Выступление на педсовете на тему Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности


Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности
Слайд 2 Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,  к своему жилищу,  к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в то, что нравственные нормы надо обязательно соблюдать. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему. Всё это и служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.
Система работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включает в себя три основных компонента: урочную деятельность, внеурочную деятельность и работу с родителями. Слайд 3.
1. Патриотическое воспитание в урочной деятельности.
Патриотическое воспитание в урочной деятельности не прекращается в течение всего учебного года. На самом первом уроке первоклассники знакомятся с государственными символами России, а затем расширяют и закрепляют свои познания в этой области в течение всех четырёх лет учёбы в начальных классах. Кроме государственной символики, они знакомятся и с символикой своего родного края. Так в этом учебном году 1 сентября в каждом классе начальной школы первым уроком проводился урок по теме «Моя малая родина», на котором каждый ребёнок узнал что-то новое о своём родном городе. Отрадно то, что многие из ребят знают не только достопримечательности своего города, но и известных земляков. Слайд 4. 3 сентября в связи с 10-ой годовщиной трагических событий в Беслане в каждом классе прошла беседа с показом презентации «Трагедия Беслана». Слайд 5. Конечно, в урочной деятельности больше всего помогают патриотическому воспитанию младших школьников уроки литературного чтения и окружающего мира. Тексты учебников и литературных произведений  направлены на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому и настоящему Родины, своего народа, чувства гордости за своё Отечество, за свой народ; чувства долга и  ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее. Слайд 6,7. Но работа по воспитанию патриотизма не прекращается и на уроках русского языка и математики. В учебнике математики 2 класса автор Л.Петерсон при изучении темы «Числа в пределах 1000 и действия с ними» на с.110 задание №27 дети встречаются с задачей, речь в которой идёт о проведении в городе легкоатлетической эстафеты, и учитель обязательно рассказывает учащимся о том, что такая эстафета ежегодно весной проводится и в нашем городе, и посвящается она определённой великой дате. А когда дети выполняют задание на закрепление знания таблицы умножения, то самостоятельно расшифровывают словосочетание Великая Победа. Слайд 8,9. При написании изложений и сочинений по русскому языку учителя стараются подбирать такие тексты, которые не только развивают речь учащихся, но и воспитывают любовь к культуре своего народа, к своей семье, прошлому и настоящему Родины. Слайд 10.
2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников.
В качестве форм патриотического воспитания используются:
- метапредметный курс «Час чтения». Этот метапредметный курс проводится раз в неделю. Списки книг для прочтения дети получили ещё в сентябре. На занятиях дети знакомятся с произведениями русских и советских писателей и поэтов, учатся видеть красоту в окружающем их мире. Особо хочется выделить произведения на тему Великой Отечественной войны. Так учащиеся 3-их классов уже прочли и обсудили повесть Н. Надеждиной «Партизанка Лара», о юной пионерке Ларе Михеенко. Следующее произведение, с которым ребята будут знакомиться, это рассказ Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». Поскольку данный рассказ не входит в курс литературного чтения, то учителя распечатали текст рассказа для каждого ребёнка, чтобы очень подробно его изучить. Из урока окружающего мира дети знают о подвиге Ивана Сусанина, а прочитав рассказ Б.Полевого, они узнают и о колхознике Псковской обл. Матвее Кузьмине, повторившем подвиг Ивана Сусанина во время Великой Отечественной войны. Слайд 11.
- очень помогает патриотическому воспитанию и внеурочная проектная деятельность, которая тесно связана с урочной деятельностью. Наши ученики, несмотря на малый возраст, уже с 1 класса работают над проектами, в которых они рассказывают о своей семье, о родственниках – участниках ВОв; о своей малой родине. Причём темы ребята выбирают сами, то, что им интересно. Слайд 12
- специально к празднику Победы в начальных классах проходит акция «Георгиевская ленточка», и надо видеть, как горят глаза детей, когда на свою школьную форму они прикрепляют георгиевскую ленточку; Слайд 13
- возложение цветов к памятнику Победы; Слайд 14
- конкурсы чтецов и патриотической песни; Слайд 15
- оформление стендов к знаменательным датам; Слайд 16
- классные часы, так ежегодно в конце января проводится классный час на тему «Блокада Ленинграда»; Слайд 17
- беседы;
- коллективные творческие дела: «Улицы г. Ульяновска, названные в честь героев Великой Отечественной войны»;
- коллективные внеклассные мероприятия, так, например, уже несколько лет подряд наши учащиеся готовят настоящие праздники ко дню Матери, Дню Защитника Отечества; Слайд 18, 19
- выставки рисунков  на различные темы;
- посещение муниципальной библиотеки №28;
- экскурсии, так за почти три года учёбы побывали в Планетарии, «Музее пожарной охраны Симбирска-Ульяновска», Краеведческом музее, на хладокомбинате.
3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
 Конечно, большую помощь в организации патриотического воспитания оказывают и родители наших учащихся
- ни одно внеклассное мероприятие не обходится без них; 
- именно они выступают организаторами экскурсий, различных поездок и выходов в библиотеку №28.
Таким образом, воспитание патриотов – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач школы. Планомерная, систематическая работа учителя, использование разнообразных средств воспитания в конечном итоге дадут положительные результаты для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Слайд 20