Презентация опыта работы Чистые мысли сегодня — хорошие поступки завтра


-1029555-609731ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КАЛИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ, СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»


Методическая разработка

Социально-психологическое сопровождение
студентов, склонных к девиантному, суицидальному поведению, формирование здорового образа жизни.
Из опыта работы педагога-психолога
Муравской Ольги Алексеевны
Калиновка
2015
-984885-605790СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
Актуальность
Теоретический аспект видов и форм девиаций студентов
Социально-психологическое сопровождение студентов, склонных к девиантному поведению
Социально-психологическое сопровождение студентов, склонных к суицидальному поведению
Арт-терапевтический подход в решении проблем студентов склонных к девиантному, суицидальному поведению, формирование здорового образа жизни.
Послесловие
Список использованных источников
-451485216535
-984885-586740Аннотация
Данная методическая разработка – описание методов, приемов, инструментов моей работы со сложной категорией студентов в структуре среднего профессионального образования: студентами, склонными к девиантному поведению, суицидальному поведению. Одним из основных направлений своей деятельности считаю также формирование здорового образа жизни, который начинается со здорового, позитивного мышления –чистых мыслей, намерений, из которых вытекают всегда лишь хорошие поступки.
В конкретные закрытые группы я студентов не набираю. Встречи и занятия в основном индивидуальные. Этап диагностики в зависимости от выбора методики может быть групповым. А также встречи для проведения психологических, трансформационных игр проходят в составе до 6 человек для более качественной проработки чувств и эмоций каждого участника встречи.
В течение первых двух недель после выявления студентов, склонных к суицидальному поведению встречи проводятся два раза в неделю, затем один раз в неделю, после повторной диагностики и положительных изменений в жизнедеятельности студентов – по запросу или необходимости.
В течение первых двух недель после выявления студентов, склонных к девиантному поведению встречи проводятся два раза в неделю, затем один раз в неделю в течение трех месяцев. Продолжительность встреч может варьироваться от 60 минут в начале занятий и до 35 минут на последних, контролирующих этапах.
Основными методами, формами работы, упражнения и задания являются из области арт-терапии. Одной из основных функций арт-терапии является исцеление личности через искусство, через его визуализацию или непосредственно через создание произведений искусства и возвращение личности к психологической целостности.
-1022985-676275Актуальность
Социально-экономическая ситуация за последние десятилетия на нашем полуострове негативно отразилась на качестве жизни населения, и как следствие на уровне психологического здоровья. Конечно, между этими понятиями мы можем включить огромное количество неблагополучных семей, разрушенных семей из-за разного рода процессов, детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Родители существенно изменили отношение к традиционному воспитанию несовершеннолетних, возникают противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения.
К группе риска можно отнести и те семьи, в которых родители постоянно на работе, а дети предоставлены сами себе – в лучшем случае, или улице – в худшем. Молодежь стремится к самостоятельности, не осознавая всех реалий взрослой жизни, а родителям некогда им даже объяснить это, они просто ограничивают свободу своих чад, бросая резкие «Так надо!», «Мы так решили!», «Ты еще мала принимать самостоятельные решения!» и т.п. В учебных заведениях требовательных педагогов больше, чем понимающих, - и снова ограничения, стены непонимания.
Дети все больше проводят времени за компьютерами: онлайн-игры, социальные сети, что приводит к социальной отчужденности среди молодежи. Подрастающее поколение не видит вокруг себя примеров для вдохновения новыми духовными и моральными силами: Интернет, СМИ по большей части диктуют и показывают завуалированные агрессию, физическое и моральное насилие, низкий уровень притязаний общества, что выливается во все большее распространение в молодежной среде саморазрушающего поведения. Такое поведение влечет за собой рост детской преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений, среди которых и суицидальные попытки.
И так по замкнутому кругу наше подрастающее поколение из года в год проводит, отбывает дни в школах, а затем приходят к нам в техникумы уже с выработанными деструктивными установками по отношению к педагогам, взрослым и окружающим.
«Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе отреагируются подростками, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками», - Буянов М.И. из своих наблюдений в работе с детьми из неблагополучных семей.
Девиантное поведение является проблемой всего нашего общества. Чем скорее мы научимся решать эту проблему оптимальными и безболезненными способами, тем успешнее будет духовное и нравственное развитие общества и государства в целом.
-1040765-1076325Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения первоочередной задачей перед образовательными учреждениями и педагогическими коллективами ставят поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.
В последние годы от молодежи все чаще слышишь главную жизненную цель – достижение материального благополучия любой ценой, нажива любыми способами. Получение образования, труд не являются привлекательными перспективами для подрастающего поколения. Сталкиваясь с суровой реальностью, молодые люди не задумываясь ступают на путь потребительства, часто совершая преступления.
Суицидальное поведение является также очень распространенной формой девиантного поведения, и также считается актуальной проблемой нашего общества.
Со всеми этими проблемами и переживаниями наших студентов сталкиваешься каждый день, стараешься помочь разобраться в себе, в своем внутреннем мире. И лично мне в этом очень помогает арт-терапия, - метод, связанный с раскрытием души человека, его творческого потенциала, высвобождением его скрытых энергетических резервов, и в результате отысканием им самим оптимальных способов терапии травм и обид из детства, всех внутренних эмоциональных проблем. В этом процессе человек проделывает огромную работу над собой, и если он успешно справляется, он становится личностью. После этого начинается работа над самосовершенствованием и личностным ростом, а параллельно формируется здоровый образ жизни.
-12763530480
-1022985-643890Теоретический аспект видов и форм девиаций студентов
Чтобы отделять девиантное поведение от нормы, необходимо понять, от каких именно норм общества поведение может отклоняться.
Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его(К.К.Платонов).
Девиантное поведение человека можно определить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. [5]
Девиантное поведение подразделяют на категории. Это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие явной или скрытой психопатологии). Эту группу составляют астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно проявляется в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями (делинквентное поведение), а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями (криминальное поведение).[10, 6]
Еще одной из форм отклоняющегося, девиантного поведения является аддиктивное поведение, которое выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, при опыте человека, который происходит под сильным эмоциональным впечатлением, остается в подсознании и легко извлекается при воспоминании об этом опыте. Фиксация может быть связана с воздействием изменяющего психическое состояние вещества, участием в каком-то виде активности (например, игровой и др.). Особенность фиксации заключается в том, что она влечет за собой сильное желание повторить пережитое измененное состояние еще раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализациях, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение.
-984885-605790Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная. [8]
Аддикция начинается с фиксации, но дальнейшее развитие процесса во многом определяется личностными особенностями и предрасположенностями. Прогрессирование аддикции обусловлено нарушениями в структуре эго. Недостаточность эго затрудняет преодоление фрустрации, мешает формированию необходимых профессиональных и социальных навыков, волевых функций.
Очень часто аддиктивное поведение «соотносится» с суицидальным. Об этом свидетельствует большое количество самоубийств, совершаемых аддиктами. Суицидные попытки становятся более частыми на той конечной стадии аддикции, когда уже невозможно добиться изменения психического состояния с помощью прежнего аддиктивного агента.
Суицидальное поведение - понятие более широкое и, помимо суицида, включает в себя суицидальные попытки и проявления. Впервые этот термин был предложен G. Deshais в 1947 г. В отечественной психиатрии определение суицидального поведения впервые было дано А. Г. Амбрумовой (1978), в котором наиболее полно отражен весь спектр его проявлений: «Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние – антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние - суицидальная попытка и завершенный суицид».
Следует подробнее остановиться на формах внутреннего поведения, которые, по мнению В. А. Тихоненко (1978), являются также этапами формирования суицида.
Антивитальные переживания - это отрицание жизни без четких представлений о собственной смерти.
Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но без конкретизации в плане лишения себя жизни.
Суицидальные замыслы понимаются как активизация проявления суицидальности (тенденция к самоубийству), которая сопровождается аффективной напряженностью. Происходит разработка планов реализации суицида, продумываются способы, время и место акта.
-984885-586740Суицидальные намерения характеризуются принятием решения о самоубийстве, что предполагает присоединение к замыслу волевого компонента, переводящего внутреннее суицидальное поведение во внешнее.
E. S. Shneidman (1996) считает, что общей целью суицида является нахождение решения. Самоубийство не является случайным действием. Оно представляется выходом из создавшегося положения, способом разрешения жизненной проблемы, дилеммы, обязательства, затруднения, кризиса или невыносимой ситуации. Общей задачей суицида является прекращение сознания. Общим стимулом к совершению самоубийства является невыносимая психическая (душевная) боль. Общим стрессором являются фрустрированные психологические потребности. Общим состоянием психики является своеобразное сужение когнитивной сферы.[2]
-1022985-624840Социально-психологическое сопровождение студентов, склонных к девиантному поведению.
Основными задачами в сопровождении данной категории являются:
поиск первопричин, истоков начала отклоняющегося поведения, помощь в осознании и принятии этих причин;
работа над обидами, комплексами, неуверенностью в себе;
коррекция самооценки – выведение ее к адекватной;
формирование позитивной Я-концепции;
научить принимать на себя ответственность за свои поступки и их последствия;
ценностное ориентирование в выборе жизненных коммуникаций – переориентация с антисоциальных форм поведения на общепринятые, общекультурные;
формирование активной жизненной позиции;
повышение мотивации к саморазвитию и личностному росту;
обучение целеполаганию;
формирование здорового образа жизни;
повышение уровня мотивации к получению образования и приобретению профессии.
Социально-психологическое сопровождение студентов, склонных к суицидальному поведению
Основными задачами в сопровождении данной категории являются:
своевременное выявление данной категории детей;
выявление причин таких намерений;
помощь в поиске смыслов жизни через совместный вербальный самоанализ жизненных обстоятельств, которые привели к критическому состоянию;
формирование ценностного отношения к своей личности и внутреннему миру, к своей жизни;
обучение целеполаганию;
формирование активной жизненной позиции;
повышение мотивации к саморазвитию и личностному росту.
-1022985-676275Арт-терапевтический подход в решении проблем студентов,
склонных к девиантному, суицидальному поведению,
формирование здорового образа жизни.
Арт-терапия (от англ.art, искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.[1]
Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные художественные приемы.
Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.[7,9]
Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арт-терапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию, библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика), песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.[3,4]-965835-1152525Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.
В течение 2014 года я посетила обучающие семинары, фестивали, IQ-фесты по арт-терапии, получила сертификаты. Прошла обучение по использованию разных видов арт-терапии.
В диагностике, кроме стандартизированных методик, использую цветовой тест Люшера, тесты и методики, где студенты работают с основными цветами. После чего мы обсуждаем результаты, студенты стараются понять над чем им в первую очередь необходимо задуматься, что проработать.
Для консультирования, профилактической, коррекционно-развивающей и восстанавливающей работы в своем арсенале имею следующие игры
Психологическая игра «Мир ценностей» - это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в семейной и групповой работе, с разными возрастными аудиториями, без ограничений по национальному и религиозному признакам, для клиентов с любым уровнем образования.
Цель игры: самораскрытие и самосовершенствование личностных особенностей участников, поиск творческих путей реализации своего потенциала, определение ценностей личности.
История создания. Данная игра является авторской разработкой Э. Титовой.
Инструментарий игры:
- 46 карточек (4 - синий, 5 - зеленый, 5 - красный, 8 - желтый, 5 - фиолетовый, 3 - коричневый, 3 - черный, 4 - серый, 4 - белый, 5 - розовый);- маршрутных листов для каждого игрока, для фиксирования результатов хода;
- набора цветных камней (талантов).
