Методическая разработка занятия. « Первые шаги в космос»

Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Барнаульская городская станция юных техников»







Методическая разработка занятия.
« Первые шаги в космос»
(Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением)













Автор-составитель: Бородина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования













Барнаул, 2011 год

Содержание
I. Методическое пояснение . 3
II. Методическая разработка занятия . 4
III. Заключение .... 12
Литература .. 13
Приложение 1 .......14
Технологическая карта
Приложение 2 .... 17
Валеологические упражнения
Стихи о космосе
Приложение 3 .18
Кроссворд
Ребус.
Приложение 4 (на диске) ...20
Фото-материалы по данному занятию
Приложение 5 (на диске)
Электронная презентация 1
«Первые шаги в космос»
Электронная презентация 2
Викторина
Электронная презентация 3
Технологическая карта
Кроссворд
Ребус









I. Методическое пояснение.

2011 год – юбилейный год для Российской космонавтики. Современные школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Данное занятие знакомит младших школьников с « Первыми шагами человека в космосе», помогает систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
Изготовление плоскостной ракеты с щелевидным соединением входит в раздел образовательной программы "Конструирование из плоских деталей". Данное занятие проводится перед днём космонавтики для того, чтобы развить у детей интерес к астрономической, авиационной и космической технике.
Занятие включает в себя несколько этапов: организационную часть, теоретическую часть, практическую часть, подведение итогов.
На каждом этапе занятия используемые виды работы направлены на развитие творческого мышления. Фронтальная беседа позволяет активизировать и систематизировать знания по технологии изготовления.
Использование наглядного материала: электронной презентации «Первые шаги в космос», технологической карты, образца, способствует активизации мыслительной деятельности, повышает интерес к занятию, способствует восстановлению опорных знаний.
Для положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу используются стихи, викторина, они позволяют плавно перейти к практической части занятия.
В заключительной части занятия используется самоанализ деятельности детьми.
Проведение валеологических упражнений направлено на охрану здоровья детей.

Педагогом в подготовительный период:
-подготовлена электронная презентация;
- разработаны шаблоны, образец;
-подобраны вопросы викторины и кроссворда, стихи;
-разработаны валеологические упражнения на космическую тематику.





















II. Методическая разработка занятия
Продолжительность занятия 2 часа (90 минут)
Возраст обучающихся - 7-8 лет
Год обучения - первый.
Тема занятия: «Первые шаги в космос»
(Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением, посвящённое 12 апреля - дню космонавтики).
Цель: Создание условий для развития творческого мышления и фантазии, практических навыков организации деятельности в процессе изготовления ракеты из бумаги.
Задачи занятия:
Обучающий аспект:
- уточнить и систематизировать знания детей о профессиях космонавта и людей, работа которых связана с освоением космоса;
- формирование у детей прочных навыков работы с шаблонами; ознакомление с технологией изготовления плоскостных поделок.
Развивающий аспект:
- содействие развитию речи, мышления, фантазии, воображения у детей;
- выработка у детей потребности бережного отношения к своему здоровью путем соблюдения правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и использования элементов физической культуры на занятии.
Воспитательный аспект:
- привитие у детей художественно-эстетического вкуса; воспитание самостоятельности, организованности, ответственности, аккуратности в процессе выполнения работы;
- воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.
Оборудование занятия:
шаблоны, картон, цветная бумага, самоклеющаяся бумага, фломастеры, простые карандаши, ножницы, клей, линейка, экран для просмотра слайдов, компьютер, проектор.
Тип занятия:
Комбинированный, с последующей итоговой выставкой
Основные методы и формы, применяемые в ходе занятия:
Объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, объяснение демонстрация);
Репродуктивный метод;
Поисковый метод;
Самостоятельная работа;
Валеологические паузы.
План занятия
I. Организационная часть. П. Теоретическая часть.
Введение в тему.
Повторение ранее изученного материала.
Изучение нового материала.

Объяснение последовательности изготовления поделки.
Закрепление последовательности выполнения работы.
III. Практическая часть.
Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением.
IV. Подведение итогов занятия. Организация выставки.

Ход занятия

Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся


1
2
3

I.Организационная часть.
Цель: сосредоточить и нацелить обучающихся на плодотворную работу в течение всего занятия.

II.Теоретическая часть.
Цель: Пробудить интерес к просмотру фильма и значимости этого события в истории человечества. Привлечь детей к самостоятельному поиску дополнительной литературы о космосе.

Педагог приветствует ребят. Оценивает готовность их к занятию.
Нацеливает на работу.
Проверяет готовность к занятию.




