Статья Технология вовлечения родителей в образовательную деятельность через систему работы клуба Растим начинающего читателя


Технологии вовлечения родителей в образовательную деятельность через систему работы клуба «Растим начинающего читателя»
Разработала: Корнева Надежда Петровна - воспитатель структурного подразделения ГБОУ СОШ №9 детского сада «Солнышко» города Кинеля.

«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»
А. П.Чехов.
Радикальные перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, выдвигают на первый план проблему приобщения детей к книге.
В начале двадцать первого века многочисленные проблемы сказались на возможностях доступа к культуре и образовании, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Суммируя анализ процессов, происходящих в последние годы, исследователи отмечают негативные тенденции в этой области: снижение интереса к книге, замедление вхождения детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. Чаще всего первое знакомство детей с классической культурой происходит через интернет и телевизор. Наблюдения за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно; читая или слушая чтение, нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовенькое. В результате у ребенка интерес книге теряется. И наоборот, если ребенку с первых лет жизни постоянно читают, показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры. Ребенок научиться воспринимать систему образов с листа и электронные образы не будут мешать, а будут дополнять мир ребенка.
Книга – одно из наиболее ранних и доступных средств соприкосновения с настоящим искусством: с красиво звучащим словом, живописным рисунком, динамичными образами. Период дошкольного детства – один из благоприятных этапов приобщения детей к миру книги. Писатель увлекает маленького слушателя, развивает воображение, обогащает мысли, чувства, учит слушать, смотреть, понимать и одновременно сочувствовать, радоваться, переживать и сопереживать, одним словом – наполнять мир его чувств и представлений светлыми и добрыми образами. Грамотно руководить процессом приобщения ребенка к чтению родителям поможет клуб «Растим начинающего читателя». Клуб – это объединение для родителей с разработанным планом работы, участниками. Основная форма проведения – практическая деятельность, во время которых отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми.
Цели:
Формирование основ родительской культуры;
Повышение педагогического уровня семьи, её воспитательного потенциала как основы качественного образования ребенка;
развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы;
создать условия для активного использование литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи по взаимодействию с родителями:
содействовать выработке у родителей знаний в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;
формировать потребности в изучении детской литературы;
знакомить родителей с содержанием и современными технологиями создания книги, видами книг, способами поиска новой информации;
приобщать родителей к процессу создания рукописных книг, подготовке выставок книг в ОУ, разработке проектов книжных уголков;
привлекать родителей к активному взаимодействию с педагогами и представителями организаций способствующих приобщению дошкольников к художественной литературе;


Задачи по взаимодействию с детьми:
формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, познакомить с правилами поведения в книжном уголке, библиотеке;
обогащать читательский опыт, дать первое представление об особенностях литературных и фольклорных жанров (рассказы, стихи, загадки, небылицы, сказки...);
формировать интерес к оформлению книги, учить воспроизводить текст произведения при рассматривании иллюстраций;
развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении с взрослыми) в соответствии с собственными эмоциональными запросами;
способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками в ходе работы с книгами. В процессах чтения и анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций;
развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
Ожидаемые результаты:
расширение знаний детей и родителей о книжной культуре;
регулярное участие родителей в организации образовательного процесса;
проявление искреннего интереса к жизни группы, эмоциональная поддержка своего ребенка;
улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что будет способствовать развитию их творческой инициативы;
повышение психолого - педагогической грамотности родителей.

Технология приобщения детей к чтению разнообразна и требует постоянной работы, как педагога, так и родителя. В этой работе с родителями вам помогут советы:
Семейные чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Пример родителя, нет ничего эффективнее этого метода. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребёнка отношение к чтению как к удовольствию: цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения.
Домашняя библиотека демонстрирует, что вы цените книги, чтение: покупайте книги, дарите книги сами и получайте в качестве подарков.
Ежедневное чтение вслух. Подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите в доме место для чтения и хранения детских книг.
Самостоятельное чтение книг ребёнком должно поощряется (даже его имитацию: чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц в нужном месте).
Посещение библиотеки с ребенком поможет и научит пользоваться её фондами, самостоятельно подбирая литературу с учётом интересов и увлечений.
Составление аудио - и видио -библиотеки знакомых литературных произведений, которые можно прослушать в любое время.
Совместное изготовление иллюстраций к любимой книге из разного материала, разыгрывание спектаклей по этому произведению.
Бережное отношение к книгам, обучению правилам общения с ними.

Помните книжная культура – это искусство, которое не приходит само по себе, его надо прививать. Только ежедневное общение с книгой научит ребёнка получать ни с чем несравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией.

Литература:
1. Гриценко З. А., Положи свое сердце у чтения: Пособие для родителей по организации чтения дошкольникам. – 2- е изд. – М,: Просвещение, 2004.
2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.-. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Смирнова О.Д.,Метод проектирования в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011
4. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5, 5-7 лет: Пособие для воспитателей и родителей\ Сост. В.В. Гербова и др., - М.: Издательство «Оникс», 2007
5. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е., Путешествие в прекрасное: рекомендации для воспитателей, учителей, родителей. – М.. Баласс,2010