Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме: Правописание и-е в чередующихся корнях


Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
в 5 классе по теме:
« Правописание е-и в чередующихся корнях»
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветственное слово учителя:-
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
Я желаю вам хорошего настроения. Поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!
Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Каждый день жизни прибавляет мудрости – гласит пословица, которая послужила эпиграфом к нашему уроку. Как вы понимаете это изречение? (записать эпиграф к уроку)
- Давайте на материале пословиц, которые составляют «кладезь народной мудрости», вспомним нам известные правила.
- Сейчас ваша задача – прочитать предложения и вставить буквы в слова с пропущенными орфограммами, пишите только буквы в столбик.
- Какая пословица особенно понравилась, объясните её смысл.
- От чего зависит написание гласной в корне лаг-лож, рас-рос ?
- С какой орфограммой вы работали?
- Давайте вспомним, что такое чередование?
Вставляют пропущенные буквы в слова и осуществляют самопроверку.
Дают ответ. Фиксируют свою оценку в «Листе достижений»
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). 3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления темы. -Сейчас нам необходимо провести исследовательскую работу. Вам предстоит обсудить вопросы в группах. Кто регулирует работу в группах? (Спикер группы). Спикер знает свои обязанности? Помните, мнение каждого дорого.
- Даны слова. Распределите однокоренные слова в два столбика парами.
Разбирать, заблестеть, отпирал, вымер, стираем, подбери, вытереть, блистать, запереть, замираю.
– Почему вы распределили слова таким образом? Какое фонетическое явление встретилось в этих словах?
- Назовите корни, в которых происходит это чередование.
- Внимательно посмотрите на данные слова и постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (Правописание и / е в чередующихся корнях).
Ребята, как вы думаете, почему я записала предложение в виде лесенки? Вспомните пословицу «Каждый день жизни прибавляет мудрости»
корняхв чередующихся Правописание е / и Так и в жизни бывает, поднимаясь вверх по лестнице знаний, мы приобретаем новые знания, успешность в наших делах. Это лесенка нашего успеха.
-Сформулируйте цель урока. (чего я хочу добиться на уроке ). У каждого из вас есть один лист «Цели». Отметьте галочкой в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Проводят исследования в группах, определяют тему и цель урока. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
4. Решение орфографической задачи. (Работа в группах) или Разработка проекта выхода из затруднения.
Цель этапа : решение устных задач и обсуждение проекта её решения -Итак, какой главный вопрос мы должны решить, исходя из темы нашего урока?
Обсуждение, исследование проводим в группах.
- Даю на работу 2 минуты. Не забывайте соблюдать этикет работы в группе.
- Итак, группы готовы представить результат своих наблюдений?
- Какая задача перед вами стояла? (Выяснить, отчего зависит выбор буквы в рассматриваемых корнях)
Теперь откроем учебники на стр. 257 орф.№24. Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы, а также образец рассуждения.
Молодцы, я поздравляю вас с открытием общего закона. Проводят самостоятельное наблюдение, выводят алгоритм: если после корня стоит суффикс а, пишем в корне и.
Подводят итог обсуждения, составляя опорную запись: ∩^ и переводя правило на язык образов. Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Изготовление продукта деятельности. - Сейчас я предлагаю вам на некоторое время побыть изобретателями.
-Каждой группе предлагалось творческое задание изготовить наглядное пособие или макет открытой вами орфограммы.
-Прошу представить ваши изобретения. Спасибо за творческий подход!
Готовят макеты или наглядные пособия. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
А сейчас мне хочется прочитать вам сказку «как суффикс –А- стал вип-персоной»
- К этому уроку вам давалось задание: найти в справочной литературе, словарях значение слова «вип-персона»? Поделитесь своими находками.
Находят лексическое знвчение слова «vip –персона», отвечают на вопросы. IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. - Итак, вы открыли орфографический закон. Какая наша задача теперь?
Посетим подводное царство. Нас встретят морские жители, и за каждый правильный ответ они нас наградят сокровищами моря.
1. Устный орфографический разбор ( работа с пословицами на тренажёре)
2. Выполним упр. 653 ( 1 часть) образец на доске, комментирование.
Выполняют задание на тренажёре. « У жителей подводного царства»
Письменно выполоняют упражнение и графически выделяют орфограмму. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
Физкультминутка
А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.
1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. 2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь. Опустите руки.
Выполняют упражнения-разминки. Объяснительный диктант с взаимопроверкой. “Проверяю товарища”.
- Следующее задание сложнее, так как мы будем работать с текстом.
- Я читаю текст, а вы думаете о его названии.
Предложите варианты заголовков этого текста?
- Вы что-то знаете о Баргузинском хребте?
- Сегодня к уроку Кирилл приготовил сообщение о Баргузинском хребте ( мин)
- Ваша задача – выписать слова на изучаемую орфограмму. Не забываем графически обозначать орфограмму.
- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом, занесите оценки в !Лист достижений»
Слушают сообщение уч-ся. Выписывают слова с изучаемой орфограммой.
Проверяют в парах задание по ключу.
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
Для того чтобы увидеть результат нашей работы на уроке, проведём проверочную работу по перфокартам.
Проверочная работа.
- Проверьте себя. Соедините все слова с буквой и, у вас должна получится И большая. Оцените себя Выполняют работу по перфокартам.
Оценивают свою работу. Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?
Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)
- Проанализируйте свои «Листы достижений» и поставьте себе оценку за урок.
Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:
Я узнал…
Мне понравилось…
Я открыл для себя…
Было интересно…
Дают ответы на вопросы
Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно;
формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Домашнее задание.
(задание на выбор учащихся) 1. Выучить правило – с.245.
По выбору: ( Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания )
Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на изученную орфограмму.
Сочинить сказку о чередующихся гласных И-ЕУпр. 653 ( 2 часть)
Записывают домашнее задание.