Технологическая карта урока Металлическая связь(8класс)


Технологическая карта урока
1. Тема урока: «Металлическая связь»
Цель и задачи урока для ученика Цель и задачи урока для учителя Формируемые на уроке УУД
Цель:
Познакомиться с новым видом связи(металлическая связь). Цель: Сформировать представления о металлической связи. Познавательные
Устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные
Постановка цели и задач. Коммуникативные
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге.
Задачи:
- на знание:
объяснить механизм взаимодействия атомов элементов – металлов. Задачи:
образовательные:
выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.
Давать определения типов химической связи(ионная, ковалентная),
Виды ковалентной связи и как их можно различить. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
- на понимание:
уметь пояснить как металлическая связь влияет на свойства образованных ею веществ .дать чёткое понимание о влиянии металлической связи на свойства, в последствии образованных ею веществ. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждение проблемы, аргументировать свою позицию.
- на применение:
записывать схемы образования ионной и ковалентной связи веществ. рассказать и показать механизм образования ионной и ковалентной связи на примерах. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. использование информационных ресурсов.
- на анализ: развивающие: - на синтез: обобщить знания о химической связи. - на оценку: воспитательные:
сформировать умение работать в коллективе. Воспитание культуры, поведения на уроке. 2. Тип урока: Изучение нового материала
3. Вид урока: Комбинированный урок
4. Компонент содержания образования: Интеллектуальные умения и навыки (сравнение, анализ, обобщение, выделение главного, выводы)
5. План урока
Этапы урока Время Методы обучения Средства обучения
1)Мотивация 3 мин Объяснительно-иллюстративные (Рассказ) компьютер, проектор
2)Актуализация 7 мин Объяснительно-иллюстративные(Беседа.) компьютер, проектор
3)Изучение нового 20 мин рассказ, работа с раздаточным материалом, демонстрация. -раздаточный материал
-компьютер
-проектор
4)Закрепление с проговариванием 3 мин беседа компьютер, проектор
5)Повторение(Выводы) 2 мин беседа компьютер, проектор
6)Рефлексия 2 мин
беседа компьютер, проектор
7)ДЗ
3 мин беседа компьютер, проектор
6. Деятельность учителя и учащихся.
Этап урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые на этапе урока УУД
организационный момент Отмечает отсутствующих.
Приветствует учащихся.Проверяет посадку учеников. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Проверяют наличие источников информации.
1)Мотивация Объяснить учащимся для чего нужно изучать тему металлическая связь -Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи. (Слайд 1)
Цели нашего урока: (Слайд 2)
-выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов
-узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ
-обобщить знания о химической связи
Слайд 1
Слушают, обсуждают вместе с учителем цель урока и записывают тему урока.
Исходя из задач, поставленных учителем формулируют цель урока.
Целеполагание
2)Актуализация знаний Цель: Выяснить уровень знаний учащихся по данной теме. - Вы узнали, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов и элементов-неметаллов, а также атомы элементов-неметаллов между собой. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на следующие вопросы. (Слайд 3)
Вопросы:
-Какие типы химической связи вы уже знаете?
-Что такое ионная связь?
-Что такое ковалентная связь?
- Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?
-Теперь давайте выполним следующие упражнения.
Упражнение 1 (Слайд 4)
-Запишите схемы образования ионной связи в следующих веществах:
а) CaSб) MgCl2
в) Na3N
Упражнение 2 (Слайд 5)
-Запишите схемы образования ковалентной связи в следующих веществах:
а) N2
б) CH4
в) HF
Дети отвечают на вопросы, которые задаёт учитель Выясняют для чего изучается данная тема.
3)Изучение нового
Цель: Изучить новый материал
-Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.
-Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. (Слайд 6) Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.
-Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются (Слайд 7), и атомы металлов превращаются в ионы.
Ме0 – n ē ⇆ Men+
-Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.
-Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.
-Объем металла можно изобразить так (Слайд 8). Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.
- Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое электронное облако называют «электронным газом». (Слайд 9)
Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической. (Слайд 10)
-Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь. (Слайд 11)
Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)
Ковалентную связь (основана на обобществлении ē) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов (Слайд 12), находящихся в твердом и жидком состоянии.
-Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью. (Слайд 13)
Например:
Na + Na → Na : Na → Na – Na
Металлической связью обусловлены основные свойства металлов (Слайд 14)
- электропроводность
Электроны движутся в объеме металла беспорядочно (Слайд 15). Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. (Слайд 16) Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.
- пластичность (Слайд 17)
Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.
- металлический блеск
Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg
атомы ионы
металла металлаСлушают учителя, делают записи в тетради, взаимодействуют с учителем в ходе беседы
Умение выделять главное, поиск и выделение информации.
4)Закрепление с проговариванием Цель: закрепить изученный материал
Теперь посмотрите на картинку и еще раз проговорите, каким образом образуется связь в металлах. (Слайд 18)
Сейчас давайте заполним обобщающую таблицу «Типы химических связей»(Слайд 19-23)
Тип хим. связи Между какими атомами возникает Разность ЭО 2-х соседних атомов Примеры
ковалентная полярная неМе(1) + неМе(2) <1,7 H2O
неполярная неМе(1) + неМе(1) 0 Cl2
ионная Ме + неМе>1,7 CaCl2
металлическая Ме + Ме0 Na

Теперь давайте выполним следующие упражнения.
Упражнение 3 (Слайд 25)
Выберите формулы веществ
а) с ковалентной полярной связью: Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;
б) с ионной связью: HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.
Ответ: (Слайд 26)
а) Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;
б) HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.
Упражнение 4 (Слайд 27)
Найдите лишнее:
а) CuCl2, Al, MgSб) N2, HCl, O2
в) Ca, CO2, Fe
г) MgCl2, NH3, H2
Ответ:
а) CuCl2, Al, MgSб) N2, HCl, O2
в) Ca, CO2, Fe
г) MgCl2, NH3, H2
Сначала учащиеся самостоятельно выполняют упражнения в тетради, отдельные ученики комментируют выполнение упражнений, а затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы.
Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.
Самооценка , взаимооценка.
5)Повторение(выводы)
Цель: ещё раз кратко повторить и систематизировать пройденный материал 6)Рефлексия
Цель: выяснить на сколько достигнута цель урока Отвечают на вопросы .Оценивают свою работу на уроке. Самооценка
7)ДЗ
Учитель демонстрирует слайд с домашним заданием(….) Записывают домашнее задание
!!!Вставить приложения, исправить 1 слайд в презентации и дописать последние пункты
7. Вывод по уроку в соответствии с поставленными целями
8. Приложения