План-конспект Города Центрального района


Открытый урок
Тема: Города Центрального района. П/Р « Составление маршрутов путешествий по достопримечательным местам Центральной России».
Цели:
Изучить более подробно историю и географическое положение отдельных городов Центрального района.
Продолжить развитие творческих способностей учащихся и навыков поисковой работы
Учить составлять маршруты путешествий по достопримечательным местам Центральной России.
Оборудование: учебник Алексеев А.И., презентации по городам :
« Сергиев Посад», «Углич», « Переславль-Залесский»,« Владимир»,
« Ростов Великий», « Кострома», «Ярославль» ,экономическая карта России, политико-административная карта России., атлас с. 32-33
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
этапы учитель ученики
Оргмомент:
Здравствуйте! Садитесь!
2.Повторение д/з
-Давайте вспомним тему прошлого урока
1. На каких реках расположена Москва?
слушают , записывают тему в тетрадь.
( у карты)
Москва, Яуза, Неглинная
этапы учитель ученики
2.Какова планировка Москвы?
3.Почему Москва стала центром Русского государства?
Год первого летописного упоминания Москвы?
Назовите объект Всемирного культурного наследия, расположенный в Москве
Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице?
Назовите проблемы Москвы?
( пробки, много мигрантов, нехватка воды, требуется реставрация)
радиально-кольцевая
1147
Кремль
непроизводственная сфера: наука, культура, рекламное дело, туризм, финансы.
Изучение н/мПлан размещения городов в Золотом кольце (у каждого и на доске)
слайды
Сергиев-Посад
(герб)
работа с атласом
слайды Переславль-Залесский
(герб)
работа с атласом
слайды Ростов Великий
(герб)
работа с атласом
Слайды Углич
(герб )работа с атласом
Слайды Ярославль
(герб )работа с учебником
работа с атласом
Слайды Кострома
(герб )работа с атласом
Слайды Владимир.
(герб)
работа с атласом
слайды
По портретам

Учитель: Москва крупный город центрального района. Город федерального значения.
Среди всех районов России Центральный район выделяется самым большим числом городов- мелких, средних, крупных. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом.
-Ребята , как вы думаете какая сегодня у нас будет тема урока?
Сегодня мы совершим заочное путешествие по древним городам России.
Все вместе они образуют знаменитое на весь мир «Золотое кольцо». Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России да и не только в ней..
-Почему кольцо? И почему Золотое ? На эти вопросы вы ответите в конце урока.
-Как называют людей, которые проводят экскурсии? (экскурсовод)
Вы сегодня тоже попробуете себя в роли экскурсовода, совершив экскурсии по городам Золотого кольца.
( сказать про таблички на столах для п/р) - У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия - Очутившись в новом городе, вы должны будете записать его в таблицу. Выслушать выступление и записать две-три достопримечательности, о которых вы узнали и 2-3 отрасли хозяйства)-Рассмотрите карту нашего путешествия.
- Как расположены города?
- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы и едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев –Посад .
- Я Горлова Вера и сегодня буду вашим экскурсоводом по Сергиеву Посаду.
Именно для иконостасаТроице-Сергиевой лавры Андрей Рублев писал знаменитую “Троицу”. Сейчас здесь копия этой иконы, хотя сохранилось и несколько подлинников иконописца. (учитель добавляет)
Центральное место в архитектурном ансамбле монастыря занимает массивный и торжественный Успенский собор, построенный на пожертвования Ивана Грозного. ( учитель добавляет)
Добавить:
-толщина стен 6-10м
-про Ивана Грозного
-Бориса Годунова
-Что он основал Сергий Радонежский?
Чем прославился?
- Как называется главный монастырь города Сергиев Посад?
- Какое событие связано с именем С. Радонежского? ( зачитать по времени)
« Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты».
- Посмотрите на карту и скажите какой следующий город?
-Я Кочетова Ирина , я познакомлю вас с древним городом Переславлем –Залесским.
Города строились на Руси на расстоянии дневного переезда верхом — это 60-70 км. Именно на столько отстоит от Сергиева Посада Переславль-Залесский .– -добавить после доклада
А Залесским он стал потому, что северо-восточная Русь была отделена от Киева огромными лесными массивами.(учитель добавляет)
-Кто основал этот город?
-добавить
- В нескольких километрах от этого города находится ж/д музей. В нем представлены уникальные образцы паровозов. Некоторые используются для съемок в кино, музей утюгов-150 видов.
Учитель:
-Широко разлилось славное озеро Неро. Широко, да не глубоко. Называли его иногда « морем тинным»,а над озером, словно город сказочный , стоит Ростов Великий.
-Я Гриднева Люба, я познакомлю вас с Ростовом Великим.
Колокольный звон- включить
-Чем славятся ростовские колокола?
-Что такое финифть?
