишка беленький,Выйди с нами погулять,Будем весело прыгать:Прыг, прыг, прыг,Прыг, прыг, прыг.На последние слова все дети и зайчик, стоя на месте, прыгают на двух ногахНа слова воспитателя:
 Зайчик, тихо попрыгайИ кого хочешь выбирай!
Ребенок – зайчик прыгает к любому участнику игры, который стоит с остальными ребятами в кругу, и они меняются местами. Затем игра повторяется.
Подвижная игра: «Как-то мы в лесу гуляли»
Выбирается «медведь», который садится в круг. Дети идут по кругу и говорят слова:
Как – то мы в лесу гуляли
И медведя повстречали
Он под елкою лежит, растянулся и храпит
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили
Ну-ка мишенька вставай
И скорей нас догоняй.
После последних слов «медведь» встает и догоняет детей.
Зайцы и волк
Описание: Один ребенок – волк, остальные – зайцы. Они чертят себе кружки – дома на одной стороне площадки. Волк в овраге – на другой стороне площадки.Зайцы скок, скок, скок,На зеленый на лужок.Травку щиплют, кушают,Осторожно слушают –Не идет ли волк.Все слова сопровождаются действиями. После последних слов волк бежит за зайцами, они убегают в свои дома. Пойманных, волк уводит к себе.Подвижные игры (Старший возраст)
Тема: «Осень»
Птицы (старш.в.)
Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.
Ход игры: играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные  - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит
- Зачем пришел?- За птицей!- За какой?
Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.
Ловля рыб
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.
Ход игры: игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор:
- Что вы вяжете? (рыбы)- Невод. (рыбаки имитируют движения)- Что вы будете ловить?- Рыбу.- Какую?- Щуку.- Ловите.
Рыбы поворачиваются и бегут до черты. Рыбаки стараются выловить как можно больше рыбы.
«Куры в огороде»Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны его дом сторожа, с другой – курятник, в нем куры дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш». Куры убегают , подлезают под шнур прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой. Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч …. По сигналу дети выбирают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.Дети должны бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться; не подбегать к домику до сигнала «Скорее в круг»На площадке чертят круг диаметром 4 метра в середине – круг поменьше диаметром 2 метра . дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. На сигнал скорее в круг дети стараются вбежать в маленький круг, воспитатель ловит их, пойманные останавливаются на месте. Затем они снова становятся в круг.Усложнение: воспитатель выбирает себе помощника.
Подвижные игры (младший возраст)
Тема: «Осень»
Через ручеек
Описание: Воспитатель чертит две линии и говорит что это ручеек. Затем кладет на нее доску (длинной 2-3 м, шириной 25-35 см) – это мостик. Предлагает по нему пройти и наблюдает, чтобы дети не сталкивались. Ходить нужно в одну и другую сторону.
"Солнышко и дождик" (с зонтиком)
Дети встают по кругу.-«Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.Светит в нашу комнатку».«Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.Очень рады солнышку.Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают наТоп-топ-топ-топ! месте.Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши,Хлоп-хлоп-хлопНа сигнал «дождь идет, скорей ко мне под зонтик» дети бегит под зонтик. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

«Огуречик»
В одном конце площадке – воспитатель «ловишка», в другом дети . дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:Огуречик, огуречик ,Не ходи на тот конечик:Там мышка живет,Тебе хвостик отгрызет.По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.
«Найди свой цвет»
Дети получают флажки 3-4 цветов : один- красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый).По сигналу воспитателя «идем гулять» дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По сигналу воспитателя «найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета.
«Найди себе пару»
Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару. В игре должно принимать не четное количество детей, чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:Ваня, Ваня не зевай себе пару выбирай.Затем по удару бубна дети опять разбегаются, и игра повторяется.
«Лошадки»
Дети становятся парами. В паре один – «лошадка». Другой – «возчик». Используются вожжи, или дети держат друг друга за поясок . Воспитатель говорит:Поехали , поехали, с орехами , с орехамиК детке по репку, по пареньку,по сладеньки, по горбатеньки.С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание воспитателя: «Гоп, гоп». бегу до тех пор пока воспитатель не скажет: «Тпру- у».
«У ребят порядок строгий»
По первому сигналу играющие разбегаются из шеренги врассыпную и произносят речевку6 «У ребят порядок строгий, знают все свои места, ну, трубите веселее: тра-та та, тра-та- та». По второму сигналу все быстро строятся в шеренгу.Сначала можно вставать на свободные места , но к концу года на свое место. «Мой веселый звонкий мяч»Дети становятся в круг воспитатель с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносим слова:Мой веселый звонкий мячТы куда помчался вскачьКрасный, жёлтый, голубойНе угнаться за тобойПо окончанию слов воспитатель подбрасывает мячи в верх так что бы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.
«Ровным кругом»
Дети взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:«Ровным кругом друг за другомМы идем за шагом шаг, стой на месте!Дружно вместе ,сделай вот так!»С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.
«Тишина»
Дети ходят врассыпную по залу. Воспитатель говорит следующие слова: «Тишина у пруда не колышется водаНе шумит камыш, засыпает малыш».Как только воспитатель закончил говорить слова, дети ложатся на пол и имитируют сон.Воспитатель ходит между детьми и отмечает, кто крепко спит.
«Кот Васька»
Выбирается кот. Он садится в центр, а дети водят вокруг него хоровод со словами:
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот
Тише мыши, не шумите
Кота – Ваську не будите
А не-то проснется кот
И разгонит хоровод.

Подвижные игры (Младший возраст)
Тема: «Транспорт»
Воробушки и автомобиль Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.Описание. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками - крылышками.Разлетелись воробушки в разные стороны.По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.Указания к проведению. Показать детям, как летают воробушки, как клюют зернышки, и проделать вместе с детьми. Роль автомобиля  берет на себя воспитатель, и только после повторений игры  можно поручить ребенку. Автомобиль должен двигаться не быстро, чтобы была возможность детям найти место.
Поезд
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.Описание игры Дети строятся в колонну по одной
Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Правила игры Поезд может двигаться только после гудка (т.е. по сигналу воспитателя).Указания к проведению игры 1) Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда. 2) Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди ребенка.Вариант игрыПосле остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Указания к проведению игры 1) В варианте игры по команде  «в вагоны», в колонну, можно только по гудку паровоза. 2) Вначале  дети строится в любом порядке, в конце года  находить свое место в колонне — находить свой «вагон».
«Самолёты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
 Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
«Поезд»
 Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
 Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.
"Трамвай" 
Цель. Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениямидругих играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.Описание. 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку.Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни детидержатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одномиз углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняетдетям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный -останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок - и трамвай едет: дети бегут покраям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок,трамвай замедляет ход и останавливается.Указания к проведению. Можно составить два трамвая. Сюжет игры может быть: во время остановок пассажиры выходят из трамвая,  а другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель знакомит детей с правилами уличного движения.  Воспитатель следит за сменой флажков.
Цветные автомобилиОписание: Дети стоят на краю площадки. Они автомобили. Каждому дается цветной руль. В центре площадки стоит воспитатель. В руках цветные флажки. Когда воспитатель поднимает флажок какого-либо цвета, то бегут дети, в руках которых руль такого же цвета. Когда опускает флажок, то дети направляются в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, игра повторяется.
«Такси»Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром1м). Держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь- то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.