План. Перспективное тематическое планирование совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития


Перспективное тематическое планирование совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Месяц / неделя Тема недели. Цель, содержание для детей 5-6 лет Цель, содержание для детей 6- 7 лет Итоговое мероприятие
Сентябрь.
1-2 неделя Диагностика. Исследование индивидуального развития учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. Заполнение протоколов обследования, карт развития. Фотовыставка «День знаний»
3 неделя. Мой детский сад. Игрушки. Адаптация детей к условиям детского сада. Помогать детям входить в общий режим, после летнего отдыха; продолжать знакомить детей с детским садом, как ближайшим окружением (игровая комната, прихожая, кабинет, туалет, умывальная, спальня, игрушки); напоминать имена детей, познакомить детей со взрослыми, которые будут работать с детьми. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками и их назначением, использовать обобщающие слова, вспомнить знакомые игры, способствовать совместным действиям с игрушками Учить детей рассказывать о внешнем виде здания детского сада; закреплять знания о названиях и назначении помещений детского сада; учить отвечать на вопросы о труде воспитателя, помощника воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, врача, медицинской сестры. Систематизировать знания детей об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки». Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках
Выставка рисунков «Моя любимая игрушка» (совместно с родителями)
4- неделя. Начало осени. Деревья и кустарник осенью.
Развивать наблюдательность, интерес к происходящему в природе, изменениями осенью (часто идут дожди, солнце прячется за тучи, листья на деревьях становятся желтыми, красными и опадают с деревьев, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме). Формировать представления об осени, как о времени сбора урожая овощей, фруктов, ягод, грибов. Знакомить детей с названиями деревьев (берёза, дуб, ель, рябина); обратить внимание на строение деревьев (ствол, корни, ветви, крона листва) Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди) Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты. Расширять и уточнять знания детей о деревьях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, , изменение окраски листьев деревьев и кустарников) Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы) Совместная экскурсия в осенний лес. Оформление стенгазеты «Осень в гости к нам пришла»
Октябрь
1 неделя Растения огорода. Овощи.
Формировать представления об овощах, их месте произрастания, пользе для людей, способах употребления (в свежем, варённом, сушёном). Учить детей обследовать овощи и классифицировать по сенсорным признакам. Формировать обобщающее понятие «овощи», «огород», «урожай»
Используем материал старшей группы, расширяя и дополняя его в подготовительной. Обобщение и дифференциация. Способы произрастания (на земле, в земле). Понятие корнеплоды. Способ сбора урожая: копка, выдёргивание, срывание. Выставка поделок из овощей «Осенние фантазии»
2 неделя Сад. Фрукты.
Формировать представления о фруктах, их месте произрастания,; учить детей обследовать фрукты и классифицировать их по сенсорным признакам. Дать общие представления о полезности и их способе употребления фруктов. Формировать обобщающие понятия «фрукты», «сад»; Используем материал старшей группы, расширяя и дополняя его в подготовительной. Обобщение и дифференциация. Названия фруктовых деревьев. Вечер загадок
3 неделя Ягоды. Формировать представления о ягодах, их месте произрастания,; учить детей обследовать ягоды и классифицировать их по сенсорным признакам. Дать общие представления о полезности и их способе употребления ягод. Учить классифицировать ягода на садовые и лесные. Формировать обобщающие понятия «ягоды» Используем материал старшей группы, расширяя и дополняя его в подготовительной. Обобщение и дифференциация «лесные ягоды» - «садовые ягоды». Способы произрастания (на земле, на кустике, на кусту). Чаепитие с вкусным вареньем
