Диагностика эстетической воспитанности учащихся.


Суханова М.В.,
учитель музыки высшей категории.
Диагностика эстетической воспитанности учащихся.
1. Особенности эстетического воспитания
Наиболее интенсивное эстетическое развитие личности происходит в рамках школьного возраста. При этом для каждой возрастной группы учащихся характерны определенные этапы эстетического развития, связанные с физиологическими и индивидуально-психологическими особенностями, а также со спецификой взаимодействия ведущей и эстетической деятельности.
В чем же заключается специфика организации эстетического воспитания младших школьников?
При организации процесса эстетического воспитания особую важность приобретает учет эмоций и чувств ребят. Характеризуя эмоциональную жизнь детей этого возраста, П.М. Якобсон указывал на «живость непосредственного проявления чувств», а также на их впечатлительность и эмоциональную отзывчивость [6, c. 99-100].
Ведущими мотивами эстетической деятельности у детей младшего и среднего школьного возраста выступают интересы (склонности, предпочтения).Психологи особо выделяют эстетический мотив поведения, который превалирует над познавательным, этическим, органическим и другими мотивами и включается в наиболее сложные формы поведения, различные связи с игровой, учебно-познавательной, трудовой и спортивной деятельностью детей, в разнообразные формы общения.
Таким образом, научно обоснованные психологами возрастные особенности являются основополагающими при разработке педагогической теории эстетического воспитания. Как утверждает Л.П. Печко, «уже на начальном и среднем этапах обучения можно развивать у детей эстетическое видение и формировать эстетически - художественный вкус, а также прививать навыки осмысленного подхода к эстетическим явлениям» [4, c. 249].
Накопление и эстетическое обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию, как эстетической восприимчивости, так и воспитанию на ее основе эстетического вкуса.  По сравнению с другими компонентами эстетического воспитания эстетический вкус школьников является наиболее педагогически управляемым личностным образованием. На его формирование оказывает влияние эмоциональная оценка воспринимаемых явлений, приобретаемые эстетические представления и понятия.
Эстетические суждения, по В.С. Кузину, у учащихся I-II классов формируются в процессе обучения и характеризуются краткостью, перечислением деталей, описательным уровнем, изолированностью одного суждения от другого, отсутствием сравнения, обобщений, переноса на другие предметы и явления действительности. В суждениях не прослеживаются самостоятельность, оригинальность, аргументированность. Данная характеристика эстетических суждений, по мнению ученого, определяет первый уровень развития, который является важным в дальнейшем. Под влиянием целенаправленного обучения у школьников впервые происходит определенная систематизация имеющихся представлений, затем - интенсивное овладение новыми знаниями, умениями и навыками, что поднимает мышление, память, эмоционально-волевые качества личности на качественно новый, более высокий уровень развития. В дальнейшем суждения учащихся все больше характеризуются осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной. Нередко в суждениях можно наблюдать обобщение, сравнительный анализ идейно-эстетического содержания в изучаемых произведениях искусства и явлениях действительности.
Творческий потенциал - важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребёнком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность. Созидательный творческий потенциал «созревает» параллельно с развитием и обогащением эмоциональной сферы и определяет стремление к получению необходимых эстетических знаний (О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак).
В основе формирования эстетической потребности лежит свойственное ребенку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному, степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность.
Художественно-эстетическая деятельность, способствующая реализации основных потребностей младших школьников, может быть выделена как самостоятельная, а не производная от познавательной, трудовой деятельности и общения.
Два основных направления деятельности по эстетическому воспитанию учащихся: 
созерцательно-оценочное - восприятие прекрасного, наслаждение им, умение отделить подлинно прекрасное от уродливого, безобразного, пошлого, низкого в общественной жизни, природе, труде, быту и искусстве; 
деятелъностно-активно-творческое - способности, умения и навыки вносить красоту в жизнь и быт, в природу, труд, создавать и приумножать прекрасное в окружающей нас среде, стремление преобразовывать ее в интересах человека.
Таким образом, задачами эстетического воспитания являются:
- обогащение и уточнение начальных эстетических представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, произведениях искусства;
- формирование эстетических (художественных) понятий, суждений, оценок (способности понимания прекрасного в искусстве, природе, явлениях общественной жизни, быту);
- развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционально-эстетических реакций, дифференцирование эстетических переживаний и чувств;
- воспитание эстетического вкуса;
- формирование эстетической потребности;
- выявление и развитие художественно-творческих способностей;
- формирование умений и навыков эстетико-предметной творческой деятельности и развитие творческой активности;
- воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения.
2. Методики диагностирования эстетической воспитанности
При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а несколько. Это может быть наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
3. Мониторинг эстетической воспитанности младших школьников
Изучение результатов и эффективности процесса эстетической воспитанности - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность этого процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя, по отношению к нему, среда.
Исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:
1) В музыкальной деятельности;
2) В изобразительной деятельности;
Диагностика 1.(по методике Л.В. Школяр «Выбери музыку»).
Цель - выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.
В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 теста, каждый из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:
1 тест: Э. Григ «Одинокий странник»;
П. Чайковский «Утреннее размышление»;
Э. Григ «Смерть Озе».
2 тест: А. Лядов Прелюдия d-moll;
П. Чайковский «Баркарола»;
Д. Кабалевский «Печальная история»;
Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждом тесте схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?
Школяр Л.В. предлагает следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:
высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).
Тест 1 Класс Количество
учащихся Уровни Соотношение в %
высокий средний низкий высокий средний низкий
Тест 2 Уровень сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту (суммируются результаты двух тестов).
Класс Количество
учащихся Уровни в %
Высокий Средний Низкий

