Рекомендации по проведению школьного этапа ученической олимпиады по географии


Рекомендации по проведению школьного этапа
ученической олимпиады по географии




Начальным и очень важным этапом ученических олимпиад является школьный, в котором принимает участие максимальное количество желающих учащихся 7-11 классов. Именно после проведения школьного этапа выявляются наиболее подготовленные учащиеся, из числа которых затем формируют команды на участие в районных (городских) олимпиадах.
Проведение школьной олимпиады, как правило, возглавляет учитель географии. В крупных школах, где имеется несколько учителей географии, целесообразно создать оргкомитет и жюри, в состав которых также могут входить учителя биологии, истории, физики.
Задания первого этапа и критерии их оценивания готовят члены жюри (или непосредственно учитель географии), а утверждает директор общеобразовательного учебного заведения. На школьном этапе олимпиадные задания не стоит сильно усложнять, так как основная цель первого этапа – не только выявление победителей, но и привитие интереса к предмету, стимулирование углубленного изучения географии, а также проведение профориентационной работы. Задания должны быть доступными для большинства учащихся, но по форме и содержанию они не должны дублировать рядовые проверочные и практические работы. Желательно, чтобы часть заданий содержала интересные географические факты, элементы загадок и парадоксов, сведения о выдающихся географах и путешественниках, о редких природных и характерных для современного мира социально-экономических явлениях.
Проведение школьного этапа должно быть организовано во внеурочное время и отражено в соответствующем приказе директора школы. Олимпиада проводится в один день и должна включать выполнение заданий теоретического и практического туров.
Рекомендуется, чтобы в теоретическом туре были тестовые задания (до 15), творческие теоретические вопросы (3-4), а также вопросы, связанные с понятийно-терминологическим аппаратом. Практический тур может содержать географические задачи, а также задания, связанные с выполнением контурной карты, заполнением схем, таблиц, построением графиков, диаграмм и их анализом.
На школьном этапе учащимся можно разрешить пользоваться картографическим материалом, учебной, справочной и дополнительной географической литературой, что в свою очередь, будет способствовать более качественной подготовке к участию в последующих этапах олимпиады.



Рекомендации по вопросам школьного тура олимпиады по географии 6 - 7 кл.

Школьный тур олимпиады по географии 6 класса включают как правило, вопросы школьной программы приблизительно на 80%. Прочие 20% - вопросы, нацеленные на выявление эрудиции и дополнительной подготовки учащихся по предмету.

Предлагаю рассмотреть задачи, проверяющие умение учащихся пользоваться масштабом, определять расстояния на плане и карте, определять масштаб карты, если известна площадь на карте и местности. Вопросы, требующие применять математические умения в решении задач, используя вычислительные навыки, вызывают у учащихся максимальное затруднение. Прокомментируем возможные варианты.

Задача1.

Определите масштаб плана, если лес площадью 20 га занимает на нем 20см. в кв.

Решение

Если 20 см. кв. на плане соответствует 20 га на местности, то 1см.кв. (квадрат со стороной 1см) соответствует 1 га на местности (квадрат со стороной 100м). Таким образом, 1см на плане соответствует 100м на местности.

Ответ

Именованный масштаб: в 1см 100м; числовой масштаб: 1:10000.

Задача 2

Определите масштаб карты, если улица длиной 2км изображена на нем линией длиной в 8 см.

Решение

2км – 2000м;

2000м : 8 см =250м.

Отсюда: В 1см 250м(именованный масштаб);

1:25000(численный масштаб).

Ответ

Масштаб карты 1:25000.

Задача3

Расстояние между железнодорожной станцией и карьером на плане масштаба 1:30000 составляет 3,8см. На втором это расстояние составляет 7,6см. Каков масштаб этого плана?


Решение

Переводим масштаб первого плана в именованный: 1:30000, соответственно, в 1см – 300м.

Определяем расстояние между объектами: 3,8х300=1140м.

Определяем масштаб второго плана: 1140:7.6=150м.

Ответ: масштаб в 1см – 150м, или 1:15000.

Задача4

Территория смешанного леса на плане масштаба 1:5000 имеет форму прямоугольника со сторонами 4,5 и 6 см. А хвойный лес на плане масштаба 1:2500 имеет форму квадрата со сторонами 8 см. Какой лес – смешанный или хвойный – имеет на местности большую площадь и на сколько

Решение

Переводим масштаб первого плана в именованный: 1 :5000. Соответственно, в 1см 50 м.

Определяем протяженность сторон смешанного леса : 4,5 х50 = 225м, 6х50 =300м. Отсюда площадь леса: Sс.л = 225х300 = 67500м. кв.

Переводим масштаб второго плана в именованный: 1:2500, соответственно, в 1см25м.

Определяем протяженность стороны хвойного леса: 8х25=200м. Площадь леса:Sх.л.=200х200=40000м.кв.

67500м.кв -40000м.кв=277500м.кв.

Ответ

Смешанный лес имеет большую площадь на 27 500м. кв.

Задания для 6 класса могут включать вопросы из раздела природоведение; знания, умения «читать» топографическую карту и план местности.


Задача 5.

Изолиниями называются линии на карте, соединяющие точки с равными значениями определенной величины. Для отображения значений каких характеристик местности используются следующие виды изолиний: изобаты, изохроны, изотермы, изогиеты?

Какой графический прием используют на географических картах для лучшего восприятия изолиний?

Ответ

Изобаты – линии равных глубин водоемов, изохронны – линии равных сроков наступления какого-либо явления, изотермы – линии равных температур, изогиеты – линии равного количества осадков за какой-либо период времени.

Для лучшего восприятия изолиний на географических картах на них наносится послойная окраска.

