Конспект урока по ОРКСЭ Светская этика (4 класс)

Проект урока по ОРКСЭ 4 класс
Тема: Добро и зло
Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла как основных ориентиров для нравственного выбора человека.
Задачи:
сформировать первичные представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного выбора;
прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
формировать потребность совершать добрые дела;
формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
развивать творческие способности учащихся.
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс М.Т.Студеникин, Москва « Русское слово», 2014.
цветные маркеры, пословицы, притчи, маленькие сердечки на весь класс, большое сердце класса,
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Учитель: для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего разговора я предлагаю вам отправиться в детство и посмотреть мультфильм, который наверняка многие из вас видели.

2. Создание ситуации эмоционального присоединения.

Фрагмент мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо»

Кто вспомнил стихотворение, по которому создан этот мультфильм, о чём в нём говорится? (ответы детей) Слайд 1

Вы уже в 4 классе, стали взрослее, и сегодня мы будем говорить с вами на другом уровне, более взрослом. Давайте по-другому переформулируем понятия ПЛОХО/ХОРОШО = ДОБРО/ЗЛО
ЧТО ТАКОЕ ДОБРО? ЧТО ТАКОЕ ЗЛО?

Это два самых важных вопроса, которые ставит перед собой каждый человек и человечество в целом. Эти понятия волнуют человечество многие века. Особенно важными становятся они в моменты выбора между ДОБРОМ и ЗЛОМ.

Давайте послушаем песню, она не детская, но мы сегодня с вами ведём разговор на взрослую тему.

Звучит фонограмма песни В.Цыгановой «Любовь и смерть. Добро и зло».

Любовь и смерть,
Добро и зло.
Что свято, что грешно?
Познать нам суждено.
Любовь и смерть,
Добро и зло.
А выбрать нам дано одно.


Учитель: а выбрать нам дано одно. Что же выбрать ДОБРО или ЗЛО?
С точки зрения русского языка, чем являются эти слова (антонимами).
Да, это слова с противоположным лексическим значением. Понимание этих слов очень важно для человека. Особенно в ситуациях, когда ему приходиться делать выбор.

Неужели есть люди, которые выбирают ЗЛО? (ответы детей)
Кому больше человек делает ЗЛО, когда выбирает его в момент истины (самому себе)
Порой очень трудно определить, где ДОБРО, где ЗЛО. Зачастую ЗЛО скрывается под маской ДОБРА.
Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Послушайте притчу «Добрая девочка»
"На свете жила добрая -добрая девочка. Она старалась делать только добро. Однажды она гуляла на лужайке, собирала цветы в букет, чтобы подарить его маме. Вдруг к ней на лужайку прибежала маленькая Овечка. Добрая девочка поинтересовалась у неё, что она любит кушать?. "Травку" - ответила Овечка. Девочка обрадовалась и предложила ей вкусную травку на лужайке.
Немного времени спустя к девочке подошел Волк. Добрая девочка поприветствовала его и опять спросила: "Что ты любишь кушать? "Я люблю есть вкусных овец" - ответил Волк. Девочка обрадовалась и сказала: "Вон там как раз для тебя пасется овечка".

Добро или зло выбрала девочка, разговаривая сначала с Овечкой, а затем с Волком?
(в первом случае Девочка сделала ДОБРО овечке, а во втором случае, ЗЛО для овечки и ДОБРО для Волка).
Конечно это притча – поучительная сказка. Но, как и в любой сказке за образами животных стоят люди. Чтобы мы смогли взглянуть на свои поступки со стороны, чтобы что-то понять, изменить. И получается, что Девочка совершила предательство, отдала Овечку на съедение Волку. А ведь часто мы даже не замечаем, когда предаём других – осуждаем, рассказываем чужую тайну.
Как же различить ДОБРО и ЗЛО? Как найти тот критерий, который позволит нам в момент выбора определить ДОБРО или ЗЛО ты делаешь?

Каковы основные признаки ДОБРА и ЗЛО. Это главные вопросы нашего сегодняшнего разговора.
Работа в группах: записать на листах
1 и 3 – назвать признаки ДОБРА
2 и 4 – назвать признаки ЗЛА

(обсуждение работы групп)

ДОБРО – это благо радость, которые ты несёшь людям, миру, природе. Мир создан для добра, для того, чтобы совершать хорошие поступки.

Когда и почему возникает ЗЛО?
(когда человек начинает думать только о себе, о своей пользе, появляется эгоизм, себялюбие – главные признаки ЗЛА).
Я предлагаю вам в группах прочитать небольшие сказки Л.Н.Толстого и найти в них признаки ДОБРА или ЗЛА. (приложение)

(обсуждение работы групп)
Вы назвали признаки ДОБРА и ЗЛА. А есть ли в жизни человек, который желал бы себе зла? (нет)
Конечно каждый желает себе только ДОБРА. Есть одна хорошая подсказа , если человек понимает чего он желает себе, он научится определять, где ДОБРО, а где ЗЛО.

У вас на столах лежат листочки, каждый на своём листочке напишите: какое ДОБРО ты желаешь самому себе (слово или словосочетание), положите свои листочки в конверты и подпишите. Я отдам вам ваши пожелания на выпускном вечере.
Есть ли среди вас хоть один, который пожелал себе ЗЛО? Для одного это может быть ДОБРО, для другого это же может быть ЗЛО. Как же в этом разобраться. Может нам в этом поможет народная мудрость, выраженная в пословицах.
Прочитайте в группах пословицы, обсудите их смысл и попробуйте сформулировать правило нравственности, добра.
(не делай людям того, чего себе не желаешь)

На самом деле это правило и есть ключ к пониманию, что такое ДОБРО.
Известный кёнигсбергский философ И. Кант называл «золотое правило»
Нравственности КОТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, т.е. обязательный для исполнения.
«Золотое правило» нравственности гласит: относись к людям так, как хочешь, чтобы к тебе относились.
Многие учёный рассматривают это правило с двух сторон.
Правило справедливости «не делай того, чего не хочешь себе»
Правило милосердия «делай людям то, что хочешь для себя»


Ресурсный круг
Вы сегодня каждый себе пожелал добра. А теперь давайте встанем в круг и друг другу пожелаем добра (слово или словосочетание). Дети передают друг другу сердце со словами добра.


6 Рефлексия
Учитель: сегодня мы с вами вели разговор на очень серьёзную тему, с которой вам придётся столкнуться ещё не раз. Добро всегда можно распознать, если ты знаешь «золотое правило» нравственности. Уточните ещё раз, как оно звучит. (ответы детей)
Я желаю вам, чтобы вы всегда шли дорогою ДОБРА.

Песня «Дорогою добра»

Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним. (Л.Н.Толстой)
ЛГУН
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. ( Л.Н.Толстой)

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Л.Н.Толстой

Делёж наследства
У одного отца было два сына. Он сказал им:
- Умру - разделите всё пополам.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:
- Как вам отец велел делиться?
Они сказали:
- Он велел делить всё пополам.
Сосед сказал:
- Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.
Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


Л.Н.Толстой

Пословицы

Кто добру учится, добром и живёт. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. В чужом глазу соломинку видит, в своём- бревно не приметил. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

15