Социальный педагог в системе образования. Развитие креативности как фактор развития индивидуальности


Социальный педагог в системе образования.
Развитие креативности как фактор развития личности
Работа социального педагога в системе образования – важнейшая составная часть пространства социальной работы. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию – развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества. Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.
Социальная работа призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.
Социальный педагог образовательного учреждения – это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста. Он не похож на школьного учителя или другого работника образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность ребенка, – общаться с семьей, где нет привычной ситуации с определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. Работа социального педагога с ребенком отличается и, по сути, и по технологии, в зависимости от того, кто ее ведет, в какой ситуации, кто присутствует и пр. Но успешно использовать средства социально-педагогической работы можно только в условиях взаимного доверия социального педагога и тех, кому он помогает.
Если процесс социализации, адаптации учащегося проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, когда ни семья, ни училище не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие».
В любой учебной организации востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. В психологических исследованиях особое место занимают направления, связанные с развитием креативности - свойства личности учащегося, определяющего успешность решения творческих задач, принятия нестандартных решений в спорте. Особое значение развитие креативности приобретает в подростковом возрасте. В ряде исследований показано, что подростковый возраст занимает основное место в развитии креативности человека как период осознания собственной индивидуальности и ее свойств (Л. И. Божович, А.Н.Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, и др.).
Изучению креативности подросткового возраста уделено внимание в исследованиях по психологии творчества (Л. М. Азариянц, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин , Л. Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Н.С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, С.О. Раевский, А.З.Рахимова, Н.П. Сакулина, Н. М. Сокольникова, Е.Л. Солдатова, Е.А. Флерина, Б. П. Юсов, Е.Л.Яковлева, Дж. Гилфорд, Ф. Барон, А. Маслоу, Д. Харрингтон и другие). В подростковом возрасте происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности (В.Н.Дружинин). Однако исследований, в которых бы раскрывалось воздействие разнообразных средств, форм и методов развития креативности у подростков, в психолого-педагогической литературе недостаточно.
По мнению ряда авторов, в общеобразовательных учреждениях существует тенденция не столько развивать творческую личность, сколько формировать инструментальные навыки, необходимые для репродуктивной деятельности, – это подчеркивается в работах отечественных ученых (Д. Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, А.М. Матюшкин и др.). Психологических исследований изучения методов, способов, видов работ, обеспечивающих творческую деятельность подростков, недостаточно. Поэтому должна всегда стоять задача помочь учащимся воспользоваться их собственными творческими возможностями для решения стоящих перед ними задач и для достижений их целей.
Сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима. И реализация индивидуальности – т.е. предъявления ее другим людям с помощью социально выработанных средств – уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего). Помочь учащемуся лучше осознать свою индивидуальность, проявить эту индивидуальность, таким образом, который соответствует его личностным особенностям и требованиям будущей профессии – это значит способствовать развитию его креативности.
В процессе решения задач должны использоваться комплексы методов исследования, предусматривающий изучение теоретических источников, изучение, анализ и обобщение опытной и экспериментальной практики социально-педагогической деятельности образовательной структуры. В процессе исследования должны всегда применяться такие методы наблюдения как: анкетирования, беседы; анализ рабочих, нормативных, инструктивных и методических документов и материалов, а также результатов деятельности учащихся, методы математической обработки результатов.