Задача 6.

Какое из предложенных утверждений является верным?

23 сентября день равен ночи

Средний радиус Земли больше экваториального

21 марта Солнце в зените над Южным тропиком

22 декабря Солнце в зените над Северным тропиком

Ответ: 1 день равен ночи по 12 часов.

Рекомендации по вопросам школьного тура олимпиады по географии 8-11 класса.

Задача1

Определите точное время пункта, расположенного восточнее на 45 градусов от Лондона, в котором на данный момент полдень.

Решение

Если круг, величина которого составляет 360 градусов, разделить на 24 часа, то получим 15 градусов. 360:24ч=15 градусов.

Итак, 1 час=15 градусам, а 45 градусов= 3 часа(45:15=3).

Местное время пункта будет на 3 часа больше, чем время в Лондоне, потому что указанный пункт расположен восточнее.

Поскольку в Лондоне полдень. Т.е. 12 часов, то в неизвестном пункте будет 15 часов (12 +3=15).

Ответ

Местное время пункта составит 15 часов.

Задача 2

Определите точное время на нулевом меридиане, если на 180 градусе меридиана по местному времени 24 часа.

Решение

Определяем разницу в градусах: 180-0 градусов=180 градусов.

Определяем разницу во времени: 180: 15 градусов =12 часов.

Определяем время на нулевом меридиане: 24часа 12 часов=12 часов.

Ответ: Местное время на нулевом меридиане будет составлять 12 часов.

Прокомментируем задачи на определение продолжительности дня, времени восхода и захода Солнца.

Для того, чтобы определить время восхода и захода Солнца или продолжительность дня, нужно знать величину горизонтального угла ( азимут) между направлениями на север и направлением на точку, где взошло или зашло Солнце. Определяют горизонтальный угол с помощью компаса или других угломерных приборов.

Задача 3

Нам известен горизонтальный угол, который был измерен во время восхода Солнца, и он составляет 120 градусов. Нужно определить, когда взошло и зашло Солнце и какова продолжительность дня.

Решение

Точке востока на горизонтальном круге компаса как стороне горизонта соответствует угол величиной 90 градусов, а в точке запада 270 градусов. Но точка, на которой взошло Солнце, переместилась на 30 градусов на юг. Известно, что местный меридиан, направление которого на компасе совпадает с направлением « север-юг», делит горизонтальный угол между точками восхода и захода Солнца на две равные части, Итак, Солнце зайдет в точке не 270 градусов, а на 30 градусов южнее (270 30 = 240 градусов), а Угол между точками восхода и захода Солнца равен 120 градусов (240 120=120 градусов).

А для того чтобы определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня, нужно горизонтальные углы разделить на угловую скорость суточного вращения Земли, то есть на 15 градусов/ час. Таким образом, время восхода Солнца составит 8 ч (120:15/ч = 8часов), а время мероприятия 16ч (240гр:15гр/ч=16 ч).

Продолжительность дня можно определить двумя способами:

1-й способ: 16ч 8ч = 8 ч.

2-й способ: 120 градусов (угол между точками восхода и захода Солнца): 15 градусов/ч = 8часов.

Задача 4

Определите продолжительность дня, если горизонтальный угол между точками восхода и захода Солнца составляет 180 градусов.

Решение

Если горизонтальный угол (азимут) между точками восхода и захода составляет 180 градусов, то солнце взошло точно на востоке (горизонтальный угол равен 90 градусов) и зашло точно на западе (горизонтальный угол равен 270 градусов), для проверки: 270 90 градусов = 180 градусов. Такое возможно в дни осеннего и весеннего равноденствия, т. е. 21 марта и 23 сентября, когда солнце находится в зените над экватором.

Далее определяем продолжительность дня, для этого горизонтальный угол 180 градусов делим на угловую скорость суточного вращения Земли, то есть на 15 градусов /час. Таким образом, продолжительность дня составит 12 часов:

180:15градусов/ч=12 часов.

Ответ

Продолжительность дня составит 12 часов.

Для определения географической широты местности учитывается зависимость угла падения солнечных лучей от широты местности. В дни равноденствия (21 марта и 23 сентября), когда лучи Солнца падают отвестно на экватор, для определения географической широты используется формула:

90 градусов угол падения солнечных лучей = широта местности

В дни солнцестояний (22 июня и 22 декабря) необходимо учитывать, что солнечные лучи падают отвесно( под углом 90 градусов) на тропик ( 23,5 с.ш. или 23,5 ю.ш.). Поэтому для определения широты местности в освещенном полушарии (например, 22 июня в Северном полушарии) используется формула:

90 градусов - (угол падения солнечных лучей 23,5 градусов) = широта местности

Для определения широты местности в неосвещннном полушарии (например, 22 декабря в Северном полушарии) используется формула:

90 градусов - (угол падения солнечных лучей + 23,5 градусов)=широта местности.

Для определения меридиана (географической долготы местности), на котором расположен пункт по времени Гринвичского меридиана и местному солнечному времени, необходимо определить разницу во времени между ними. Например, если на Гринвичском меридиане полдень (12 часов), а местное солнечное время в указанном пункте 8 часов, разница (12-8) составляет 4 часа. Часовые пояса проводят через 15 градусов меридианов. Для определения искомого меридиана проводится вычисление 4 х 15 градусов = 60 градусов. Чтобы определить полушарие, в котором находится данный меридиан, нужно помнить, что Земля вращается с запада на восток против часовой стрелки. Значит, если время Гринвичского меридиана больше, чем в заданном пункте, пункт находится в Западном полушарии. Если время Гринвичского меридиана меньше, чем в заданном пункте, пункт находится в Восточном полушарии



15