Диагностика 2.
Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности используется художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагаются репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети:
- Серов В.А. Девочка с персиками.
- Ренуар О. Читающая девочка.
- Серов В.А. Портрет Мики Морозова.
На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.
Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций живописной картины и эмоциональности.
Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы:
1) «О чем думают эти дети»?
2) «Какие они по характеру»?
3) «Какое у них настроение»?
Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:
3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;
2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;
1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.
Тест Класс Количество
учащихся Уровни Соотношение в %
высокий средний низкий высокий средний низкий

Диагностика 3 (анкетирование каждого учащегося).
Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.
Анкета позволяет судить об отношении учащихся к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств.
№ Вопрос Ответ
Да Иногда Нет
1 Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)? 2 Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них? 3 Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и др. 4 Можешь ли ты рассматривать картину, зеленый листок, травинку, цветок, жучка на листке и др. 5 Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшим вас (о фильме, о музыке, о книге и т.д.). 6 Посещаешь ли ты библиотеку? 7 Тебе удобно, комфортно, когда ты чисто одет? 8 Вежлив ли ты в общении с одноклассниками? 9 Читаешь ли ты какую-либо литературу об искусстве? 10 Посещаешь ли ты сайты в Интернете, которые рассказывают о классической музыке и живописи? В графе «Ответы» ответ «да» оценивается в 3 балла, ответ «иногда» - 2 балла, ответ «нет» - 1 балл.
Обработка анкеты:
30-21 балл – высокий уровень
20-11 баллов – средний уровень
10 и менее баллов – низкий уровень.
Высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности.
Средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки.
Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.
Диагностика 4.
Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).
Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.
Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):
1. Хорошая жизнь - это ….
2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….
3. Мне хорошо, когда вокруг….
4. Мне нравится смотреть на ….
5. Я люблю ходить в ….
6. Мне нравиться на уроках ИЗО….
7. Мне нравится, когда мои работы….
8. Я вижу прекрасное (красивое) в….
Высокий уровень - ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности.
Средний уровень - недостаточно выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности
Низкий уровень - характеристики находятся на предметном уровне.
Диагностика 5.
Методика ранжирования.
Предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.
Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.
Расставить слова из предложенного списка в поочерёдности согласно степени личной значимости. Музей, кино, театр, зоопарк, картинная галерея, цирк, концерт классической музыки, столовая, дискотека, улица, спортивная секция, кружок по интересам, магазины.
Высокий уровень - дети предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты классической музыки.Средний уровень - театр, кино, зоопарк, цирк.
Низкий уровень - столовая, дискотека, улица, магазины.
Общий уровень эстетической воспитанности.
Класс Кол-во Диагностика 1 Диагностика 2 Диагностика 3 Диагностика 4 Диагностика 5 Общий результат
В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н
Обработка результатов:
Суммируются результаты высокого уровня по пяти диагностикам, затем делятся на 5.
Аналогично подсчитываются результаты среднего и низкого уровня.
Таким образом, получается общий результат уровня эстетической воспитанности.

Заключение.Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:
показателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;
показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе;
показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.
Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.
Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.
Литература
1. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. Минск, 2001.
2. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006.
3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981.
5. Эстетическое воспитание школьников/А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, 1974.
6. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). - М.: Просвещение, 1966.