КОНСПЕКТ. ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ — ИМЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ . ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА.5-9 КЛАССЫ.


Литература и жизнь.
Многие писатели наделяют своих героев «ГОВОРЯЩИМИ» ФАМИЛИЯМИ, намекая тем самым на основную черту их характера.
В эпоху классицизма драматург Фонвизин в «Недоросле» (помните?)
В «Горе от ума» Грибоедов наделил героев именами, которые характеризуют с точки зрения их речи: Тугоуховский /туг на ухо—ходит со слуховой трубкой;
Молчалин /скуп в речах—есть сцены, где он не произносит ни одного слова;
Скалозуб/зубоскал, записной остряк, пересмешник;
Фамусов / известный , знаменитый разносчик молвы;
Репетилов / повторяющий, болтающий, твердящий.
«говорящие»фамилии передают лёгкую иронию и глубочайшее сочувствие автора к своим героям:
Макар Девушкин, князь Мышкин (Достоевский)
Насмешливо-ироническое:
Красоткин, Поцелуев (Гоголь)
Есть остросатирические: учитель Вральман (Фонвизин),
Судья Ляпкин-Тяпкин (Гоголь)
Комическую окраску фамилиям придаёт особенность их словообразования:
Врач Гибнер / у него больные «выздоравливают, как мухи»;
Смешны Чичиков, Люлюкин (Гоголь)
ЧЕХОВСКИЕ ФАМИЛИИ!!! Здесь имя—точная характеристика персонажа!
Унтер Пришибеев, чиновник Червяков, актёр Унылов, Цирюльник Блёсткин ...
Это излюбленный приём драматурга Островского, Достоевского.
Смердяков вызывает отвращение у окружающих;
Карамазов—2 корня: чёрный (с тюркского) и мазь—всех их объединяет тёмное, чёрное начало;
Родион Романович Раскольников: раскалывает породившую его мать-землю (имя Родион), а если «брать отчество, то вполне возможно прямое толкование: раскол родины Романовых»...
Софья—любимое имя у Достоевского: мать («Подросток», «Братья Карамазовы»), Соня Мармеладова: всех их объединяет вера в конечную победу добра...
Таким образом, имена и фамилии многих героев НЕ ЯВЛЯЮТСЯ случайными. Раскрыть их значение—значит лучше понять замысел писателя.
Детская литература тоже даёт прекрасные образцы талантливого приёма говорящих имён собственных.
Умница ЗНАЙКА и хвастун НЕЗНАЙКА
Охотник ПУЛЬКА и пёс БУЛЬКА
Художник ТЮБИК и музыкант ГУСЛЯ
Механик ВИНТИК и его помощник ШПУНТИК
Вечно угрюмый ВОРЧУН и
Беспечный РАСТЕРЯЙКА
ПОНЧИК и СИРОПЧИК—большие любители поесть...
А другие имена?!
ЖИДИНГ, ТУПС, СПРУТС, ГНИЛЬ, СКУПЕРФИЛЬД, ВШИГЛЬ, РВИГЛЬ...
****
При переводе на русский язык используется находка переводчика:
ТОМНЭЙ—мистер ГАД Мистер ЧАДОМОР
Учитель ГНУС
Мистер ВАШ де НАШ,
ТЕК ОЙЛ ДА ВЫТЕК,
Герцог де ЛИЗОБЛЮД
Граф де ПРИЖИВАЛЬ
Синьор де СКУПЕРДЯЙ
Герцог ГРАБЕЖИ
Военачальник ЖРУ
Повар ФИЛЕ, БЛИНКИ, ПОДАВАЙ

У Некрасова географические названия ГОРЕЛОВО, НЕЕЛОВО, ЗАПЛАТОВО, ДЫРЯВИНО, НЕУРОЖАЙКА...
Окказиональные географические ( город ГЛУПОВ)
Приём привлечения внимания к внутренней форме имени собственного—топонима –используется и
современными авторами
художественных произведений, чтобы экономно и ярко выразить свою мысль, чувства.


***)Скрытое подлинное имя литератора.
КОЛДУНОВ (П.Бажов)
Правдолюбов(Н.Новиков)
Рассказов (Д.Мамин-Сибиряк)
ПАЙЗОНИМЫ(ШУТЛИВОЕ ИМЯ):
Князь АБЛАЙ-ПОЛОУМНЫЙ
Граф АНТРЕ-КОТ
Граф де Тротуар
Граф Лапоточкин
Барон Клякс
Барон Мау-Мау
Барон фон Таракашкин
Маркиз де Неври
Маркиз д,О, Врись д,О, Нельзя
Мандарин Лай-на-луну
Мандарин Плюнь-на-всё
Хан Трын-трава
Дон Флакон
Совсем не я, Вдолгунеостающенский
Сам-пью-чай Всехдавиш
Чертопузов Всегдапьющенский
Бегемоткин
Пельменелюбов
Разлюлималинский
Инкогнитенко Хренредькинеслащев
Ерундист Семьпядей Волбухин
Уморист

