Урок информатики по теме: Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера


Тема: Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера
Цель урока:
формирование представлений об устройстве Интернета и IP-адресе компьютера;
формировать умение решать задачи по восстановлению IP-адреса компьютера
Задачи:
1) обобщение, расширение и систематизация представлений о том, как устроен Интернет;
формирование представлений об IP-адресе компьютера,
2) формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету; развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширять кругозор учащихся; корригировать остаточное зрение слабовидящих учащихся; соблюдение санитарных норм и правил ТБ при работе с компьютером;
3) воспитание аккуратности, точности, самостоятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» 9 класс, презентация к уроку, Инструкционные карты к выполнению практической работы, мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал для слабовидящих учащихся.
Ход урока
Организация начала урока (на экране заставка слайд 1)
Уважаемые любители информатики! Сегодня и всегда я рада видеть вас на своем уроке. Встаньте ровно, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Здоровый смех – лучшее лекарство от всех болезней. Это давно доказано наукой. Особенно от таких болезней как лень и плохое настроение.
Как известно успешность любого урока зависит от его начала, от эмоционального настроя. Вот и я предлагаю начать наш урок с игры «Добрый день».
Я буду говорить слова «Добрый день», а те, кого это касается, помашут мне рукой.
Добрый день, всем, у кого сейчас хорошее настроение.
Добрый день, всем, у кого день рождения зимой или весной.
Добрый день, всем, кто родился летом или осенью.
Добрый день, всем, кто любит уроки информатики.
Еще раз улыбнитесь мне и друг другу и в таком хорошем настроении мы начнем урок.
Актуализация знаний
- А сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием. Для этого вы должны разгадать кроссворд. Итак, первый вопрос:
Разгадайте кроссворд (слайды 2-6)
1. ПР1. Л О К А Л Ь Н А Я
Т 2. Т О ПО Л О Г И Я
К 3. С О О Б ЩЕ Н И Е
Л 1.Компьютеры в этой сети находятся друг о друга на относительно небольшом расстоянии. Как называется сеть? (ЛОКАЛЬНАЯ)
2.Конфигурация сети, способ соединения элементов сети друг с другом. (ТОПОЛОГИЯ)
3.Передаваемая последовательность сигналов, символов, знаков. (СООБЩЕНИЕ)
1.Набор правил и процедур, регулирующих порядок взаимодействия компьютеров в сети. (ПРОТОКОЛ)
Установи соответствие: (слайд 7)
– Следующее задание: «Установи соответствие». В первом столбике под цифрами вопросы, а во втором под буквами ответы. Нужно на каждый вопрос найти правильный ответ.
Что такое компьютерная сеть?
А. В сети выделяют два вида компьютеров - серверы и клиенты.
2.Какие два вида компьютеров выделяют в сети? Б. - это совокупность компьютеров, объединенных каналами связи, по которым осуществляется прием и передача информации.
3. Что такое сервер? В - .это объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга.
4. Что такое рабочая станция? Г.- это объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов.
5.Какие сети называют глобальными?
Д.-главный компьютер в сети, который выполняет информационную задачу пользователя, предоставляет пользователю различные информационные услуги и обеспечивает возможность работы в сети.
6. Какие сети называют локальными? Е. - это персональный компьютер, позволяющий пользоваться услугами, предоставляемыми серверами.
- Молодцы, ребята! Справились с заданием. Видно, что хорошо подготовились к уроку
Сообщение темы и цели урока
(слайд 8 – интернет)
- Сегодняшний урок – это продолжение уроков, посвященных компьютерным сетям и Интернету.
Девиз нашего урока: (открыть на стенде)
«Всегда — учиться, все — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»М. Горький
- Ребята, как вы понимаете слова М. Горького? (Ответы учащихся)
-Молодцы, ребята!
-А сейчас послушайте отрывок всем известного рассказа Антона Павловича Чехова «Ванька»: (слайд 9 – отрывок)
«Подумав немного, он макнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке». Потом почесался и прибавил: «Константину Макарычу»
-Как вы думаете, дойдет ли это письмо? (Нет)
-Почему? (Адрес был неполный и неточный)
- Да, действительно, два человека не могут таким образом осуществить связь.
- А как вы думаете, как осуществляют свою связь компьютеры? (У компьютеров, подключенных к Интернету, тоже есть свой адрес)
- Правильно, у каждого компьютера есть свой IP-адрес.
- Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока. Кто попробует?
(IP-адрес компьютера. Устройство Интернета)- Правильно! Тема нашего урока: «Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера». (открыть на стенде)
Запишите тему урока в тетрадь.
- А сейчас попробуйте сформулировать цель урока ( Изучить устройство Интернета и IP-адрес компьютера)
- Молодцы! Правильно! (нажать мышь)
Объяснение нового материала (слайд 10)
- Прежде, чем мы приступим к изучению темы урока, давайте узнаем историю возникновения и развития Интернета. Катя подготовила небольшое сообщение для нас.
Историческая справка. (Презентация 4 слайда)
Объяснение нового материала
- Что такое Интернет? Кто попробует объяснить? (Интернет – это самая большая в Мире глобальная сеть, в которую входят тысячи локальных сетей и сотни тысяч компьютеров)
(слайд 11)- Правильно. (Щелчок)
Интернет (англ . Internet, от лат. Inter - между и англ. net - сеть) - всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи локальных, региональных и корпоративных сетей. Запишите определение в тетрадь.
