Презентация выступления но городское МО на тему: ТРИЗ — технология


Презентация учителя начальных классов Мартинович Ирины Анатольевны ТРИЗ- теория решения изобретательных задач.Цель ТРИЗ:развивает гибкость, подвижность мышления, поисковую активность, творческое воображения;учит связной, логически правильной, аргументированной речи;формирует навык содержательной оценки и самооценки. 1940-1950 гг.- Г.С. Альтшуллер, техническое творчество;1960-1970 гг.- кружки юных изобретателей;1980-1990 гг.- как педагогическая технология мышления, творческого воображения;1990-2005 гг.- средство конструирования новых форм и методов работы с детьми; Формируется познавательный интерес и способности детей к творчеству через введение в их мир проблемных ситуаций. Развиваются навыки системного поискового, изобретательного мышления через рассматривание предметов, событий, явлений, веществ. Воспитывается культура общения и навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную творческую деятельность. Стимулирует уверенность детей в своих силах и создает условия для ребенка, выявления интересов и способностей детей. Девиз ТРИЗ(а)- творчество во всем: и в постановке вопроса, и в принятии решения, и в повседневной жизни. От простого к сложному.От сказочного фантазирования к абстрактному мышлению.От малой нагрузки (одна-две задачи за занятие) к большей нагрузке (10-20- задач и упражнений), продолжительность от 10 минут до 1 часа, но в любом случае заканчивать занятие раньше, чем пропадет интерес у детей.От преодоления стереотипов (лиса всегда хитрая, колобка всегда жалко…) и от копирования к творчеству.От бессистемности к системности.От поверхностного знания к глубинному, от изучения следствий к анализу причин. От «узкого» предметного мышления к «широкому» диалектическому и системному.От «хочу» к «надо». От детского эгоцентризма к ответственности. --- «Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствия, которое должно быть преодолено , то развитие детей идет слабо и вяло» Л.В.Занков Для решения творческих задач на уроках русского языка Цель: научить детей выделять общий признак в словах-понятиях. Задание: найдите лишнее слово.КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, СПЕЛЫЙ Как можно назвать общим словом оставшиеся слова2. «Родственные слова»Цель: обогащать словарный запас учащихся, учить их находить в составе слов общее. Задание: объяснить родство слов.ДИКТОР-ДИКТАНТ ПЯТНИЦА - ПЯТЁРКА3. Дан ряд букв (и цифр). Отметьте закономерность составления ряда и допишите недостающие буквы (и цифры).А; ВБ; Г; ЕД; Ё; ... 4. «Отгадай метаграмму»Цель: Развить у учащихся мыслительные операции анализа и синтеза Задание: отгадайте загадку. С «Т» - я знак препинания, Стою в конце предложения. С «Д» - я член семьи,5. «Отгадай ребус»Цель: Развить у учащихся логическое мышление, мыслительные операции анализа и синтеза. Задание: отгадайте зашифрованное слово. У ШКА --- Определи, какому сказочному герою ты можешь послать такое пожелание?(ПОДСКАЗКА: Не забудь, оно должно быть приятным:ДОБРЕЙШИЙ Кот Леопольд НАХОДЧИВЫЙ Заяц ...и т.д.)КОМУ?Желаю, чтобы твоя борода никогда не поредела, и не родился такой джин, который сновазагонит тебя в бутылку.КОМУ?Пусть твоя красота никогда не померкнет, а твоя мудрость поможет сохранить тебелюбовь Иванушки.КОМУ?Я хочу, чтобы никогда на твоём пути не встречались людоеды, а твоя доброта инаходчивость помогли прожить тебе счастливо. --- Поздравь кого-нибудь с праздником, используя ключевые слова: Я тебе (Вам) желаю... Желаю, чтобы... Желаю, пусть... Желаю... и хочу, чтобы... Закончить своё пожелание ты можешь одним из устойчивых сочетаний: Я желаю тебе (Вам) Успеха! В добрый час! Удачи! Ни пуха, ни пера! ---- Кому из своих друзей, знакомых, близких ты мог(ла) бы адресовать данные пожелания?КОМУ?______________________________ Сохранить и умножить свои миллионы.КОМУ?______________________________Сохранить красоту и молодость без живой и мёртвой воды.КОМУ?_______________________________Никогда не встречаться с саблезубыми тиграми, Кощеем Бессмертным и Трёхглавым Драконом.КОМУ?_______________________________Уметь забраться на Луну по верёвочной лестнице и вытащить себя за волосы из болота,как барон Мюнхаузен.  --- «Отгадай ребус»Цель: Развить у учащихся логическое мышление, мыслительные операции анализа исинтеза.Задание: отгадайте зашифрованное слово. ША ТА - «Определение»Цель: сформировать у учащихся умения и навык составления определений. Задание: допишите предложения (определения).Пекарь - это человек, который__________________.______________- это человек, который лечит людей.Художник – это________, который______________.Врач – это_____________, который______________.