Технологическая карта урока Селекция животных, растений и микроорганизмов


Технологическая карта урока № 21
Дисциплина – Биология
Группа, дата Тема урока Селекция животных, растений и микроорганизмов.
Цель урока Изучить задачи селекции как науки, показать центры многообразия и происхождения культурных растений; выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Задачи урока Образовательные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, научить находить их по географической карте. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.
Воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.
Студент должен:
Знать: Уметь:
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Формируемые компетенции: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Показатель оценки результата: -Уметь осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Межпредметные связи Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины, модули Средства обучения, оборудование Мультимедийный проектор: презентация, карточки - задания
Вид учебного занятия Теоретическое
Применяемые технологии информационно-коммуникативные, проблемно-поисковые, работа в группе
Основная литература Дымшиц. Биология.
Содержание урока
Организационный этап:
-проверка посещаемости
-проверка готовности студентов к уроку
-построение структуры урока 2
Актуализация знаний:
Основные характеристики понятий наследственность и изменчивость вы знаете. Каждому участнику группы на ответ дается 20 сек.
Какие формы и методы наследственности и изменчивости вы знаете.
Работа с терминами в виде фронтального опроса.
Ген
Генетика
Генотип
Фенотип
Мутации 10
Мотивационный момент
Одной из главных физиологических потребностей человека является - потребность в еде. Эта потребность была присуща первобытному человеку и человеку современному. В современном мире много стран, население которых, голодает и многие семьи не знают, что будет, есть их семья на обед. Это страны Африки и Латинской Америки. Продовольственная проблема - глобальная проблема человечества. Попробуйте сформулировать тему урока и свои задачи на урок. 5
Изучение нового материала
– Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться. Потомство, полученное от одной пары производителей невелико, поэтому возникает проблема максимально сохранить его. Следовательно, селекционная ценность каждой особи высока. – Запишите пожалуйста в тетрадь основные особенности селекции животных, представленные на слайде
Одомашнивание
Гибридизация
Отбор
– Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных. Гибридизация и индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных. Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве. В селекции животных применяют 2 вида гибридизации.
Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости. Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.
Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы. Сочетание – родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.Важным направлением в селекции животных является направление гетерозиса. Особенно широко явление гетерозиса применяется например в птицеводстве, например при получении бройлерных цыплят. О новых видах животных мы узнаем б этом из доклада Красовской Анны
Решить эту проблему помогает такая наука, как селекция, с которой мы сегодня и познакомимся?
У вас на столах лежат листы с утверждениями, в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением или «-» если не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Подумайте 5 сек. Выполните работу
Селекция – наука о создании новых и улучшении существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов
Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции.
Например:
1. Предком коровы является тур.
2. Предком Овцы мериноса является муфлон.
3. Предками Арабского жеребца и Владимирского тяжеловоза является дикая лошадь Прежевальского.
4. Предками различных пород собак является дикий волк.
Вопрос классу: Чем занимается наука селекция? Как дать определение этой науке?
Порода, сорт, штамм – это искусственно полученные популяции животных, растений, грибов, бактерий с нужными для человека признаками.
Свойства живых организмов определяются их генотипом, который подвергается наследственной изменчивости, поэтому развитие селекции базируется на законах генетики как науки о наследственности и изменчивости.
Задача селекции состоит в создании и улучшении уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Научные основы создания человеком новых сортов растений и пород животных были раскрыты Дарвином в его учении об изменчивости, наследственности и отборе.
Посмотрев презентацию, проделав опыт, еще раз прочтите все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие утверждения являются для вас самыми важными? Почему?
Да утверждения Нет
1.Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных называется селекция. 2. Сорт – это совокупность пород животных созданная человеком. 3. Порода – это совокупность животных созданная человеком с полезными для него признаками. 4. Селекция представляет «эволюцию направляемую волей человека» 5. Н.И.Вавилов выделил 9 центров происхождения культурных растений. А) работа с текстом (подготовлены печатные листы с текстом «Методы селекции»). Найдите в тексте термины «порода», «сорт», «чистая линия», «отбор», «гибридизация», «гетерозис», «мутаген». Обсудите их. Учащиеся находят и записывают определения терминов и понятий. Устно дают определения понятий.
Б) Объяснение учителя с вычерчиванием схемы на доске.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
↓ ↓
СКРЕЩИВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР
↓ ↓ ↓ ↓
РОДСТВ. НЕРОДСТВЕН. МАССОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

ВНУТРИПОРОДНОЕ

МЕЖПОРОДНОЕ (МЕЖСОРТОВОЕ)

ОТДАЛЕННАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ
Учитель. Рассмотрим методы близкородственного скрещивания и самоопыления для выведения чистых линий (на примере создания чистой линии у кукурузы).
Родительская форма АаГетерозиготные растения 100%
↓ ↓ ↓ (самоопыление)
F1 AA 25% Aa 50% aa 25%
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
F2 все АА АА Аа аа все аа 25% 50% 25%
Таким образом, в каждом очередном поколении количество гомозиготных особей повышается, пока практически все гетерозиготы не исчезнут.
Длительное близкородственное скрещивание у животных и самоопыление у растений приводят к постепенному измельчанию потомков и ослаблению их жизнедеятельности (большинство вредных рецессивных мутаций переходят в гомозиготное состояние).
Но если скрестить друг с другом представителей чистых линий, то будут получены потомки, превосходящие по своим качествам родительские формы.
Учащиеся делают вывод о том, что правильное применение методов селекционной работы возможно только на основе знания генетических закономерностей.
ЗАДАНИЕ: запишите схему скрещивания представителей разных чистых линий – носителей вредных рецессивных генов a, b, c/
Каждая родительская форма имеет по два рецессивных гена, находящихся в гомозиготном состоянии. Генотип представителя первой чистой линии AAbbcc. Генотип представителя второй чистой линии aaBBcc.
P AAbbcc * aaBBccГаметы Abc Abc a Bc a Bc
F1 AaBbcc AaBbcc AaBbcc AaBbcc
Вывод: В генотипе потомков имеется лишь один рецессивный ген, находящийся в гомозиготном состоянии. Его вредное действие проявится у потомков, действие других не проявится в связи с полным доминированием A, B.
Работа с текстом учебника (Закрепление ЗУН).
- Найдите в тексте ответы на вопросы:
-Как можно преодолеть бесплодие межвидовых гибридов?
-Каким образом возникают мутантные формы? Почему люди используют искусственный мутагенез в селекционной работе?
Кроссворд
Вопросы:
По горизонтали:
Популяция растений, искусственно созданная человеком? (Сорт)
Как называется метод, при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)
По вертикали:
Наука о выведении новых сортов растений и пород животных?
В основе этого метода, который используется до сих пор, лежит концепция, разработанная еще Ч. Дарвиным.
Популяция животных, искусственно созданная человеком?
Популяция микроорганизмов, искусственно созданная человеком?

– Какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)
– Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с особенностями селекции животных и растений, методами, применяемыми в их селекции, а о селекции микроорганизмов поговорим  на следующем уроке. (Слайд 13)– учащиеся записывают в тетрадях тему урока – «Особенности селекции животных, растений и микроорганизмов» (Слайд 14)
Материал для виртуальной экскурсии
Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди некотрых пород домашних животных, а заодно и вспомним основные методы селекции животных.
1. Аутбридингом получены например, собаковолкСобаки и волки скрещиваются довольно свободно. Волк – это пугливое животное с особенным поведением и развитым охотничьим инстинктом. Челюсти у него гораздо мощнее, чем у собаки. Поведение гибридов волка и собаки непредсказуемо. Для того, чтобы приручить животное, обязательно нужна дрессировка
2. Инбридингом получены:
Тигролев – это помесь самца тигра и самки льва. Они имеют склонность к карликовости и обычно по размерам меньше своих родителей. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.
Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.
Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.
3. У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности. Классическим примером проявления гетерозиса является мул – гибрид кобылы и осла. Это сильное, выносливое животное, которое может использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы. 30
Физмунутка: 2
Закрепление нового материала:
1. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом называются:
а) хромосомные;б) геномные;в) генные.
2. Удвоение участка хромосомы называется:
а) дупликация;б) делеция;в) инверсия.
3. Возникновение хромосомных мутаций связано:
а) с нарушением митоза или мейоза;б) с разрывом хромосом и воссоединением в новых сочетаниях;в) с изменением последовательности нуклеотидов ДНК.
4. Синдром Дауна является проявлением мутации:
а) геномной;б) хромосомной;в) генной.
5. Возникновение геномных мутаций связано:
а) с нарушением митоза или мейоза;б) с изменением последовательности нуклеотидов в ДНК;в) с разрывом хромосом и воссоединением в новых сочетаниях.
6. Дайте определение понятию «мутагенные факторы».
7. Мутагенным фактором являются:
а) ионизирующее излучениеб) температурав) транс локацияV. Домашнее задание: выучить по тетради, учебник.
15
Подведение итогов:
10
Рефлексия:
На листе бумаги обведите свою ладошку.
Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой – сегодня я узнал …
указательный - я понял, что…
средний - мне было трудно …
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – мне захотелось…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось… 5
Домашнее задание:
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2009 страница 172 – 176
а) составить кроссворд, ребус или тесты по любой из тем.
б) подготовить сообщение
в) составить презентацию на программе power point, по любой из тем. 1