Авторская статья КАДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ ЛИЧНОСТИ


КАДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Шапошникова Ф.Е., воспитатель
ГБОУ РКШИ г.ИшимбайНациональный воспитательный идеал в концепции духовно – нравственного развития личности гражданина России трактуется как образ патриота, понимаемый как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ»(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
Работая воспитателем в кадетском корпусе г. Ишимбай вот уже 15 лет свое предназначение вижу в том, чтобы создавать условия для формирования патриотической направленности личности средствами, формами и методами кадетского воспитания. Мои воспитанники – подростки, и им присущи стремление к героическому, жажда подвига, подражание взрослым, потребность в самоутверждении, признании товарищей, требовательность к себе, большая социальная активность. Усиливается их потребность в состязательности и лидерстве. Им необходимо найти ответы на многие серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, определить цели и приоритеты будущего. В них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу, переоценку, переосмысление привычного, стремление к новому. А мы, взрослые, предъявляем им набор стандартных требований: лучше учится, быть послушным, следовать заданным требованиям. Подросток гормонально и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим как можно дольше задержать его в детстве. Неудивительно, что возникают проблемы. А на самом деле нужно поднять мальчишкам дух, направить его азарт в творческое русло, помочь осмыслить происходящее.
Реализовать себя, найти свое призвание и признание помогает наша кадетская школа-интернат. Ни для кого не секрет, что система кадетского образования привлекает родителей не только возможностью дальнейшего получения их детьми военной специальности, но и той моделью воспитательной работы, сложившейся в нашем учреждении, которая позволяет формировать такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, человеколюбие, толерантность. Кадетская модель позволяет, с одной стороны, максимально эффективно использовать все имеющиеся в области образовательные ресурсы, а с другой - применить потенциал кадетской школы – интерната для выстраивания системы патриотического воспитания в целом.
Наши мальчишки – кадеты с младших классов получают навыки самоорганизации и самообслуживания, большое внимание уделяют образованию, спорту и здоровью. Особое внимание уделяется военной подготовке, которая проводится с целью дать кадетам знания, умения и навыки, необходимые для их дальнейшего обучения в военно-учебных заведениях, на военных кафедрах ВУЗов, привить им волевые, командирские и методические качества. Военная подготовка тесно связана с воинским и патриотическим воспитанием. Особое внимание уделено воспитанию у кадет преданности Отечеству, выработке у них высокого сознания общественного и воинского долга, дисциплинированности, романтики профессии офицера, чувство гордости за Россию, стремления добросовестно выполнять свои обязанности, постоянно совершенствовать свои знания.
Кадеты регулярно принимают участие в олимпиадах, НПК разных уровней, занимая призовые места.
Кадеты привлекаются к работам по наведению порядка в учебных классах и других помещениях, благоустройству закрепленной за классом территории и других мероприятий, определенных правилами внутреннего распорядка для кадетов.
Кодекс чести кадета, который соблюдается не только в стенах учреждения, но и в жизни способствует формированию базовых ценностных ориентиров.
Военно-патриотическое воспитание – это одно из важных направлений воспитания кадет. Наши воспитанники являются активными организаторами и участниками мероприятий, посвященных Боевым и Трудовым славным традициям России, нашей Республики. Из года в год учувствуют в параде Победы, организовываются встречи с ветеранами ВОВ, с ветеранами локальных войн. Для воспитания волевых качеств, силы духа организовываются и проводятся пешие и лыжные марш - броски на 25-50 км., 10-дневные учебно - полевые сборы.
Особую роль в формировании патриотической направленности отвожу тесному сотрудничеству с семьей. Привлекая кадет к изучению своей малой Родины мы, совместно с родителями организовываем и проводим мероприятия на тему: «Память людская», «Письмо матери», «Мой дедушка, мой герой». С родителями проводим различные внеклассные мероприятия, классные часы, родительские собрания на темы: «Семья и семейные ценности», «Моя семья, мое богатство», «Счастливый Новый год», «Нет насилия в семье», «Мой сын кадет», «Мама, милая мама», «Недаром помнит вся Россия!». С большим энтузиазмом наши родители принимают участие в походах, экскурсиях, марш-бросках, лыжных переходах, спортивных состязаниях. Именно здесь идет сплочение не просто отдельной семьи, а коллектива взвода, каждый родитель ближе узнает друзей своего сына, а сын узнает родителей своих друзей, что позволяет сплотить весь коллектив в одно целое – «Школа-Кадет-Семья».
Как показывает практика, педагогическое взаимодействие кадетской школы-интернат и семьи в воспитании патриотической направленности эффективно при соблюдении ряда общепедагогических и специфических условий, таких как: взаимное доверие между педагогами и родителями, соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям, учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания. У нас работают учителя, деятельность которых основана на призвании, на своем собственном желании работать с кадетами. Педагог для кадет – это мастер, открывающий путь в жизнь, человек влюбленный в свое дело, бескорыстно отдающий весь свой опыт им, кадетам, будущему нашей страны. И пусть я буду субъективна, пусть даже кто-то со мной не согласится, но мне кажется, что сегодня наши мальчишки на фоне других выглядят самыми воспитанными. И в том, как они держатся в обществе, как общаются со взрослыми и со сверстникам, можно заметить именно систему воспитания, заложенную в нашей кадетской школе - интернате.
Отрадно осознавать, что благодаря работе педагогов и воспитателей наши кадеты – выпускники находят свою правильную дорогу в жизни. Многие продолжают учиться дальше, и, по моему мнению, не столь важно, выберут они военные вузы, или гражданские. Главное, чтобы стали достойными людьми. А закончить свою работу я хочу словами, которыми наши выпускники прощаются с кадетской школой – интернатом:
Кадетство – это честь и доброта,
Кадетство – это просто смысл жизни,
Кадетство – это дружба навсегда -
Любовь к другим, любовь к Отчизне!