КИМы по русскому языку диктанты 4 класс


Контрольные диктанты .
Осенняя прогулка.
Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.
Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегй речки.
В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни. Радостные ребята вернулись с прогулки.
Грамматическое задание.
1. Подчеркнуть грамматическую основу
1 вариант — 5 предложение
2 вариант — 7 предложение
2. Разобрать слова по составу: 1 вариант: осинки, угостили
2 вариант:берёзки, ходила
3. Выписать из текста 2 слова с безударной гласной , написать проверочные слова.
Контрольный диктант по теме « Однородные члены предлжения».
Медвежонок.
Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.
Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусным.
Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спратался за печку и ворчал.
Грамматическое задание.
1.Разбери предложение по членам предложения, составьте его схему.
Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк.
Составьте и запишите предложене, используя однородные члены:
1- текла, извивалась, блестела
2-подберёзовики, рыжики, волнушки
Контрольный диктант ( за 1 четверть).
Ночные охотницы.
Наступил тихий вечер. Он принёс прохладу. Я сидел на ступеньках крыльца и смотрел на солнце.Огненный шар садился за горизонт. На деревьях перекликались золотистые иволги. На дорожку выпрыгнули лягушки. Я сидел тихо. Лягушки вышли на охоту. Одна из них прыгнула на ступеньку крыльца. Тёплые стуепньки привлекали мошек, букашек, мотыльков. Лягушка тихо шлёпала по настилу крыльца. Розовым язычком она мгновенно хватала свою добычу.
Грамматическое задание.
1.Разбери предложение по членам предложения, выпиши словосочетания,составьте его схему.
1 вариант:4 предложение
2 вариант:5 предложение
Разобрать по составу слова: тенистые, дорожки, охраняли.
Контрольный диктант по теме « Склонение имён существительных».
Журавли.
Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом.Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами,полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря.В глухом лесу птицы остановились на отдых.
На востоке показалась ранняя зорька.Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце.Мы услышим прощальные голоса птиц.Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!
Грамматическое задание:
1.Разобрать первое предложение третьего абзаца по членам предложения, выписать словосочетания, составить схему.
2.Определить падеж существительных во втором абзаце.
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных».
Дельфины- наши друзья.
Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.
Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас.Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.
Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.
С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.
Слова для справок : Махмуд, дельфин, матрас, разыгрался.