4 неделя Грибы Формировать представления о грибах, их месте произрастания, пользе для людей, способах употребления (в свежем, варённом, сушёном). Дать детям представления о том, что не все грибы съедобные, существуют и ядовитые грибы. Формировать обобщающее понятие «грибы» Обобщать понятие «грибы» (растут в лесу, на земле, летом и в начале осени). Части гриба: ножка, шляпка, грибница. Названия распространённых грибов с объяснением происхождения: подосиновик (растёт под осиной); подберёзовик (растёт под берёзой); белый или боровик (в бору); лисичка, маслёнок, мухомор, поганка. Съедобные и несъедобные грибы, их признаки. Способы употребления грибов (засолка, сушка, жарка). Правила сбора грибов. Игра-драмматизация по сказке В Сутеева «Под грибом»
Ноябрь
1 неделя Дом. Мебель. Знакомить с домом. С предметами домашнего обихода, мебелью, её назначением. Активизировать словарь обозначающий признаки предметов ( деревянный, кирпичный, многоэтажный, мягкий, большой и т.д.). формировать обобщающее понятие «мебель». Материал для изготовления мебели, место изготовления мебели. Части мебели и детали (ножка, спинка, подлокотник и .д.). различение мебели от бытовых приборов и частей комнаты (дверь, окно) Закреплять знания детей о названиях и назначении комнат жилища(спальная комната, зал, гостевая комната, туалетная комната, умывальная комната, кухня, коридор и тд.) о назначении этих комнат, правилах поведения в них. Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели. Закрепление употребления предлогов на, за, под. Умение сравнивать предметы по их различным или сходным качествам (стул -кресло). Просмотр журналов «Наш дом», «Усадьба»
2 неделя Посуда. Учить детей называть распространённые предметы посуды, их назначение (тарелка, ложка, чайник, чашка, кастрюля, сковорода). Ввести в активный словарь обобщающее понятие «посуда». Детали посуды, разделение посуды на кухонную, столовую и чайную. Материал для изготовления посуды. правила обращения с посудой и уход за ней. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит (игра «Волшебный мешочек»);
закрепление понятий чайная, столовая, кухонная посуда (игра «В магазине»);
уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилки; готовить, варить, жарить; столовый, кухонный, чайный) (игра «В магазине»). Просмотр мультфильма «Федорино горе» (Союзмультфильм 1974г) по сказке К.И. Чуковского реж. Н. М. Червинская
3 неделя Бытовые приборы. Продолжать знакомить с домом, с предметами домашнего обихода (пылесос, стиральная машина, утюг, холодильник). Формировать умение и желание помогать взрослым по дому Закреплять понятие «электроприборы» (холодильник, телевизор, утюг, пылесос, магнитофон, компьютер, стиральная машина, кухонный комбайн и др). Назначение («домашние помощники»), части. Общий принцип действия электроприборов: включаются в розетку, ток поступает по шнуру в прибор. Дифференциация с мебелью. Правила обращения с электроприборами. Названия служб спасения (пожарная, газовая, скорая, полиция) Развлечение «Домашние помощники»
4 неделя Продукты питания. Знакомить детей с названиями основных продуктов питания, узнавать их на картинках и называть их. Формировать обобщающее понятия «еда», «пища», «продукты питания» (сыр, хлеб, молоко, масло, конфеты и т.д.), знакомить с блюдами (каша, суп, салат, котлеты, пироги). Прививать навыки культуры еды Закреплять понятия «еда», «пища», «продукты» «напиток». Основные группы продуктов: молочные мясные, рыбные, хлебобулочные, овощные, кондитерские. Значимость питания. Культура питания, сервировка стола. Разделение понятий «посуда» и «столовые приборы». Завтрак, обед, полдник, ужин – временное обозначение приёмов пищи Праздник молока.