А теперь отправляемся в город Углич? (учитель рассказывает)) -Посмотрите на карту и назовите следующий город и скажите на какой реке стоит Углич?
- Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом».Углич известен с 937 года. В Угличе в ссылке месте с матерью Марией Нагой находился малолетний царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного. 15 мая 1591 года весенним утром в Угличе ударили в набат. Народ бросился на княжеский двор. Там увидели страшное зрелище: на земле- окровавленное тело царевича Дмитрия. А над ним –обезумевшая от горя мать. Так погиб при невыясненных обстоятельствах наследник царского трона восьмилетний царевич Дмитрий.
В Угличе много памятников старины.
Интересна Угличская ГЭС-одна из первых ГЭС, построенных на Волге. А еще работает большой часовой завод «Чайка».
-Почему этот город так назвали?
- Какие достопримечательности записали? ( первая ГЭС, часовой завод «Чайка»)
Учитель:
- Послушайте легенду о создании города:
« Пыл как-то по Волге- реке- князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: с одной стороны берега низкие, а с другой- возвышается холм с крутыми склонами. « Хорошее место для крепости»,- решает князь и начинает закладывать город»
-Как назывался этот город?
Описание следующего города мы найдем в учебнике на с.121.
- Что означает герб Ярославля?
- Какие достопримечательности вы записали? ( памятник Я.Мудрому, первый театр)
-Следующий город в котором мы остановимся- Кострома. Кострома речной порт.
-На какой реке стоит город? ( Волга)
Я Полозова Настя и я буду вашим экскурсоводом по Костроме.
-Каковы достопримечательности Костромы? ( Торговые ряды, церкви)
-Продолжаем нашу экскурсию и отправляемся во Владимир.
Я Горлова Вера я расскажу вам о славном городе Владимире.
-Кто основал этот город?
-На берегу какой реки стоит этот город? (Клязьма)
-Какие достопримечательности записали? (Золотые ворота, Успенский собор)
Учитель: давайте проверим нашу таблицу.
Итак, мы рассмотрели с вами города Золотого кольца и давайте проведем небольшую викторину
Викторина «Узнай город по описанию»
а) Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь Троице-Сергиева лавра.(Сергиев Посад)
б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные Торговые ряды. (Кострома)
в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть большой часовой завод. (Углич)
г) Этот город в 12 веке основал Юрий Долгорукий, располагался на важнейших торговых путях, никто не мог миновать этот город, а знаменитое Плещеево озеро славилось селедкой. (Переславль-Залесский)
д) Старинное предание рассказывает о том, что на месте этого города когда-то находилось древнее языческое селение. Князь с дружиной захватил его, разрубил боевым топором языческое изображение медведя и основал город-крепость. (Ярославль)
2.Викторина « Города и имена»
С именами каких великих людей связаны названия городов? ( на доске портреты исторических личностей
Ребята , так почему же эти города называют Золотым кольцом России?
Учитель: Вы все правильно высказали свою точку зрения. А теперь послушайте, что об этом говорится в Интернете:
«Эти города олицетворяют во всей красе величие Святой Руси. Они представляют из себя воплощённое в камне, золоте куполов, величии православных храмов, неповторимых природных красотах территории православных обителей XII-XVI веков доказательство непреложной истины, что только в симфонии светской и духовной жизни, в Боге – секрет могущества нашей Родины, её процветания.
Если посмотреть на карту, то становится понятно, почему маршрут по этим местам стал называться «кольцом». Он напоминает форму кольца. Его протяжённость – 1000 км».
Обобщение: Итак, наше путешествие подошло к концу. Древние города туристического маршрута “Золотое кольцо” имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь в своем историческом развитии от первых дней рождения до дня сегодняшнего. Многое безвозвратно утеряно на этом долгом пути. Но усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки объектов старинной архитектуры, казалось, непоправимо утраченных
Ученица:
Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.
Д/З п.24,вопросы с.123, на к/к нанести города Золотого кольца.
Выставление отметок.
Урок окончен! До свидания!
отвечают
отвечают
смотрят
отвечают ( расположены кругом, беря свое начало в столице нашей Родины- Москве)
записывают в таблицу и слушают
В непроходимых дебрях своими руками срубил деревянную церковку, на месте Троице-Сергиевой лавры.
Куликовская битва.
Отвечают Переславль-Залесский.
Слушают , записывают в таблицу
Ю.Долгорукий., 12 веке.
Слушают, записывают в таблицу.
Слушают , смотрят записывают в тетрадь.
Отвечают ( Волга)
отвечают
записывают, смотрят, слушают
отвечают
читают
отвечают
Записывают в таблицу, слушают , смотрят
Смотрят по карте
Называют
Клязьмаотвечают
Высказываются
ученица
Записывают
Подают дневники
Маршрутный лист
город достопримечательность Историческая личность Отрасли развития
Даю разрешение на опубликование