Духовно-нравственное воспитание сельских школьников в условиях реализации ФГОС


УДК
О.В. Антонова
учитель музыки, изобразительного искусства, технологии,МБОУ «Ломовская средняя школа»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье рассмотрено несколько направлений духовно-нравственного развития личности ребёнка в условиях школы.
Ключевые слова: ФГОС, толерантность, компетентность.
I.I. Ivanov, Privolzhskiy Federal UniversityP.P. Petrov, Privolzhskiy Federal UniversityTITLE OF THE ARTICLE
Abstract. The text of the abstract.Keywords: keywords.
«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка »
В. Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли он, зависит от духовности, воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.   Детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование личности.
В новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней. Важно построить отношения с учащимися на основе доверия, уважения их достоинства. Нужно добиваться таких результатов, которые позволят молодому поколению стать гражданами своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать отрицательные черты характера? Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В содержании  УМК, по которому работает Ломовская школа, заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителям эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В детях воспитывается любовь к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, которые находятся в каждом классе нашей школы.
На уроках русского языка и литературы закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. На уроках пишутся сочинения – рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство. Чтение и анализ рассказов, стихотворений, сказок помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, бескорыстии, гуманности, патриотизме и интернационализме. На уроках изобразительного искусства и музыки, преподавателем которых я являюсь, дети знакомятся с классикой и современными произведениями великой области «Искусство», которая ведёт детей в мир прекрасного, в мир любви к окружающему. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, подспудно влияя друг на друга. Очень важно, чтобы на уроке дети внимательно слушали друг друга, участвовали в общей работе. Это, прежде всего, показывает отношение каждого ученика к своему делу как к общему, развивает умение действовать согласованно вместе с другими для достижения общей цели. На уроках я использую естественные ситуации и преднамеренно создаю новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрываю их обязанности как членов коллектива, предупреждаю отрицательные поступки.
По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.
Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.
«Краеведение», как предмет является одной из форм воспитания духовно-нравственной личности. Здесь в доступной для ребят форме даются знания о малой родине, родном крае, его прошлом и настоящем.
В нашей школе сложились определённые традиции. Ежегодно мы проводим праздники и акции. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, проявляют свои творческие способности, учатся уважать обычаи своего народа, родного села. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей, что способствует формированию единого школьного коллектива. К таким делам относятся:
Организация и проведение календарных праздников, православных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха Христова»;
Акция милосердия: «Подарок ветерану», «Помоги нуждающемуся», «Поздравь учителя», «Открытка пожилому человеку», «Поздравляем наших мам», «В детский сад со сказочкой». Куклы и декорации к спектаклям, поздравительные открытки изготавливаются руками детей на кружке «Мастерская добрых рук»;
Трудовые акции: «Самый чистый школьный двор», «Наш дом-Земля», «Всей семьёй посади дерево», «Зелёный наряд селу,»«Зелёная Аллея Боевой славы», «Уборка мест Боевой славы» в п. Ломовка, д. Ломовка, с. Морозовка, с. Протопоповка.
Величайшей духовно-нравственной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, к русской культуре и традициям, уважение к предкам, любовь к своему селу и всему укладу сельской жизни. Необходимо воспитывать в детях, начиная с младшего школьного возраста, щедрость души, ответственность, чувство собственного достоинства. Ежегодно в школе проводятся уроки мужества, рассказывающие о знаменательных исторических событиях, о великих полководцах и героях различных боевых действий, о ветеранах – односельчанах Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Преподаватели с помощью ребят создали «Уголок Боевой Славы», который занял первое место среди школ района. Классные часы посвящаются блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, военным действиям в Афганистане и Чечне. Хвала и слава мужеству и силе духа российского народа! В торжественной обстановке проводятся такие праздники, как «День защитника Отечества», «День Победы», «День независимости России». А военно-патриотическая игра «Зарница» стала любимым мероприятием для наших ребят.
Нельзя не сказать о воспитании толерантного поведения у школьников - одного из самых важных моментов духовно- нравственного воспитания, главной задачей которого является воспитание в детях способности быть открытыми, относиться друг к другу с пониманием. Решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы, - моя первоочередная задача. Объясняю ребятам, что каждый человек индивидуален, имеет свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности. Работу по воспитанию толерантности внедряю в урочную и внеурочную деятельность. Например, это классные часы на темы «Мы дружбой единой сильны», «В семье единой», «Дружба начинается с улыбки», «Учимся общаться», «Твори добро», «Жизнь дана на добрые дела», «Какой я?» . Программа бесед строится концентрически, т.е. в каждом классе обсуждаются одни и те же нравственные проблемы – о дружбе, счастье, свободе, добре, зле, милосердии , но конкретное содержание их изменяется с накоплением у детей знаний и опыта. 
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй. Жизнь сельских семей имеет некоторые особенности: наличие личного подворья и садово-огородного участка, где ребята совместно с родителями ухаживают за животными, выращивают овощи, фрукты и ягоды. В школе так же имеется пришкольно - опытный участок, где ребята трудятся вместе с преподавателями во время сезонных работ. Сельский труд воспитывает в детях трудолюбие, выносливость, понимание необходимости помощи старшим. Усилиями преподавателей, родителей и детей успешно ремонтируются классные комнаты в школе. Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что на сегодняшний день, у меня, как у классного руководителя, возникают сложности в том, что часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей у своего ребёнка, перекладывая большую часть работы в этом направлении на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания просто порой не знают, как это сделать. Поэтому с родителями своих учеников я провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Традиционным стало и проведение совместных сезонных праздников: «Дары осени» (конкурс поделок из природных материалов); «Новый год»(костюмированное представление), «Масленица». В прошлом учебном году в классе прошло мероприятие “ Деревенские посиделки ”. В ходе подготовки был использован фольклорный материал: песни, танцы, прибаутки, игры. Были приглашены мамы – мастерицы, которые провели мастер-классы по различным видам декоративно-прикладного творчества. Вместе с детьми они изготовили костюмы. Праздник прошёл замечательно!
       Работа духовно – нравственного воспитания детей ведется  в течение всего учебного года. Продолжается работа в летнее время в новой для детей форме в школьном летнем лагере дневного пребывания «Чудесница». Разработанная для лагеря программа помогает ребятам не только получать новые знания, но и создаёт атмосферу любви, взаимопомощи, терпения.
Многое нами уже сделано, но многое ещё предстоит сделать. Если мы знаем, над чем нам работать, – значит, мы движемся вперед.
В заключение хочу сказать, что постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. Учитель, как маячок в сложном мире познаний. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? Каким будет их завтрашний день? Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и огорчением. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать их, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться необыкновенной красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Сделать себя чище, добрее, искреннее - значит сделать мир таким вокруг себя.
Список литературы:
1. В.А.Сухомлинский «О воспитании», М. «Издательство политической литературы», 1975г, 272 стр.
2. «Федеральные Государственные Образовательные Стандарты»,
22 января, 2015 г.