5 неделя Домашние птицы. Обобщающее понятие «домашние птицы», различение с понятием «домашние животные». Названия птиц: петух курица, цыплёнок, гусь, гусёнок, гусыня, утка, утёнок, характерные особенности внешнего вида. Образ жизни, питание , повадки, звукоподражание. Польза для человека. Закреплять обобщающее понятие «домашние птицы» семейства уток, гусей, индюков, название птиц в семье. Характерные особенности внешнего вида птиц. Особенности образа жизни (питание, повадки, звукоподача). Польза для человека Развлечение с элементами спортивных игр «На птичьем дворе»
Декабрь
1 неделя Домашние животные Обобщающее понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилища, ухаживает за ними. Названия животных (корова, кошка, лошадь, свинья, собака). Особенности внешнего вида (величина, цвет шерсти, особенности частей тела). Повадки животных, способы передвижения. Защита от врага. Польза для человека. Названия детёнышей. Названия жилищ Повторение пройденного материала в старшеё группе + коза, овца. Происхождение домашних животных (дикие предки домашних животных : кабан – свинья, волк – собака, рысь – кошка, горный козёл – коза. Совместное создание макета «Ферма»
2 неделя Дикие животные Закреплять понятие «животные». Названия диких животных (медведь, ёж, белка, заяц, волк, лиса). Повторить обобщающее понятие «дикие животные». Особенности внешнего вида (размеры, цвет, и длина шерсти т.п.). Способы защиты от врагов. Питание, способ передвижения. Детёныши, звукоподача. Название жилища. Подготовка к зиме. Польза в природе. Обобщающее понятие «дикие животные». Повторение пройденного материала в старшей группе + лось, рысь. Совместное создание макета «Лесные жители»
3 неделя Зима. Зимующие птицы. Место зимы среди других времён года (после…, перед, до…) Приметы зимы:
- в погоде: снегопад, морозы, метели, солнце светит, но не греет, лёд на водоёмах;
- в неживой природе: деревья спят, нет движения соков; вечнозелёные деревья;
- в живой природе: птицы замолкают, перебираются ближе к человеку; зимняя одежда людей, уборка снега. Познакомить
с названиями распространённых зимующих птиц (сорока, воробей, ворона, синица). Понятие «зимующие птицы», обобщение понятие «птица». Причины зимовки птиц (тёплое оперенье, способность питаться в условиях зимы). Внешние характерные признаки: величина, цвет оперенья, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения.. забота о птицах в зимнее время (кормушки, корм). Повторение пройденного материала в старшей группе. Название месяца – декабрь, народное название «студень». Значение данного времени года для природы (сон, отдых). Объяснение и заучивание примет, пословиц, поговорок. Объяснение переносного значения слов:
- мороз кусается, рисует;
- зима злится.
Зимующие птицы: + свиристель, снегирь, дятел. Повторение и расширение материала, изученного в старшей группе. Конкурс « Кормушка для птиц» - совместное изготовление кормушек родителей с ребёнком
4 неделя Зимние забавы. Новый год Разнообразие игр и развлечений зимой: катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика и т.д. Название предметов и их назначение (клюшка, шайба, коньки, санки и др). Правила поведения и в других играх. Расширять представления о празднике: особенности и традиции праздника – ёлка, Дед Мороз, ёлочные игрушки, подар-ки, маски, костюмы, Снегурочка. Подготовка к новогоднему празднику: украшение группы, приготовление подарков близким. Приём гостей, правила поведения Расширение материала старшей группы. Толкование названия праздника «Новый год» (смена календарного года). Как можно лес сберечь? (о замене живой ёлки искусственной). Разнообразие игр и забав зимой, предметы и оборудование для их организации Утренник «Новый год»
Январь
1 неделя Каникулы
2-3 неделя Диагностика
4 неделя Транспорт Транспорт в городе: обобщающее понятие «транспорт». Наименование распространённого транспорта: транспорта автомобиль, грузовик, автобус, поезд. Группы транспорта: пассажирский, грузовой, наземный. Детали, части транспорта (колёса, кабина, кузов, багажник, руль и т.д.). профессии людей, управляющих транспортом. Правила дорожного движения (сигналы светофора, переход через улицу). Правила поведения в транспорте. Обобщающее понятие «транспорт», его назначение. Группировка транспорта, его назначение. Группировка транспорта по обобщающему признаку:
- пассажирский;
- грузовой;
- водный;
- наземный;
- воздушный;
- специальный (пожарная, скорая и т.д.) его назначение. Профессии людей управляющих транспортом (старшая группа + лётчик, пилот, капитан, машинист). Правила поведения в транспорте ( покупка билета, посадка, высадка, уступить место). Правила дорожного движения (поведение на перекрестках, обход транспорта, запрет игр на проезжей части, движение по тротуарам) Просмотр мультфильма «Сказки о машинах» 1975 г.