Возраст использования. Игра «Мир ценностей» предназначена для работы с клиентами старше 13 лет.
-984885-624840
Метафорическая трансформационная игра «Звезда жизни». Автор Эльвира Титова. Игра «Звезда жизни» - это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в семейной и групповой работе, с разными возрастными аудиториями, без ограничений по национальному и религиозному признакам, для клиентов с любым уровнем образования.
Цель игры: самораскрытие и самосовершенствование личностных особенностей участников, поиск творческих путей реализации своего потенциала, работа над эмоциональными и психологическими зажимами.
Инструментарий игры:
- 49 карточек с пояснениями шагов игроков;
- маршрутные листы для каждого игрока, для фиксирования результатов хода;
- набор цветных камней (талантов).
Возраст использования. Игра «Звезда жизни» предназначена для работы с клиентами старше 13 лет.
-965835-676275
Психологическая игра «Тайны личности» ─ это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в семейной и групповой работе, с разными возрастными аудиториями, без ограничений по национальному и религиозному признакам, для клиентов с любым уровнем образования.
Цель игры: самораскрытие и самосовершенствование личностных особенностей участников, поиск творческих путей реализации своего потенциала.
История создания. Данная игра является авторской разработкой практического психолога Э. Титовой.
В основу создания игры заложены следующие идеи:
- психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). В основу положена идея о существовании пяти психологических геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, зигзаг и прямоугольник), каждая из которых является отражением определенного типа личности; - цветовой тест М. Люшера, который основан на том, что выбор цвета отражает направленность на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Основные цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый.
Инструментарий игры:
-965835-681990- 80 карточек (12 - квадратов, 14 - треугольников, 12 - прямоугольников, 14 - кругов, 12 - зигзагов, 4 - бонусов, 4 - штрафов, 8 - пустых карточек);- маршрутных листов для каждого игрока, для фиксирования результатов хода;
- набора цветных камней (талантов).
Основное содержание игры: каждый игрок, совершая действия, проживая свои ходы, начинает неосознанно использовать свои привычные жизненные стратегии. Задача ведущего - задавая вопросы, акцентируя внимание на деталях игры, показать участникам их жизненные стратегии и помочь осознать их эффективность.
Возраст использования. Игра «Тайны личности» предназначена для работы с клиентами старше 14 лет.

Эти игры очень нравятся нашим студентам в первую очередь, потому что это игры, а также в процессе игры они узнают много нового и интересного о себе и о своих товарищах. В процессе игры затрагиваются очень разносторонние вопросы, жизненные ситуации, ребята очень часто сами наблюдают эффект «инсайта» как в процессе игры, так и по окончании – при подведении итогов, рефлексии.
Очень информативной является работа с колодами метафорических ассоциативных карт, изображений. Их существует огромное количество, в моем арсенале имеются следующие колоды:
-965835-624840Колода «На пути к личности» - ассоциативные фотографические изображения. Автор Эльвира Титова. Колода может быть использована в индивидуальном и групповом консультировании.
Структура колоды включает 90 карт: фотографические карты (80 карт) и изображение эмоций(10 карт).
Восприятие фотографий и выбор из них наиболее важных с последующим обсуждением ведет к лучшему самопониманию.
Фотография отражает сознание смотрящего на нее человека (в конкретный момент ее восприятия).
Важно, чтобы выбравший фотографию человек имел достаточно времени, чтобы рассказать о своих ассоциациях и чувствах.
Как правило, человек выбирает ту фотографию, которая наиболее для него важна. Она символически отражает его внутреннее состояние или внешнюю ситуацию. Поэтому повторное восприятие и обсуждение одних и тех же снимков оправдано.
«На пути к личности» - студенты через восприятие изображений рассказывают о себе, говорят о своем актуальном эмоциональном состоянии, говорят о своих мечтах вслух, что очень важно.