Активизирует внимание детей. Вызывает интерес к занятию. Проводит беседу.
Какой сегодня прекрасный день! Подставьте под солнечные лучики свои лица и ладошки. Солнце дарит нам тепло и свет. Чувствуете как нам приятно? Без солнечного тепла и света не было бы жизни на Земле. Наступила весна. Какой знаменательный день приближается?( 12 апреля день космонавтики)
А почему именно в этот день отмечают этот праздник ? (первый полёт человека в космос)
Я предлагаю вам просмотреть презентацию «Первые шаги в космос» и подумать, какими качествами должен обладать космонавт?
Просмотр электронной презентации «Первые шаги в космос» (Приложение №5 – презентация 1 )
Когда у космонавта спросили, с чего начинается космос? Он ответил, что с мечты. Осуществить такую мечту может человек обладающий определенными качествами. Каким он должен быть?
(целеустремлённый, любознательный, трудолюбивый, смелый, сильный, образованный и т.д.)
Ребята, а вы мечтаете о космосе? Хотите побывать в космосе?
Яркие звёзды в небе горят
Как они манят в дорогу ребят
И сегодня мы сделаем первые шаги к этой мечте. Мы тоже отправимся в космос.
Успокаиваются, сосредотачиваются, настраиваются на работу.
Организуют своё рабочее место





Отвечают на вопросы, активизируя мыслительную деятельность, развивают речь, мышление, память. Вспоминают дополнительно прочитанную литературу про космос.

1
2
3





























1. Введение в тему.
И возьмём мы с собой только трудолюбивых смелых, любознательных, тех, кто выполнил задание и почитал книги о космосе представленные на нашей книжной выставке, кто внимательно смотрел фильм и ответит на вопросы викторины (презентация 2 на диске):
-Кто первым полетел в космос? (Ю.Гагарин)
-Кто первым совершил прогулку в космосе? (А.Леонов)
-Назовите спутник Земли? (луна)
-Индивидуальное снаряжение, обеспечивающее условия жизнедеятельности и работоспособности космонавта в космосе? (скафандр)
-На каком корабле Ю.Гагарин совершил свой первый полёт? (Восток)
-Главный конструктор космической техники? (С.П. Королёв)
-Где лучше размещать космодромы? Почему? (Вдали от густонаселённых районов т.к. требуют больших площадей и чтобы отработавшие спутники ракетоносителя не смогли нанести разрушения)
-Первая женщина- космонавт? (В.Терешкова)

·2. Наш земляк?(Г.Титов)
Молодцы ребята! Ответили на вопросы викторины
Так давайте же отправляться в космос. А на чём мы отправимся? Мы узнаем отгадав кроссворд (Приложение №3) Слова кроссворда будем разгадывать по горизонтали, а ключевое слово по вертикали.
-Летательный аппарат, на котором летали сказочные герои (ковёр-самолёт)
-Летит птица-небылица, а внутри народ сидит (самолёт).
-Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне (тарелка).
-Заверчу, зажужжу, в небеса улечу (вертолёт).
-Первый искусственный аппарат выведенный на орбиту Земли (спутник).
-Летательный аппарат на котором летала Баба-Яга (ступа).

Какое слово по горизонтали у нас получилось? (ракета)
Итак, сегодня в день космонавтики, мы будем делать плоскостную ракету с щелевидным соединением.
Систематизируют и закрепляют полученные знания.












Нацеливаются на разгадывание объекта труда.

Открывают слова кроссворда разгадывая ключевое слово.






Знакомятся с темой занятия.


1
2
3

2.Повторение ранее
изученного материала.
Цель: проверить усвоение ранее изученных тем.


3.Изучение нового материала.
Цель: выяснение теоретических знаний по устройству и технологии изготовления.


Объяснение последовательности изготовления работы.
Цель: учить обучающихся составлять план последовательности выполнения своей работы.


Педагог задаёт вопросы на повторение.
Давайте вспомним, с какими приёмами соединения деталей мы познакомились на наших занятиях? Как мы их делали?
Мы использовали приём щелевидного соединения при изготовлении различной техники (поезда, гоночной машины и т.д.) Сегодня мы сделаем ракету с щелевидным соединением, на которой мы отправимся в свой первый полёт.

Наводящими вопросами помогает детям проанализировать данную поделку.
-Рассмотрите ракету и скажите из скольких основных деталей она состоит? из двух (корпус и стабилизатор)
-Как называются основные части ракеты? (корпус, обтекатель, стабилизатор, сопло)
-Какую форму имеет ракета? (плоская с щелевидным соединением)
-Как украшена ракета? (при помощи фломастеров и самоклеющейся бумаги).


Педагог объясняет последовательность выполнения ракеты.
-Разметить все детали ракеты
-Вырезать стабилизатор и корпус ракеты
-Сделать прорези для соединения деталей
-Соединить ракету
-оформить поделку

Вывешивается технологическая карта (приложение № 2) или электронная технологическая карта демонстрируется на экране (презентация 3).




Отвечают на вопросы. Систематизируют знания по ранее изученному материалу.





Слушают, отвечают на вопросы.

Рассматривают известные части ракеты, знакомятся с новыми словами






Работают на внимание, запоминают последовательность операций изготовления.





