Конспект урока по русскому языку. Тема: Окончание прилагательных мужского и среднего рода.


8 класс Русский язык
Тема: Окончание прилагательных мужского и среднего рода.
Цели: - формирование у учащихся навыка правильного написание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода;
- коррекция  слухового и зрительного восприятия, образной памяти, логического мышления.
- воспитание мотивации к учению.
Оборудование: карточки с вопросами, таблица окончаний.
Ход урока.
Орг. момент.
- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
Упражнения по коррекции внимания.
Даются четыре геометрические фигуры одного цвета и фон – «поля» разного цвета у учителя и учеников.
Ученик по инструкции учителя раскладывает у доски фигуры.
- Поставь треугольник на зелёное поле, квадрат – на красное, круг – на голубое, прямоугольник – на чёрное.- Запомните. Закрываю. Повторите это задание со своими фигурами.
Проверка. Меняю местами фигуры, фон и т.д.
- Какого цвета поля? (зелёный, красный, голубой, чёрный) Что можем сказать об этих словах? (Это прилагательные).
Подведение итогов.
Проверка домашнего задания.
- Чем занимались на предыдущем уроке? Чему учились?
- Что было задано на дом?
- Кто легко справился с заданием?
- У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания?
(Зачитываются словосочетания и комментируются учащимися).
Подготовка к восприятию нового материала.
Упражнения по коррекции внимания и логического мышления.
На доске слова: красного, красный, краса, покраснеть.
Вставить эти слова в таблицу.
- Какие из этих слов подходят к изучаемой нами теме? Почему? (красный, красного). Чем они отличаются? Определить падеж прилагательного.
Поднять левую руку, если я назову прилагательное именительного падежа, а правую – в родительном падеже.
( Называю ряд прилагательных).
Поднять левую руку, если я назову прилагательное Д.п, а правую – Т.п.
Изучение нового материала.
На партах – конверты с окончаниями прилагательных: -ье, -ий, -ьи, -ья. Показать окончания прилагательного: мужского рода; среднего рода.
- Приведите свои примеры.
Откройте учебник на стр. 97
- Опираясь на запись в рамке, допишите в словосочетаниях окончания прилагательных мужского и среднего рода.
И.п. какой? (чей?) лисий хвост, волчий глаз, беличий нос………….
какое? (чьё?) лисье чутьё, волчье логово, птичье гнездо………
Р.п. какого? (чьего?) лисьего хвоста, лисьего чутья
Далее работа по всем падежам аналогично.
Вывод учащиеся делают самостоятельно.
Игра «Знатоки».
- За определённое время (3-4 мин.) 2 ряда должны ознакомиться с содержанием пословиц, объяснить их смысл, поставить вопрос к прилагательному, определить падеж.
1 ряд.
И по заячьему следу доходят до медведя. (Д.п.)
2 ряд.
По птичьему следу не узнаешь, куда птица улетела. (Д.п.)
Списать по одной пословице с вопросом, а вторую записать так, как запомнили или поняли.
Вывод учащиеся делают сами.
Первичное закрепление.
На доске написаны прилагательные:
Определите падеж.
Составить предложения из данных слов (Лисьему чутью, о лисьем хвосте). Выделенные слова поставить в нужном падеже.
Домашнее задание.
Стр. 97, упр. 134.
гр. – 2 строки.
VII. Итог урока.
- Чем занимались сегодня на уроке? Чему учились?