Конструирование урока в сфере современных информационных технологий

Конструирование урока в сфере современных информационных технологий.
Учитель физики и информатики Калижарова А А
Повышение уровня информатизации и компьютеризации образования оставляет актуальным переход от информационной, знаниево-ориентированной к личностно ориентированной парадигме образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), где абсолютной ценностью является сама личность в ее самобытности и целостности.
Каждый век дарил цивилизации свою технологию, которая меняла не только образ жизни, но и образ мышления и требовала новых профессионалов. Так 18 век – век сельскохозяйственный, 19 век – индустриальный, появляется много новых рабочих специальностей. 20 век сделал качественный скачок от паровоза до компьютера и космических станций, а появление сети Интернет сделало знания предметом труда. 21 век за первое десятилетие сделал нормой дистанционное обучение, дистанционную работу, развитие телекоммуникационных технологий стерло границы между странами и временем суток. От ребенка, как будущего специалиста, современное общество ожидает новые навыки. Сейчас необходимы:
Эффективная работа в социальных сетях.
Работа с электронными источниками.
Организация личной базы знаний.
Фильтрация и отбор информации.
Создание и коммерциализация знаний.
Применение Wiki- технологий.
Универсальные алгоритмы действий.
У современного выпускника должны быть развиты следующие умения:
Ответственность и адаптируемость.
Коммуникативные умения.
Творческий потенциал и любознательность.
Критическое и системное мышление.
Информационные и мультимедийные умения.
Сотрудничество и взаимодействие.
Постановка и решение проблем.
Саморазвитие.
Мультимедиа технологии на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях. Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию. В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление использования ИКТ рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, способное значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся (Е.И.Машбиц и  М.В.Монахов).
Являясь сторонником второго направления, необходимо выявить особенности организации и методики проектирования урока с использование мультимедиа-технологий.
Учитывая, что при выборе современных программно-педагогических компьютерных средств обучения аргументируется необходимость их использования в образовательном процессе.
При проектирования урока с использованием ИКТ необходимо соблюдать педагогические условия:
выявление целей, которых хотелось бы достигнуть с помощью использования компьютера (развития логического мышления, креативности, коммуникабельности, мобильности, быстроты реакции и т.д.);
выявление доступных объектов электронных учебников, которые помогут добиться наилучшего результата;
использование технологий, наиболее естественно вписывающихся в сложившуюся структуру образовательного процесса, объектов электронных носителей, которые будут интересны и доступны учащимся.
Основные этапы конструирования урока с использованием информационных технологий:
1. Концептуальный.
2.Технологический.
3. Операциональный.
4.Педагогическая реализация.
Опираясь на эти идеи считаю, что технические возможности ИКТ-технологий могут быть оптимально реализованы в решении проблемы повышения эффективности обучения при выполнении совокупности следующих организаторских усилий педагогов в ходе образовательного процесса:
Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.
Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.
Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы с объектами электронных учебников в структуре урока.
Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.
Разработка структуры, планирование этапов урока.
Опираясь на дидактические, психологические, гигиенические требования к уроку, определить цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, иметь в виду прежде всего следующие принципиальные позиции:
а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;
б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;
в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ.
Использование компьютера и мультимедиа программ в образовательном процессе влечет за собой ряд изменений в организации процесса обучения. Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
-принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;
-принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
-принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;
-принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
-принцип авторского участия в учебном процессе;
-принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
-принцип мультимедийного представления учебной информации.
При проектировании содержательного наполнения урока следует определить: что необходимо рассказать ученикам, что они изучат самостоятельно, какие необходимо задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительные сроки, как контролировать успешность процесса.
Отбор содержания образования при организации образовательного процесса с использованием ИКТ-технологий базируется на дидактических принципах, представленных выше, и включает следующие элементы:
отбор по принципу генерализации - концентрация содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которой базируется учебная дисциплина;
отбор по принципу научной целостности, который означает, что рассматриваемая тема является частью учебной дисциплины;
отбор по принципу обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины;
отбор, основанный на использовании современного научного содержания, новых научных достижений, теорий и фактов;
отбор такого содержания, которое должно соответствовать общим целям подготовки специалистов;
отбор содержания доступного для усвоения.
Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. Образование ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей школьников, обеспечивая максимальную свободу исходного выбора и последующую мобильность личности, такое образование должно предоставлять каждому свою возможную траекторию движения. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции. При таком подходе к конструированию уроков неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
В этом случае они становятся более многогранными и ориентируются прежде всего на активизацию познавательной деятельности обучаемых. Им становятся присущи такие свойства как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар-компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие.
Мультимедиа технологии могут быть использованы на различных этапах урока физики, сконструированного с помощью мультимедийного оборудования.
1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.
2. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями: разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации; рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации. Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.
3. Изучение новых знаний и способов действий. Мультимедийный показ приемов и операций, виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях являются зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Учитель комментирует материал, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. Интерактивная доска позволяет тексты, рисунки или графики скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции.
4. Первичная проверка понимания изученного. С помощью компьютерного тестирования может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии.
5.Закрепление знаний и способов действий учащихся. В конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. Машинный инструктаж и контроль позволяет быстро и объективно оценить результаты. Происходит оперативная оценка с указанием ошибки и одновременной коррекции результатов .
Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств
Традиционные методы обучения
Традиционные средства и их дидактические возможности
Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж
Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.
Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация
Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.
Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы
Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ
Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка
Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала
Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

При конструировании уроков необходимо учитывать, что каждый этап урока с использованием средств мультимедиа и ресурсов Интернет  это законченный блок, в начале каждого из которых должен присутствовать организационный момент, иначе эффективность данного этапа снижается.
К наиболее часто используемым элементам средствам обучения в предложенной модели обучения относятся:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
интерактивные доски,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
видео и аудиотехника,
интерактивные карты и атласы,
интерактивные конференции и конкурсы,
материалы для дистанционного обучения,
научно-исследовательские работы и проекты.
дистанционное обучение.
В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов выделяем следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в работе используются демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point.
Образовательный процесс, интегрирующий компьютерные и педагогические технологии, обеспечивает формирование ИКК обучающихся, способствует раскрытию возможностей мультимедиа технологий для преподавания учебных предметов, обеспечивает не только обучение, но самостоятельную деятельность по овладению знаниями; формирование осознанных мотивов учения.
Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной физики.