Февраль
1 неделя Человек. Части тела и лица Название частей тела и назначение. Части тела и лица, внешние различия у людей (цвет глаз, длина волос, размер носа) понимание и осознание своего возраста и пола (ребёнок – мальчик). Охрана здоровья и гигиена тела; предметы гигиены. Повторение материала старшей группы + название эмоций человека (грусть, грусть, страх, злость, испуг) и причины, ситуации их вызывающие. Способы выражения эмоций (мимика, движение, речь). Положительные и отрицательные эмоции, их влияние на здоровье и на взаимоотношения между людьми
Развлечение «Береги здоровье»
2 неделя Одежда. Головные уборы Обобщающее понятие «одежда», и её назначение. Название распространённых предметов одежды. Детали одежды (воротник, карман, манжет) и фурнитура (молния, пуговица). Одежда для мальчиков и девочек (мужская и женская). Различение одежды по сезону. материалы для изготовления. Уход за одеждой. Расширение материала старшей группы. Обобщающее понятие «головные уборы».. название и характерные особенности распространённых головных уборов (шапка, шляпа, панама, бейсболка, косынка, кепка) Одежда верхняя и нижняя (бельё). Процесс изготовления одежды: ткань – раскрой, шитьё. Профессии людей, участвующих в изготовлении одежды: закройщик, швея, продавец. Место производства одежды, головных уборов и обуви (швейная фабрика, ателье, обувная мастерская) Выставка кукол в национальных костюмах
3 неделя Обувь. Обобщающее понятие «обувь», её назначение. Название распространённых предметов обуви (сапоги, сандалии, валенки и т.д.). Детали обуви и их назначение (каблук, застёжка, молния, пряжки, шнурки). Обувь по сезону, по возрастному признаку. Материалы для изготовления обуви (резина, кожа, замша) Уход за обувью (чистка, просушка, ремонт) Чтение сказки «История загадка»
4 неделя Мужские профессии.
День защитника Отечества Формировать понятие «Родина», «Отечество» (место, где человек родился, страна, город, столица). Название страны (Россия), города (Димитровград), столица (Москва). Понятие «Армия» её назначение. Суть праздника «День защитника Отечества» (чествование солдат, защитников). Основные рода войск в России и военная техника (моряк, лётчик, танкист, пограничник, пехотинец). Традиции праздника: изготовление подарков, организация концертов для военных, приглашение солдат на встречи) Спортивный досуг
Март
1 неделя Профессии Формировать обобщающее понятие «профессии», «работа», значение для человека (общественная польза и заработная плата). Путь получения профессии: школа – училище – институт – работа. Названия распространённых профессий (врач, повар, строитель, продавец и т.д.), их общественная значимость. Орудия труда и механизмы, помогающие в работе, спецодежда. Материалы, используемые при работе. Профессии родителей и сотрудников детского сада. Оформление фотостенда «Все профессии нужны, все профессии важны»
2 неделя 8 марта. Моя семья Первый весенний праздник, его традиции (приготовление подарков, разучивание песен, стихов), поздравление всех женщин. Закреплять понятие «семья» (люди родственники, общая фамилия, живут в одной квартире, заботятся друг о друге). Родственные отношения людей в семье. Ролевые отношения членов семьи и их основные обязанности (связь с возрастом, и полом). Забота о близких. Семейные праздники. Обязанности детей в семье. Повторение изученного в старшей группе, дальнейшее расширение темы: тётя, дядя, племянник, племянница; знания о членах своей семьи (Ф.И.О., профессии) Название месяца март, народное название «протальник».
Утренник 8 марта
3 неделя Зоопарк Названия распространенных животных севера и жарких стран (белый медведь, северный олень, тюлень, полярный волк, полярная сова, жираф, носорог, бегемот, слон, кенгуру, обезьяна, зебра) особенности внешнего вида и среды обитания. Повадки, образ жизни, названия детёнышей. Совместное изготовление макета «Зоопарк»
4 неделя Рыбы. Морские обитатели Обобщающее понятие «рыбы» (живые существа, которые обитают в воде). Их характерные особенности: удлинённое обтекаемое тело, вместо конечностей – плавники, нет шеи, голова переходит в туловище, тело покрыто чешуёй, органы дыхания – жабры, дышат и видят в воде, не произносят звуков (не имеют голоса). Виды рыб и морских обитателей. Использование рыб человеком. Питание рыб (хищные и нехищные) Показ обучающей презентации «Морское царство»
5 неделя Театр. Каникулы Создание у детей радостного, позитивного настроения Театрализованное представление.