«Дуэт». Карты Дуэт - особенные карты, предоставляемые нам глубокую и многообразную картину, с их помощью мы можем проявить для себя различные аспекты систем взаимоотношений. Карты Дуэт состоят из 96 карт с картинками и 96 карт со словами. На картинках отображены различные ситуации проявления чувств, видов поведения и стереотипов мышления в плане отношений. На части карточек наличествуют изображения мужчин и женщин. Следует отнестись к образу, как к представляющему действие или стереотип, не обязательно символизирующий мужской или женский пол. (Пример: иногда мужчина ассоциирует себя с образом, представленном на картинке женщиной или наоборот). Карты символизируют различные системы взаимоотношений: я с самим собой, я и мое тело, я и моя работа, семья и так далее. Карты не обязательно подразумевают отношения между мужчиной и женщиной.
-965835-2957195«Дуэт» - очень актуальная колода для студентов, которым сложно описывать свое внутреннее актуальное состояние, свое отношение к тем или иным жизненным событиям, ребятам очень часто приходится возвращаться к своим проблемам из детства, прорабатывая, они избавляются от них, или меняют к ним свое отношение - более лояльное, нейтральное.

«Были-небыли». Автор - психолог: д-р Любовь Мошинская, художник: Леви Прицкер. Колода состоит из 72 карт, содержащих пословицы и иллюстрации к ним. Эти карты принадлежат к семейству ассоциативных карт, которые с успехом используются как для игры, так и для терапии (индивидуальной, групповой, семейной, супружеской). Спектр их использования очень широк: работа в сфере социальных проблем, семейных конфликтов, стимуляция личностного роста и консолидация профессиональных коллективов. Карты этой серии используются также в индивидуальной работе психотерапевта с клиентом. К ним обращаются специалисты из самых различных областей: педагоги, психотерапевты и социальные работники, менеджеры и т.п.
-1003935-2016760Основной задачей этих карт является улучшение коммуникации - как между людьми, так и человека со своим внутренним Я.
Можно использовать этот комплект сам по себе, а можно и сочетать его с другими комплектами. Можно извлекать карты из набора вслепую, перевернув их рубашкой вверх, а можно выбирать их по желанию, когда все карты раскрыты. Можно пользоваться не только полным, но и ограниченным набором специально отобранных карт.
«Были-небыли» - колода построена на пословицах и поговорках. Ребятам очень нравится анализировать, как относится та или иная пословица к их запросу, проблеме, ситуации. Помогает анализировать свое истинное отношение к запросу.

«Петрогрифы» - прекрасная колода для диагностики и проработки детско-родительских отношений, понимания своего места и роли в жизни семьи. Помогает вспомнить о людях, которые их окружают и помогают своей поддержкой, и они могут к ним обратиться вновь, не обостряя свое состояние накручиванием, обидами, злостью и т.п.
-1003935-605790
«Колесо жизни» это набор карточек для личного развития, самомотивации и вдохновения.
Колода предназначена для пользователей старше 14 лет.
Колода может быть использована в индивидуальном, семейном и групповом консультировании.
Колода «Колесо жизни» позволяет понять состояние основных сфер жизни человека, семья (род, родственники), личная жизнь (двое лзотнеров) здоровье, карьера, друзья, отдых (пассивное время) досуг (активное время) духовное (саморазвитие).Структура колоды включает 64 карточки для работы со сферами жизни (по 8 на каждую) и 10 карточек - эмоций для дополнительных возможностей колоды.
Работа с картами поможет повысить осознание человеком ответственности за свою жизнь, усилить личностную эффективность.
«Колесо жизни» - колода для проработки и анализа сфер жизни человека. Какими сферами довольны, в каких сферах студенты склонны к самосаботажу. После тщательного разбора, ребята сами составляют план действий по исправлению ситуации.
-1061085-662940
Колода «Древняя Греция» может быть использована в индивидуальном и групповом консультировании.