Грамматическое задание:
1. Разберите предложение по членам, выпишите словосочетания.
Огромная волна обрушилась на рыбака.
2. Определите склонение и падеж существительных в словосочетаниях:
остался без лодки, толкали на берег, стонал от боли
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе».
Доброе дело.
Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.
Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья.Ветви были покрыты снегом.
Вдруг Гена увидел двух птичек. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.
Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали доброе дело.
Грамматическое задание:
1.Определи падеж существительных в трёх последних предложениях второго абзаца.
Разбери по составу слова: лежали, зимней, снегом
Контрольный диктант за 1 полугодие.
Волчиха.
Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.
Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.
Грамматическое задание:
1.Разобрать предложение : указать граммаическую основу, части речи: 1 вариант — 1 предложение, 2 вариант — 8 предложение
2.Указать склонение и падеж существительных в: 1 вариант — 1 предложение, 2 вариант — 8 предложение.
3.Разобрать слова по составу:
1 вариант: солнышко, листьями, старая 2 вариант: волчиха, корнями, голодная
Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».
Зимняя ночь в лесу.
По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.
Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка.Это пробежал под деревьями заяц-беляк.
Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
Слова для справок: заяц-беляк, видит
Грамматическое задание:
1. Разбери по членам предложение: 1 вариант — 1 предложение, 2 вариант — 3 предложение
2. Определи падеж прилагательных в 3 абзаце.
Контрольное списывание по теме «Падежные окончания имён прилагательных в единственном числе».
Медведь.
Медведь — известн... хищн... живтное. Это могуч... и ловк... , осторожн... и опасн... зверь.Тело лесн... богатыря покрыто длинн... густ... шерстью. Как тёпл... шубой одето.Окраска медвежьей шерсти бур... цвета. У медведя больш... голова на коротк... толст... шее, маленькие глазки. Ушки небольшие, кругл... формы. Ноги у медведя короткие и толстые. При ходьбе его часто называют косолапым. Лапы сильные, с голой ступнёй. Голые подошвы дают возможность ходить тихо. Даже веткой не хрустнёт. Когти на лапах длинные, острые и очень короткие.
Грамматическое задание:
1. Определи падеж имён прилагательных в 3, 4 , 6 предложениях
2. Разбери по составу слова: длинной, маленькие, тёплой
Контрольный диктант.
На лугу.
Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце.Луг заблестел. По всей окрестности разливались запахи цветов и трав.Вьётся цепкий душистый горошек.Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам муравьи,жучки, божьи коровки.Порхают над цветами лёгкие бабочки.Наш пёс Барбос бегает за ними. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю с друзьями бывать на лугу. Ляжешь на траву, слушаешь пение птиц,смотришь на голубое небо и радуешься. Как хорошо!
Грамматическое задание:
1. Найти грамматическую основу предолжения, выписать словосочетаняе : 1 вариант-5 предложение, 2 вариант-9 предложение
2.Найти в тексте имена прилагательные, подчеркнуть
3. Поставить словосочетания 1 вариант молодой лес в р.п. , в д. п. , 2 вариант — зелёная трава в т. п. , п.п.
Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по временам», « Неопределённая форма глагола».
Деревья растут для всех.
Бабушка вернулась из леса с большой корзинкой. Мне интересно пошарить в ней. Там и мята, и сочные рыжики, и кисточки вкусной брусники. Я начал развязывать концы тряпичного язычка.Из него стремились выползти мягкие лапки маленькой лиственницы. Бабушка попросила принести лопату. Мы стали срезать крапиву и копать яму для малышки. Теперь надо аккуратно поместить деревце в яму, закопать и полить! Сверху остался торчть только жёлтенький носик.
Я не переставал спрашивать бабушку, сможет ли вырасти большим моё дерево. Она попросила не называть лиственницу своей. Бабушка объяснила, что дерево растёт для всех. Для птиц, для людей, для солнца, для речки.
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста глаголы в прошедшем, настоящем времени и глаголы в неопределённой форме.
2.Разберите 1 предложение по членам и составьте схему.
3. Разберите по составу слова: лапки, витаминный, попросила
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Напиток из сосны.
Где только не встретишь красавицу сосну! В бору красноватые стволы колоннами уходят в небо. На болоте чудом растут чахлые деревца. Сосну встретишь на песках, на скалах, над оврагами.
Это редкое по выносливости растение приносит большую пользу человеку. Много продуктов получают из сосны. Ты сам можешь приготовить чудесный витаминный напиток из сосновой хвои.
Берёшь свежую хвою, моешь, заливаешьтёплой водой.
Даёшь хвое постоять в прохладном месте. Через два часа процеживаешь и добавляешь в настой капельку уксуса, сахар. Напиток готов. По количеству витаминов он превосходит лимонный сок.
Грамматическое задание:
1. Определи время, спряжение, лицо,число глаголов: приносит, растут, моешь, получают
2. Разберите по составу слова: чудесный, заливаешь, уходят.

Контрольный диктант по теме «Глагол».
Весенний гам.
Грянул весёлый майский гром.С разных сторон полились мощные потоки звуков и затопили весенний лес. Всё вокруг зазвучало.
Мрачно бормочут обычно молчаливые совы. Робкие зайчишки кричат резкими и громкими голосами.В тёплых после дождя лужах урчат сонные лягушки. В нагретой солнцем парной чаще пропищал первый комар.У лесного ручья около черёмухижужжат пчёлы.
Окрестности наполнены криками,свитами, песнями. Одни песенки прилетели с перелётными птицами. Другие родились в местном лесу. Повстречались весенние песенки и радостно звенят с раннего утра до позднего вечера.
Гремит весенний гам!
Грамматическое задание:
1. Разбери как часть речи слово пробегают
2.Разбери 5 предложение по членам предложения.
Итоговый контрольный диктант.
Звери торопятся.
Июльская ночь в два с половиной раза короче дня. Большинство зверей ведут ночной образ жизни. В это время года у них много дел.
У барсучат уже прорезались глазки,окрепли коготки.На хребте поднялась жёсткая шёрстка.Настала пора их лесным наукам обучать.Сегодня нужно наведаться на овсяное поле.По пути проверить муравейники.
У лисы своя учебная программа. Лисята уже прыгают. Всю семью кумушка ведёт в поле.
Ёжик и его потомтсво семенят по опушке. Коротка летняя ночь!
Грамматическое задание:
1.В 5 предложении подчеркнуть грамматическую основу, укажи части речи.
2.Разбери как часть речи слово : у белки
Проверочное списывание.
Дружи с книгой!
Какое чудо самое удивительное на свете?Это книжка! В книжках живут сказки, рассказы, удивительнве истории. В книге прячутся и море, и корабли, и ветер, и сказочные герои.
Были перед нами только белые страницы. Вдруг появилось бурное море, ветер надувает паруса, поднимаются могучие воолны. Помогут нам увидеть чудо волшебные знаки- буквы. Страницы книграссказывают нам об отважных героях, о влшебстве, о далёкой старине. Дружи с книгой!