Формирование читательской деятельности младших школьников


Сквозная цель образования- воспитание грамотного, компетентного читателя. Технология продуктивного чтения (Н.Н.Светловской) - это природосообразная образовательная технология, опирающиеся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читтательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Отсроченная отгадка - в начале урока задаём загадку (сообщаем удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…» Технологические приёмы в технике продуктивного чтения: Оценка текста - учащимся предлагаем не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа; ответить на следующие вопросы:Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д. Задай вопрос «Спросить – значит понять»Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?», «Что…?»,«Когда…?», «Сколько…?» и т.д.Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»). Начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.Вопросы на выяснение причинно-следственных связей. Начинаются со слов «Почему…?», «В чем причины…?» и т.п.Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…». Составь задание - данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Учащиеся «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи. Составь заданиеНайди в череде букв 4 названия древнерусских городов.ВАУОВГВУРОСТОВПГРДЖУОКИЕВГОЛОКНОКУВПСКОВПРАГОНОВГОРОДПРУВГОЧЕРНИГОВАРТУ Кубик Блума – педагогическая техника американского педагога Бенджамина Блума. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ребенок) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Формы работы с литературными произведениямипроблемно-поисковые ситуации; Беседы-дискуссии (учащиеся сами задают вопросы по содержанию прочитанного); прием устного словесного рисования;словарная работа; чтение с элементами драматизации;создание рисованных «диафильмов». Работа с таблицами.Подход к «чтению информации»Позволяет:1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах),2)прочитать информацию,3) выделить основное, 4) понять,5) спросить (или выяснить), что непонятно. Таблицы в курселитературного чтенияДополнить таблицуИспользовать данные из таблицыСоставить таблицу Составить таблицуФамилия автораЗаголовокЖанрТемаГлавная мысль Дополнить таблицуНазвание произведенияЖанрТемаТочка зрения автораТочка зрения читателяТолстой «Акула»рассказКуприн«Синяя заезда»легендауважение к человеку Задания, в которых информация представлена в таблицеЭто могут быть такие вопросы: как называется таблица; почему; какую информацию из нее можно извлечь; зачем нам таблица в задании; какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках; назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов; что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др. Реализация требованияОбучение учащихся умению работать с таблицами, столбчатыми диаграммами и простейшими графикамитаблицыдиаграммыКоординатный уголграфики









Спасибо за внимание!