«Обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи». ( подготовка к ГИА, группа «А, В» )


Тема: Обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи.(Подготовка к ГИА. Группа «В») Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложносочинённом предложении; повторить материал о строении СПП,  развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении (ССП, СПП, БСП), воспитать уважение к родителям.                 Словарно-орфографическая работа. – вставьте пропущенные буквы.Шум пер..она, узнать о в..кансии, сильное чу..ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик,  п..ссимизм,  уютная гости..ая,   ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно. Словарно-орфографическая работа. – вставьте пропущенные буквы.Шум перрона, узнать о вакансии, сильное чувство, серебряный браслет, проекты работ, путевой обходчик,  пессимизм,  уютная гостиная,   растратить средства, активный отдых, выпекать в духовке, лёгкое прикосновение, стереть пятно. – прочитайте слово, получившееся из вставленных букв.РАВНОДЕНСТВИЕ- что такое равноденствие?Равноденствие – время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Многие народы сохранили день весеннего равноденствия как праздник в календаре. Например, на фарси он называется Навруз, что означает «новый день». Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его отмечают как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта - выходным днем. В Японии отмечают день весеннего равноденствия - Сюмбун но хи. Недельный период, начинающийся за три дня до весеннего равноденствия, называют Хиган. В это время японцы посещают могилы предков, а в садах зацветает сакура.  Но кроме Навруза, праздновали в этот день ещё один праздник - -Комоедицу или Масленицу.Комоедица, МасленицаВ  Древней Руси в день весеннего равноденствия праздновали Масленицу или Комоедицу. Да-да, Масленица! И не говорите мне, что блины в этом году вы уже ели. Это сейчас.Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, который был несовместим с масленичным разгулом. Пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, поэтому сроки языческой масленицы изменчивы. Теперь  этот знаковый для русских славян праздник иногда перемещается практически на зиму  и печь блины, которые символизируют приход весны и настоящего Солнца-Ярилы, приходится практически зимой.  Первоначальный же срок непотревоженной масленицы — весеннее равноденствие - 21 марта. В.Начнем с разминки - ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение1.Отец размял в пальцах и дал понюхать какую-то пахнувшую лекарством траву.2. Дубы, точь-в-точь как на картинке, тянули черные узловатые руки.3.Я видел вековой необхватный и стройный дуб, корабельные сосны, полноводные реки, бегущие к Дону.4.Корабли пошли вниз по Воронежу, а затем по Дону к Азову.2.ЗАМЕНИТЕ словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования словосочетанием со связью управление.3.Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями , связанными подчинительной связью.Листья кустов и деревьев не опали,(1) как им полагалось бы осенью,(2)а шуршат ,(3) пожухлые,(4) почерневшие.4. Выпишите грамматическую основу.Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Работа по теме урока. Теоретическая разминка.  – Какие предложения называются сложными? – На какие группы делятся сложные предложения? – Какие предложения называются ССП? Игра «Кто быстрей»? Задание: определите, какое предложение(-я)  являет(ют)-ся сложносочинённым.А. Сотников догнал его, и они вместе пошли по склону. (В.Быков). Б. Вода казалась светлее неба и уже не кипела больше. (И.Куприн). В. На поле, где ровно посреди стояло расщеплённое грозой дерево, тихо опускался вечер. Г. Снега уже нет, и улица, казалось, открылась из края в край. Д. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Н.Толстой). Группы ССП по значению и союзама) ССП с соединительными союзами и, да = и, ни – ни, тоже, также. б) ССП с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то лив) ССП с противительными союзами а, но, да = но, однако, зато, же. 1.Заря сквозь лес зарозовела, и первый луч упал в траву. (соединительный, одно явление следует за другим).2. Задание было лёгкое, зато времени мало. (противительный, одно явление противопоставляется другому). 3. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, однако она открыта не для каждого. (Однако – противительный союз)4. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. ( То – то – разделительный союз, чередование явлений).5. Было темно, но я всё – таки видел и деревья, и воду, и людей. ( Но – противительный союз, значение противопоставления).6. Снег только что выпал, и болота ещё не успели замёрзнуть по – настоящему. (Союз и –соединительный, одновременность явлений). Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить роль слова однако.1.Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (А.С.Пушкин). 2.Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было. 3.Удивительнее всего, однако, что факты, которые открылись зоологам, превзошли все фантастические выдумки. (И.Акимушкин). 4. Е. Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы. Задание: расставьте в предложениях знаки препинания (если они необходимы), составьте схемы.По ночам подмораживало  и звёзды усеивали тёмное небо.От ветра  дрожали стёкла и громыхала дверь. (А.Толстой). Косой шквальный ветер хлестал в стёкла, глухо барабанил по крыше, булькала и захлёбывалась водосточная труба. К вечеру холоднело над водой и постепенно всё исчезало во тьме.  Вывод обучающихся  по темеЧасти ССП разделяются запятыми. Запятая в ССП не ставится: если имеется общий второстепенный член предложения; 2)если части сложного предложения представляют собой  вопросительные предложения; 3) общее придаточное предложение; 4) обособленный второстепенный член  (вводное слово).между частями СПП ставится тире, если предложения указывают на мгновенные действия. Это только потом, через годы, я стал понимать,Как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети.Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовёт тебя мать,Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете. С. Островой. поэма «Мать». *ОСТРОВОЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (6 сентября 1911 – 3 декабря 2005) известный российский поэт, журналист и публицист; многократный лауреат песенных конкурсов и фестивалей как поэт-песенник, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1983), автор более 25 поэтических сборников, председатель Федерации тенниса РСФСР (1969 — 1988). ТекстТаким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста: - Текст — это высказывание на определённую тему; -В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль; -Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание; - К тексту можно подобрать заголовок; - Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 1) В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не растерялся, (5) и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. 2) Женщины погалдели, (1) потолкались возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а огорчённый продавец принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и уехать. 3) Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись, (4) двинулся к выходу. Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 1) В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не растерялся, (5) и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. (1,5) 2) Женщины погалдели, (1) потолкались возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а огорчённый продавец принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и уехать. (3) 3) Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись, (4) двинулся к выходу. (1) Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 1) Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни. 2) Моложавый, (1) с крупной серебристой головой и выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он, (4) войдя в комнату и радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7) почтенный и привычный к вниманию окружающих. Все уже знают, (8) что Сергей Васильевич – писатель, (9) человек известный и уважаемый. 3)Ямщик повернулся к нам и, (1) наклоняясь, (2) стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он смеялся. Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 1) Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни. (4)2) Моложавый, (1) с крупной серебристой головой и выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он, (4) войдя в комнату и радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7) почтенный и привычный к вниманию окружающих. Все уже знают, (8) что Сергей Васильевич – писатель, (9) человек известный и уважаемый. (8) 3)Ямщик повернулся к нам и, (1) наклоняясь, (2) стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он смеялся. (4) Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.1. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды. 2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал. 3.Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. 5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу. Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.1. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды. (2)2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал. (3).3.Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. (2)5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.(3). Вывод  по уроку: Рефлексия. Урок подошел к концу. Как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? Выполнили задачи, которые ставили перед собой? Домашнее задание:1.Написать 10 предложений на тему «Роль сложных предложений в речи».2.Выполнить тестовые задания по книге И.П. Цыбулько.3.Написать рассказ на тему «Навруз».