Использование технологий личностно-ориентированного обучения

Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Анастасьевская СОШ», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Мастер-класс
Использование технологии личностно-ориентированного
обучения по русскому языку

Новые требования к содержанию, формам и технологиям обучения русскому языку на современном этапе связано с тем, что ученик мыслится не как объект, а как субъект обучения. Тем более, что необходимо требовать на уроке универсальные учебные действия, как требует новые стандарты образования.
Еще одним основанием необходимости личностно-ориентированного обучения является то, что все учащиеся в 9 классе сдают ГИА.
В каждом классе дети с разноуровневой подготовкой: есть слабоуспевающие, есть сильные учащиеся. Кроме этого есть группа ребят, которые живут в неблагополучных семьях, где не следят за детьми и порой они приходят на занятия неподготовленными. Необходимо выбрать такие формы работы, которые позволят прорабатывать и теорию и практику.
Я предлагаю работу оформленную в виде маршрутных листов. Этот лист получает каждый ученик класса. Работу по таким маршрутным листам провожу на уроках повторения и закрепления.
Делю урок на этапы: теоретический, практический, контрольный, итоговый.
Обязательно в начале урока каждый ученик определяет: цель урока. Затем консультант отвечает правило, которое отрабатывается на уроке. После этого работа в паре: каждый рассказывает друг другу это правило, приводят примеры. Здесь воспитываются личностные качества: внимание, уважение.
Затем необходимо правило оформить в грамматическую схему или составить алгоритм: здесь учащиеся учатся анализировать и синтезировать материал.
Переходим к практической части. Она состоит из двух уровней:
1 уровень предполагает обязательную работу каждого ученика по практике. Здесь воспитываются личностные качества: внимание, желание ответить даже у слабоуспевающего ученика. После выполнения этой работы каждый ученик ставит себе оценку.
2 уровень практики предполагает взаимопроверку. Дидактический материал дан в таком виде, что пропущены орфограммы только те, которые повторяются только на данном уроке.
Следующий этап контрольный. Его лучше давать в виде теста, т.к. ученики 7 класса сдают региональный экзамен в форме тестирования.
И завершающий этап – рефлексия. Ученик поставлен с ситуацию, где он должен сам оценить знания по данной теме.
































Маршрутный лист
по правилу «Не с причастиями»
Цель урока: Что я должен усвоить на уроке?

Этапы
урока
Действия по усвоению учебного материала
Оценка знаний,
рекомендация учителя

I этап
Теоретический

- расскажи правило консультанту, учителю, обратись к учебнику;
- приведи 2-3 примера;
- составь грамматическую схему правила .
(1 ученик отвечает у доски)
Оценка



+
Молодец
-
Обратись к помощи учебника, учителя, консультанта

II этап
Практический
1 уровень: запиши слово, найди орфограмму, выдели ее, объясни устно.
2 уровень: вставь орфограмму, выдели ее.
(Не)вспаханная земля, еще (не)вспаханная земля, земля (не)вспахана, (не)отправленное письмо, письмо (не)отправленное вовремя, письмо (не)отправленное мною, (не)отправлено письмо, (не)собранные грибы, (ни)кем (не)собранные ягоды, тетради (не)собраны.

Самопроверка,
поставь оценку


Взаимопроверка,
поставь оценку


III этап
Контрольный
Запиши текст, найди слово с требуемой орфограммой, выдели ее.
Оценка учителя

IV этап
Итоговый

(оцениваю свои знания по теме)
- очень хорошо

- хорошо

- удовлетворительно, обратись ко II этапу
II -неудача, обратись к I и II этапу


В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Книга оказалась (не)интересной.
(Не)заметно встреча подошла к концу.
Он считался (не)заменимым сотрудником.
Шумит поток, (не)скованный зимой.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Книга оказалась (не)интересной.
(Не)заметно встреча подошла к концу.
Он считался (не)заменимым сотрудником.
Шумит поток, (не)скованный зимой.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Книга оказалась (не)интересной.
(Не)заметно встреча подошла к концу.
Он считался (не)заменимым сотрудником..
Шумит поток, (не)скованный зимой.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Книга оказалась (не)интересной.
(Не)заметно встреча подошла к концу.
Он считался (не)заменимым сотрудником.
Шумит поток, (не)скованный зимой.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Книга оказалась (не)интересной.
(Не)заметно встреча подошла к концу.
Он считался (не)заменимым сотрудником.
Шумит поток, (не)скованный зимой.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Книга оказалась (не)интересной.
(Не)заметно встреча подошла к концу.
Он считался (не)заменимым сотрудником.
Шумит поток, (не)скованный зимой.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Книга оказалась (не)интересной.
(Не)заметно встреча подошла к концу.
Он считался (не)заменимым сотрудником.
Шумит поток, (не)скованный зимой.

В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Ему удалось проскользнуть (не)замеченным.
Я просил одолжить мне (не)много денег.
В печати появились (не)изданные до сих пор варианты глав романа.
(Не)ровные плывущие тени рассыпались по степи.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Ему удалось проскользнуть (не)замеченным.
Я просил одолжить мне (не)много денег.
В печати появились (не изданные до сих пор варианты глав романа.
(Не)ровные плывущие тени рассыпались по степи.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Ему удалось проскользнуть (не)замеченным.
Я просил одолжить мне (не)много денег.
В печати появились (не)изданные до сих пор варианты глав романа.
(Не)ровные плывущие тени рассыпались по степи.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Ему удалось проскользнуть (не)замеченным.
Я просил одолжить мне (не)много денег.
(Не)ровные плывущие тени рассыпались по степи.
В печати появились (не)изданные до сих пор варианты глав романа.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Ему удалось проскользнуть (не)замеченным.
Я просил одолжить мне (не)много денег.
В печати появились (не)изданные до сих пор варианты глав романа.
(Не)ровные плывущие тени рассыпались по степи.
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
Ему удалось проскользнуть (не)замеченным.
Я просил одолжить мне (не)много денег.
В печати появились (не)изданные до сих пор варианты глав романа.
(Не)ровные плывущие тени рассыпались по степи.