Праздник смеха
Апрель
1 неделя Весна. Перелётные птицы Место весны среди других времён года (после зимы, перед летом). Признаки весны: в погоде – потепление, изменение активности солнца (пригревает); в живой природе – оживление среди птиц, прилет птиц, изменения в одежде людей; в неживой природе – изменение свойства снега (темнеет, становится рыхлым, грязным сырым)
Обобщающее понятие «перелётные птицы» (перелетают в тёплые края и возвращаются) Причины отлёта (отсутствие корма, лёгкое оперенье) Название распространённых перелётных птиц (грач, скворец, ласточка, кукушка, журавль). Особенности внешнего вида (величина, цвет оперенья), части тела и их особенности. Польза птиц для природы и человека. Название весенних месяцев. Признаки в погоде: обильное таяние снега, ручьи, половодье, ледоход; солнце яркое, теплое, голубое, кучевые облака; тёплый ветер, увеличение продолжительности дня.
В неживой природе: появление почек на деревьях, первая трава, цветы.
Обобщающее понятие «Перелётные птицы» - дифференциация с зимующими. Грач, скворец (повторение), гуси, журавли, утки, цапли, аисты. Особенности внешнего вида (величина, части тела, цвет оперенья, повадки, звукоподача) способы построения при перелёте (клин, шеренга, пара, стая) Просмотр мульфильма «Серая шейка» 1948.г.
2 неделя Как выращивают хлеб. Хлебные продукты «От зерна до булочки, или откуда хлеб пришёл». Обобщающее понятие «хлебобулочные изделия» (хлеб, булочка, батоны, баранки, сушки, печенье и т.д.). Последовательность операций производства хлебных изделий: зерно – колос – уборка – мука – тесто – хлеб. Машины, участвующие в процессе производства хлеба (комбайн, мукомольная машина, тестомешалка, печь) Профессии людей, участвующие в процессе производства хлеба (шофёр, комбайнёр, хлебороб, мельник, пекарь, продавец) Бережное отношение к хлебу. Выставка поделок из соленого теста «Калачи из печи»
3-4 неделя Диагностика
Май
1 неделя День Победы Формировать элементарные представления о Дне Победы. Суть праздника. Традиции праздника (чествование ветеранов, организация концертов) Воспитывать чувство гордости за родину, самостоятельности, ответственности, активности. Поход к Монументу Славы
2 неделя Моя страна – Россия. Мой город Димитровград. ПДД Формировать понятие «страна», «Россия» (количество людей, многонациональность, города, посёлки, деревни, сёл; Москва столица России); «город» (количество людей, многоэтажные дома, длинные улицы, наличие театров, множество магазинов). Название города с объяснением его происхождения, название реки. Различные учреждения, памятники города, домашний адрес (название улицы, номер дома, квартиры); формировать знания о правилах дорожного движения Украсим участок, как часть родного города
3 неделя Насекомые Обобщающее понятие «насекомые». Названия распространённых насекомых: комар, муха, пчела, паук, стрекоза, бабочка, жуки, гусеницы, муравьи. Особенности внешнего вида: величина, части тела, окраска, количество конечностей) особенности передвижения, звучание. Польза насекомых для природы и человека. Насекомые-вредители. Обобщающее понятие «насекомые», повторение пройденного материала в старшей группе. Стадии развития насекомых. Значение насекомых для природы и человека Выставка жуков «Жуки такие разные»
4 неделя Цветы Обобщающее понятие «цветы» (травянистые растения которые цветут). Части цветка: корень, стебель, листья, цветок, лепестки. Группировка цветов по месту произрастания: садовые (пионы, розы, тюльпаны), полевые (ромашка, василёк, колокольчик.)
Значение цветов для человека (эстетическое удовольствие, лекарство) Совместная деятельность – высадка цветника.
5 неделя Лето Место лета среди других времён года (после весны, перед осенью». Признаки лета: в погоде, в живой и неживой природе.
Выпускной
Используемая литература:
Шевченко С.Г. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста ю – М., 1998.г.
Шевченко С.Г Подготовка к школе детей с задержкой психического развития - Кн 1, 2 – М.; Школьная Пресса 2004 г.
Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие/Под общей редакцией Т.Г. Неретиной – М.; Балансс, 2004.г.
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам – ТЦ Сфера 2007.г