1
2
3


5.Закрепление последовательности выполнения работы.
Цель: усвоить технологию изготовления, предупредить от возможных ошибок


III.Практическая часть
Цель: выявить знания по использованию инструментов и ТБ при работе с ними.,
закрепить приёмы щелевидных соединений, проверить умение резать картон и работать с шаблонами.




Педагог ещё раз, используя технологическую карту и задавая вопросы, закрепляет технологию изготовления. Настраивает обучающихся на самостоятельную работу и применение ими ранее полученных навыков и знаний на практике. Предупреждает от возможных ошибок
-Помним об экономии материала
- Обводим все детали с изнаночной стороны картона
-Ширина прорези равна толщине картона



Педагог проводит инструктаж по технике безопасности
Но прежде чем приступить к работе ,давайте повторим правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Загадки
Инструмент бывалый, не большой не малый
У него полно забот: он и режет и стрижёт (ножницы)

Над бумажным над листом машет палочка хвостом
И не просто машет, бумагу клеем мажет (кисточка с клеем)
Педагог индивидуально помогает обучающимся, предупреждает возможные ошибки.





Настраиваются на дальнейшую работу.
Работают с технологической картой.





Закрепляют знания по ТБ с режущими инструментами и клеем.
Отгадывают загадки, получают положительный эмоциональный настрой на выполнение практической работы.


Работают самостоятельно, используя полученные знания




1
2
3

Валеологическая пауза (приложение)
Цель: обогатить словарный запас обучающихся, снять напряжение и усталость.









IY. Подведение итогов. Организация выставки.
Цель: проверить усвоение нового материала и оценить работы.
Раз-два, стой ракета,
Три-четыре, скоро взлет
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет,
Пролетая над землею
Ей передаем привет.
Педагог проверяет и оценивает работы вместе с ребятами, находит способ похвалить и воодушевить каждого ребёнка. Уточняет знания об основных частях ракеты.
Давайте сейчас каждый из вас побудет космонавтом, придумает название своей ракете и расскажет о ваших впечатлениях о космосе.
Для Вас – будущих космонавтов еще одно задание. Разгадайте ребус (в презентации 3)
Космических вам успехов!
Педагог организует выставку детских работ. Уборку рабочих мест.

Движениями разминают различные мышцы.
Выполняют упражнения, снимая напряжение и усталость туловища













Самоанализ своей работы.


Фантазируют, делятся своими впечатлениями.


Убирают рабочие места.



III.Заключение
12 апреля - день осуществлённой мечты человечества. День, когда невероятное стало очевидным. Это радостный праздник по случаю первого полёта в космос.
Готовясь к этой дате, педагог должен хорошо представлять себе цели предстоящего праздника и как ребята его объединения будут отмечать этот день. Следовательно, готовиться к нему надо заранее, чтобы в процессе подготовки ребята могли многое узнать.

Предложенная методическая разработка занятия «Первые шаги в космос». (Изготовление плоскостной ракеты с щелевидным соединением) и электронная презентация с видео-уроком по данному занятию могут быть использованы во время мероприятий приуроченных ко дню космонавтики. Они помогут в увлекательной форме расширить и углубить знания ребят, полученные на занятиях, ввести их в мир научных и технических идей, активизировать всех ребят объединения.














IV. Литература

Гиффорд К. Космос, Рекорды и факты. – М.: ООО «Астрец», 2004
Горьков В.Л. Космическая азбука. – М. Дет. Лит., 1990
Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва. Педагогика-Пресса, 1993
Леонов А.А. Выхожу в космос. – М.: Малыш, 1980.
Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. – М.: Дет. Лит., 1988.
Энциклопедический словарь юного астронома / Сост. Н.П. Ерпылев. – 2 изд., перераб. и доп. – М .: Педагогика, 1986.
Падалинский А.Набор открыток «Шаги в космос». – М.: «Изобразительное искусство»., 1971.


















Приложение № 1

Обводим и вырезаем шаблоны

Делаем прорези для щелевидного соединения


























Оформляем ракету


























































Приложение № 2
Валеологические упражнения

Раз – два, стой ракета,
Дети маршируют

Три – четыре, скоро взлет
Руки вверх

Чтобы долететь до солнца
Потянуть руки вверх

Космонавтам нужен год
Наклоны головы влево и вправо

Но дорогой нам не страшно
Руки в стороны

Каждый ведь из нас атлет
Сгибают руки в локтях

Пролетая над землею
Ноги на ширину плеч

Ей передаем привет
Волнообразные движения туловища и рук


Стихи о космосе
1 чтец
Мчатся ракеты к дальним мирам
К подвигам сердце рвется,
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется.

2 чтец
Сначала космонавтами были только военные летчики, потом в их число попали инженеры и врачи, наконец, в космос полетела женщина

3 чтец
Наши дни победами увенчаны,
Не дивиться многому нельзя
Но когда штурмует космос женщина – Это здорово друзья!

4 чтец
Проложим дороги к далеким мирам,
В ракетах к луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.

Приложение № 3

Кроссворд




















13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 415