Сказано нашим гениальным поэтом: Молчат гробницы, мумии и кости—
Лишь слову жизнь дана!
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена...
А нас, россиян, что связывает с глубочайшей древностью? Пирамид, развалин, мраморных дворцов и колизеев у нас нет, поделочный материал на Руси—дерево, оно быстро сгнивало и сгорало... Сгорала и береста, на которой оставляли письмена наши предки, сгорали книги...Единственно, что уцелело после жерновов истории—памятники устного народного творчества: былины, пословицы, песни, загадки, предания...
Но существует ли какой-то ЗНАК привязанности каждого из нас к древности?
Несомненно! Это имя, отчество, а главное—ФАМИЛИЯ. Никто, кроме историков, не помнит об исчезнувшем степном народе половцах, а ПОЛОВЦЕВЫ—здравствуют и поныне. Гордится человек свое архисовременной фамилией ПОРШНЁВ, а ей уж тысяча лет...
ФАМИЛИЯ-семья, семейство, общесемейное имя. На заре нашей государственности как таковых фамилий не было, их заменяли прозвища и имена. Не позднее X в. появились и отчества на –ич.
Ещё 4 столетия тому назад каждый человек мог значиться в документах, где были указаны:
1) крестильное имя;
2) имя, прозвище или профессия отца;
3) собственное прозвище;
4) место рождения;
5) национальность;
6) профессия или должность—так и образовалось большинство русских фамилий.
Исконно русскими не назовёшь имена крестьянские—они «переданы» нам по наследству византийской церковью вместе с принятием православия/ Александр, Григорий, Леонид, Фрол/.
Вошли в наш словарь и русифицированные фамилии иностранного происхождения—тюркские, польские, греческие, еврейские, армянские, осетинские, бурятские—представители десятков, сотен народов исконно проживаю в России.
Мы привыкли, что русские фамилии, как правило, заканчиваются на-ов/-ев или –ин. Но, видно, до сих пор сохранились и те формы, что были тысячу лет назад: Бегун, Дратва, Чепура, Ярь...
Сколько фамилий у нас в стране? Сотни тысяч. В 1 словарь фамилий не вместить!
Главное: любая нынешняя фамилия НЕ ЗАВИСИТ от её первозначения, она ВНЕ МОРАЛИ, ЕЁ НЕ СЛЕДУЕТ СТЫДИТЬСЯ. Жаль, что в России, по примеру других стран, нет полного свода фамилий—ведь лучшего пособия по истории языка, ремёсел, народного быта было бы не сыскать.
...Пройдут чредою века и века. Ничего не останется от наших подвигов, деяний и злодеяний,
останутся земные фамилии—они НЕУНИЧТОЖИМЫ, КАК ЗВЁЗДЫ.


От самого рождения и до ухода в иные миры у каждого из нас есть
неизменный—как у Земли Луна—спутник: НАШЕ ИМЯ. И подобно лунному
свету, оно окутывает каждого тайной. Эта тайна—происхождение имени..Атеист Иван, русак из русаков,даже не подозревает, что в переводе с древнееврейского он «Божий посланец», а имя его жены Глафиры на языке Древней Греции—«утончённая, изысканная». Пелагее, до хрипоты спорящей с соседкой Мариной, чьё имя краше, невдомёк, что они тёзки: Пелагея—«морская» по-гречески, а Марина—по-латыни.
Как же оказались в России-матушке заёмные имена?
В X веке пришла на Русь светлая Христова вера, православие, а с нею—имена древнеиудейские, древнеримские, древнегреческие. Входили они медленно: людям было боязно расставаться со старинным укладом, посему давали обычно и языческие имена, и православные. Более того, у каждого было ещё и тайное имя (рекло), его знали 2-3 родственника, не более. Имя это употреблялось в заклинаниях на любовь, на охотничью удачу, на ратоборство, против чародейства.
Когда православие возобладало, младенцев стали нарекать по СВЯТЦАМ.

...Кончен земной век человека. А имя? Имя дремлет, как птица, в родовом гнезде, терпеливо дожидаясь избранника-младенца .Вот он явился на свет Божий, оповестил о своём приходе отчаянным криком—и птица-имя слетает в его колыбель, обнимает избранника крыльями на целую жизнь, как обнимает Луна таинственным светом Землю.

______здесь дано ШУТЛИВОЕ объяснение значения слов на основе внешних АССОЦИАЦИЙ со случайными словами. Такие материалы время от времени появляются на 16-ой странице «Литературной газеты».
Мы предлагаем ШУТЛИВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК, составленный учёными Новосибирского университета. Сначала ложноэтимологическое толкование они восприняли как забавную, увлекательную игру, но затем она всерьёз заинтересовала лингвистов, которые ИЗУЧАЮТ МЕХАНИЗМЫ РОЖДЕНИЯ В ЯЗЫКЕ «АССОЦИАТИВНЫХ К А Л А М Б У Р О В»,построенных на ошибочном толковании ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ СЛОВА.
______ в этот «этимологический» словарик вошли и другие примеры, взятые из разнообразных источников / журналов, газет, календарей, устных рассказов, ответы детей . т.п./
***** Анализ подобных слов развивает речевое чутьё, развивает языковое воображение.
*****Усиленное внимание к ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЕ СЛОВА приводит к тому, что нам становится доступной и тонкая игра слов, мимо которой мы обычно бесстрастно проходим. Вспомните знаменитое «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». В названии ключ к пониманию: приключение не обычное, домашнее, чайное, а необычайное!