Почтальон – это_________, который______________. "Знаете ли вы пословицы?"Группы получают карточки с окончанием пословиц. По началу пословицы, члены группы по очереди должны назвать её окончание. Если члены первой группы не знают или неверно называют это окончание, то право ответить получает другая группа. При правильном ответе группа получает карточку с началом другой пословицы и должна назвать всю пословицу.Сделал дело - (гуляй смело). Не ищи в других правды, (если в тебе её нет). Умей сказать,(умей и помолчать). Цепочка слов.Команды получают карточку с заданием: Изменяя по одной букве в слове, превратите слово КОЗА в слово РОГА. Звездочки указывают на букву, которую следует заменить. (коза-коРа-Нора-ноГа-Рога)КОЗА* ** *Г» /~» Т"1 АРОГА Из букв данного слова (ИГРУШКА) составить как можно больше слов.(ГРУША, ИГРА, КРУГ, РАКУ, ШАГ, ИШАК,....)Группы за две минуты должны написать как можно больше слов с этими буквами.Выигрывает та группа, которая напишет правильно больше слов. Нетрадиционный подход к работе по сказкам. Работа со сказкой: Учит детей сравнивать, сопоставлять;Формирует привычку доказывать, что это так или иначе;Ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ученику возможность выбора собственной позиции;Упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.К примеру: «Докажи, что Алёнка лучше всех»; «Кого тебе жалко в этой сказке»; « Как бы ты поступил на месте…»; «Какими движениями похвалить петушка». Воспитание добрых чувствКак поругать героев сказки?С кем из своих друзей выхотите помириться послепрочтения этой сказкиРечевая зарядкаПридумаем новое названиесказки.Придумаем загадку, отражаю­щую идею сказки (побывали вгостях и раздружились).Догадайтесь о значении слов«пир», «не обессудь» (придумай­те понятные).Подходит ли к сказке фразео­логизм и пословицы: «Несоло­но хлебавши»; «Видит собакамолоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень». Сказка и математика С помощью геометрических фигур изобразите сказку.Сказка и экология-Для чего нужен журавлю такиеклюв, шея, длинные ноги?-На кого похож журавль?Сказка развивает руки- Нарисуй карандашами только то, что тебе понравилось. Герои сказок (положительные, злодеи);Цель;Волшебные предметы;Волшебство( превращение);Место действия. РАБОТА ВЫПОЛНЕНА УЧАЩИМИСЯ 4-Б КЛАССА КРАСНОПЕРЕКОПСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 5 АРК СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 4-ЫХ КЛАССОВ БЫЛ ПРОВЕДЁН ОПРОС «КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЫ ЛЮБИШЬ ЧИТАТЬ ?» РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ДА ЗДРАВСТВУЮТ С К А З К И ! ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА;СКОЛЬКО ЛЕТ СКАЗКЕ;ИСТОРИИ СКАЗОК;ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ;МОЖЕМ ЛИ МЫ СТАТЬ СКАЗОЧНИКАМИ СКАЗКА - ЭТО РАССКАЗ С ВЫМЫШЛЕННЫМ СЮЖЕТОМ, В КОТОРОМ ГЛАВНЫМИ ГЕРОЯМИ МОГУТ БЫТЬ ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ, НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАДЕЛЁННЫЕ ЧЕРТАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ПОВЕДЕНИЯ. АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ РЕПКА КОЛОБОК КУРОЧКА РЯБА Сказки написали Демидова ИраИгнатюк Артём "Не смейся над старым, если ты молодой; и над бедным, если ты богатый; и над хромым, если ты проворный; и над слепым, если ты зрячий;и над больным, если ты здоровый" и над тупым, если ты способный; и над глупым, если ты мудрый. ЕСЛИ ТЫ  БУДЕШЬ СЛИШКОМ :самонадеян, тебя будут избегать;скромен, тебя не будут уважать;болтлив,  на тебя не будут обращать внимание;молчалив, с тобой не будут считаться;суров, от тебя отшатнуться;добр, тебя растопчут; МУДРЫЕ СОВЕТЫ СКАЗОЧНИКОВ Все очень любят читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях Инсценировка сказки «КОЛОБОК» www.bayushki.ru/tales_russian.htmtmn.fio.ru/works/21x/310_2/Rus 03/page2.htmЛ. Б. Фесюкова Воспитание сказкой; -Харьков: Фолио, 2000 Выбор предмет (объект);Придумать, какие действия он выполняет;Придумать, какие еще предметы (объекты) выполняют такие же действия;Вставить слова-связки «но,не». Учитель сам должен подбирать упражнения, с учетом возрастных особенностей своих детей и преподаваемого в школе материала.Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей.Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.Необходимо поддерживать довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач.Самостоятельно решить много задач. Это важный принцип обучения.Занятия по ТРИЗ должны быть многофункциональными . Опыт преподавания ТРИЗ школьниками показал, что сначала они отстают в изучении текущего материала (время уходит на изучение ТРИЗ), а потом уверенно опережают программу. Спасибо за внимание!