(щелчок) Каждая входящая в Интернет сеть имеет свой собственный эксплуатационный центр, который отвечает за работу данного регионального участка Интернета.
У каждой из этих сетей может быть владелец, но Интернет в целом не принадлежит никому. Координирует развитие всемирной сети общественная организация Сообщество Интернета (Internet Society, ISOC).
(Слайд 12) Все компьютеры в сети Интернет  можно поделить на две группы –серверы и клиенты. (Запишите в тетрадь)
(слайд 13) Серверы - это мощные, надежные компьютеры, работающие круглосуточно. (Запишите в тетрадь). Они постоянно подключены Интернету, способны хранить и пересылать информацию по запросу других компьютеров, отвечая при этом на десятки и сотни запросов одновременно.
(слайд 14) Клиенты - это персональные компьютеры пользователей Интернета, на которых можно составлять и посылать запросы к серверам, получать и отображать информацию. (Запишите в тетрадь). Часто такой компьютер не соединен с Интернетом постоянно, а подключается по мере необходимости.
(слайд 15) Интернет-провайдер – это организация,  предоставляющая доступ к сети Интернет через свой Интернет-сервер. (Запишите в тетрадь). Компьютеры пользователей (клиенты) соединяются с сервером провайдера по телефонным линиям,  выделенному каналу или беспроводной сети. В свою очередь, серверы провайдера соединены с Интернетом постоянными высокоскоростными линиями связи.
(Слайд 16) Таким образом, для использования какой-либо из служб Интернета нам нужны:Компьютер
Программа-клиент, установленная на нашем компьютере, и способная работать по протоколу избранной службы
Адрес сервера, на котором установлена программа-сервер.
(Слайд 17) Что такое IP-адрес компьютера?
Каждый компьютер, подключенный к сети Интернет, имеет свой уникальный 
(слайд 18) IP – адрес (Internet Protocol Address), который представляет собой последовательность четырех чисел, разделенных точками, например 195.5.46.34
Каждое число может лежать в диапазоне от 0 до 255.
IP-адрес для компьютера, как для нас номер сотового телефона. По нему можно найти компьютер в любом уголке мира.
(слайд 19) IP-адрес – это уникальный числовой адрес компьютера в сети, который имеет длину 32 бита и записывается в виде четырех частей по 8 бит каждая.
Общее количество различных IP – адресов:
N = 2 = 4 294 967 296 (Открыть на стенде)
(Слайд 20) IP-адрес - это неповторимый адрес (имя) компьютера (или другого устройства), который подключается к сети Интернет или локальной сети.  (Запишите)
(Слад 21) IP-адрес содержит адрес сети и адрес компьютера в данной сети
Адрес читается слева направо
128.250.83.157
адреса сетей и подсетей адрес компьютера пользователя
ФИЗМИНУТКА
Закрепление
– А сейчас давайте решим задачу.
Решение задач: (первую задачу разбираем, вторую делаем самостоятельно)( Слайды 22,23)
1. Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса.
Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес.
В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.
2.19, .50, 5.162, 22
Ответ: 222.195.162.50
(слайд 24) 2. Ученик 9 класса Саша записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги. Пришёл домой, положил листок на свой стол и ушёл на кухню обедать. Младший брат Саши Стас решил поиграть с этим листком. Когда Саша вернулся от листка остались только обрывки.
89, 18.1, 16.2, .50
(НАЖАТЬ) Ответ:  IP-адрес: 16.218.189.50
Практическая работа. (Выключить проектор, включить музыку)
Определите IP-адрес вашего компьютера
Зайдите в главное меню Пуск – Все приложения – Служебные-Windows - Командная строка.
В появившемся окне введите команду: ipconfig. В появившемся окне появятся настройки подключения вашего компьютера к сети Интернет:
- IP-адрес ____________________
-Маска подсети________________________
- Основной шлюз_______________________
Закройте окно Командной строки.
Поиск информации в Интернете
Создайте подключение к Internet
Запустите браузер ЯндексВведите в строку браузера адрес: http://school-collection.edu.ruВыберите: Для учеников
Предмет – Литература
Класс 9
Серебряный век русской культуры

Познакомьтесь с образовательным порталом «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». На этом сайте вы можете найти дополнительный материал по любому предмету школьной программы в цифровой мультимедиа обработке.
Закройте окно браузера
Отключите Интернет
Рефлексия
- А сейчас пройдите на свои места и заполните таблицу «Мои знания и умения по теме: «Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера»
В начале урока В конце урока
Я знаю Хорошо Удовлетворительно Не знаю Узнал лучше Знания не изменились
Что такое Интернет Как устроен Интернет Что такое IP-адрес компьютера Я умею Хорошо Удовлетворительно Не умею Научился лучше Мои умения остались на прежнем уровне
Определять IP-адрес компьютера Искать информацию в Интернете Домашнее задание П.6.2.1, П.62.2
Подведение итогов
- Каким был девиз нашего сегодняшнего урока?
«Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»М. Горький
- Для чего нужно учиться? (Чтобы знать больше; Чтобы стать сильнее)
Оценки за урок:
- Всем спасибо за урок