Окказионализмы развивают этимологическое мышление, словообразовательное мышление—работа полезна!
ЛИТОТА—художественное
преуменьшение;
ГИПЕРБОЛА—
Художественное
преувеличение;
ОККАЗИОНАЛИЗМ
Авторские слова,
созданные по хорошо известным слово- образовательным моделям: в них сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством... «Слова одноразового использования»(М.Панов)—их не найти в толковом словаре, а живут они в контексте:ПУШКИН:
огончарован,
кюхельбекерно.
МАЯКОВСКИЙ:
молоткастый,
звонконогий.




«СЛОВАРЬ ЭПИТЕТОВ
РУССКОГО ЯЗЫКА»
(авторы Е.П.Хабло
И К.С.Горбачевич)
200 тропов слова
Ветер.
в
произведении


*) найдите сами в произведениях прекрасных русских поэтов и писателей, которые внесли вклад в «ФОНД ЭПИТЕТОВ» к слову ВЕТЕР.


Примерно 20% слов из этой группы в русском языке связаны с древними славянскими символами. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах...
Дождь Символ печали, слёз
Кукушка Славянский символ одинокой тоскующей женщины
Радуга Надежда, вера в благополучие
Змея Христианский символ дьявола
Марс Символ войны
Феб Символ поэзии
Купидон Символ любви
Бабочка Символ души
Берёза Символ России, образ Родины на чужбине, русской природы
ГРАДАЦИЯ (расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения)— «жизнь будет прекрасной, восхитительной...» А.Чехов
АНТИТЕЗА (СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА контрастов, резкого противопоставления)— «со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем» М.Лермонтов
ОКСЮМОРОН ( наблюдаются необычные соединения слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, а значит находящихся в антонимических отношениях)—честный вор; взрослый недоросль; невидящие
видят; сон наяву; далёкое близкое; сложная простота; богатый нищий; молодой старик; мгновенный век; долгий миг; хилый силач; длинная короткая жизнь...


От греч.__учреждение, организующее СБОР, ХРАНЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПЕЧАТИ.
***) собраниями памятников письменности возникли в древности (АССИРИЯ, ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ГРЕЦИЯ. РИМ, МОНАСТЫРИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ). Библиотеки получили развитие с XVв., после изобретения КНИГОПЕЧАТАНИЯ. В XIXв. организованы публичные библиотеки.
В России монастырские библиотеки появились в 11—12 в.в., первые светские—в 18 в.
Самые известные:
Библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, в Москве (1922 г.)
В 1998г. 4,5 млн. единиц хранения на 132 языках.
Библиотека историческая в Москве(1938г.) 3 млн.единиц хранения. Коллекция книг русских историков, библиофилов, русские рукописные и старопечатные книги, ИНКУНАБУЛЫ,ПАЛЕОТИПЫ, коллекции французских изданий периода Французской революции конца 18 в.
Библиотека научная МГУ в Москве (1756 г.) –8,5 млн. единиц хранения. Состоит из фундаментальной, факультетской и вспомогательных библиотек. Методический центр библиотек отечественных вузов.
Библиотека научно-техническая в Москве (1958 г.)—8 млн. единиц хранения. Методический центр сети технических библиотек страны.
Библиотека национальная в Париже (в 1480—как Королевская, с 1795—Национальная)—
30 млн. единиц хранения, 12 млн. книг.
Библиотека патентно-техническая в Москве (1896 г.) 100 млн. экземпляров—общий фонд; в т.ч. свыше 85 млн. описаний изобретений, авторских свидетельств, патентов и заявок.
Библиотека педагогическая им. К.Д.Ушинского в Москве (1925 г.)—1,5 млн. единиц хранения.
Библиотека политехническая в Москве (1864 г.)—3 млн.единиц—научная и техническая литература. Большая коллекция русских, советских и иностранных журналов.
Библиотека Российской академии наук в Санкт-Петербурге (1714 г.—с 1725 г.—академическая). Административный и методический центр санкт-петербургской сети академических библиотек. 19,5 млн. единиц хранения.
Русская государственная (1862)—крупнейшая в стране, основана в составе Румянцевского музея, с 1925 – им.Ленина; в фондах—39 млн. единиц хранения, в т.ч. наиболее полные собрания отечественных рукописей, уникальные образцы книжного искусства, русские периодические издания.
Здание—дом Пашкова—архитектор В.И.Баженов. Российская национальная в Санкт-Петербурге(1795)— старейшая общедоступная, Императорская Публичная(1814)—с 1810 г. получает обязательный экземпляр всех изданий.
С 1832 г. имени Салтыкова-Щедрина; в фондах 32 млн. единиц хранения, в т.ч. уникальные собрания «Россика», инкунабул...