Структура колоды включает 100 карт: мужские и женские древнегреческие архетипы (16 карт), мифы (34 карты), крылатые выражения (50 карт).
Работа с картами может проводиться следующим образом:
- в открытую (карты лежат лицевой стороной вверх);
- в закрытую (карты лежат рубашкой вверх);
- работа с одной картой, тремя, пятью и более (создание сказки, истории).
«Древняя Греция» - колода для анализа архетипов личности, какие свойства личности усиливает или, наоборот, заостряет архетип. Как подружиться с ним, над чем задуматься? Эта колода для глубинного самоанализа жизненных ситуаций клиента.
-965835-662940
«Мастер Сказок» - 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет, автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Архетипические карты разработаны на основании концепции Универсальных Архетипов, принятой в Комплексной Сказкотерапии. Знание архетипов оказывает человеку большую помощь. Он перестает быть в жизни «слепым котенком». Он знает закономерности развития жизненных событий, все ловушки, возможные испытания. Он предупрежден об искушениях и вооружен инструментами преодоления трудностей. Но главное – он понимает смысл текущих жизненных обстоятельств. Он освобождается от пустых душевных терзаний, причина которых кроется в ощущении бессмысленности происходящего.
Карты помогут разбудить интуицию и обрести ответы на многие жизненные вопросы – и взрослые и дети найдут в них подсказки о том, как строить свою жизнь, и уроки, зашифрованные в проверенной веками мудрости сказочных сюжетов.
«Мастер Сказок» - колода для проработки актуального состояния клиента, помощь в осознании своих слабых сторон, над которыми необходимо тщательно работать, чтобы процесс саморазвития был успешным. Помогает сориентироваться студентам в выборе принятия того, или иного решения. Подскажет о возможных последствиях, если подсказки будут проигнорированы.
-967105-1127125

Также свою работу строю на использовании проективного рисунка – очень информативный метод как для самих студентов, так и для нас. Помогает разобраться с внутренними проблемами, страхами, зажимами студентов. Проработать все свои обиды.
-984885-662940Послесловие
«Чистые мысли сегодня – хорошие поступки завтра» - лейтмотив всех моих встреч и занятий со студентами, основная задача и цель. Я стремлюсь в своей работе разъяснить студентам о важности сохранения и поддержания чистоты внутреннего мира, о важности постоянной работы над собой, о том, что наши мысли материальны – и то, чем мы их наполняем, завтра покажут наши действия и поступки. О важности осознания, что по законам Вселенной послезавтра мы станем заложниками своих поступков, так как все в жизни возвращается. И если поступки будут наполнены добротой, чистыми пожеланиями, то и мир вокруг нас будет становиться светлее, общество добрее, а в жизни будет гармония – то к чему должна стремиться духовно богатая и морально здоровая личность.
Самая лучшая обратная связь – это постоянные встречи, консультации, когда студенты ответственно проводят самоанализ, ставят реализуемые цели, рассуждают о «важном» с позиции ценностного отношения к своей личности и к окружающим людям.
Конечно, не у всех получается проработать себя до конца, не все справляются с испытаниями. Но они откровенно в этом признаются, и обещают, что когда-нибудь они станут на путь истинный.
В эти моменты я понимаю, что на правильном пути. Ведь процесс воспитания и перевоспитания личности не имеет конкретных границ, мне остается верить в лучшее. И я верю!
-984885-662940СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арт-терапия / ред.-сост. А.И.Копытин.— СПБ., 2001.
Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность.- Чита: Изд-во «Иван Федоров», 2008. – 178с.
Елена Тарарина. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие.- Луганск: Элтон-2, -160стр.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. -160 с, илл.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445с.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.
Осипова А. А. Общая психокоррекция: учебн. пос. для студ. вузов.— М.: ТЦ Сфера, 2004.
Психосоциальная аддиктология. Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001 – 251с.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д.— 2-е изд.— СПб.: Питер, 2002.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подросткой. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336с. – (Психологические технологии).