Статья Тьюторское сопровождение младших школьников с нарушениями поведения


УДК 371 Кочеток Наталья Геннадьевна,
Тьюторское сопровождение младших школьников с нарушениями поведения.
Tutor support primary school children with behaviour disorders.
Ключевые слова и словосочетания: тьютор, тьюторское сопровождение, нарушения поведения, дети младшего школьного возраста.
Key words and phrases: tutor, tutor support, deflecting behavior, children of primary school age.
Аннотация: В данной статье рассматривается тьюторское сопровождение детей с нарушениями поведения как новая деятельность в социально-культурном и педагогическо-воспитательном пространстве. Тьютор, как новая должность в образовательных учреждениях особенно актуально в связи с преобразованиями в школьном воспитании.
Abstract: This article discusses tutoring support for children with behavioural problems as a new activity in social-pedagogical and cultural-educational space.
Tutor support as a new position in educational institutions is especially important in connection with the change in school education.
В последние восемь лет произошли изменения в приоритете ценностей школьного образования и воспитания: произошла переориентация на развитие личных интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей учащихся в коммуникационной, интеллектуальной, информационной гражданско-правовой, и прочих сферах. Для достижения этой цели стало необходимо развивать познавательную активность, самостоятельность учеников и отслеживать динамику развития их познавательных интересов.
Но также в последнее время стало увеличиваться количество детей с нарушениями поведения. Нарушения поведения детей младшего школьного возраста на современном этапе всё больше и больше приобретает в последние годы настолько массовый характер, что стало являться объектом пристального внимания социальных работников, психологов, социологов медиков, воспитателей, учителей, криминологов. Происходит усиление таких негативных проявлений нарушений поведения, как оскорбление, насильственная и корыстная преступность, наркотизация и алкоголизация населения, и особенно стала проявляться аморальность.
Понятие «нарушения поведения» очень часто приравнивается к понятию «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся, нарушения поведения младшего школьника может носить характер как школьной, так и не школьной, так называемой социальной дезадаптации. В структуру школьной дезадаптации вместе с такими ее проявлениями как неуспеваемость, эмоциональные нарушения, нарушение взаимоотношений со сверстниками, зависимость от интернета входят и отклонения в поведении. Сюда входят дисциплинарные нарушения, агрессивное поведение, курение, хулиганство, воровство, прогулы, ложь. Признаками более масштабной социальной дезадаптации уже даже в младшем школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психотропных веществ (алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, бродяжничество и даже совершение преступлений.
Отсюда возникает естественный вопрос: кто же будет решать эти задачи в школе — воспитатель, педагог или психолог?
Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения возникшего противоречия между средствами современного образования, воспитания и между целями - необходимо построить технологию сопровождения, которая будет позволять не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, а так же использовать их в процессе обучения и воспитания.
Такой педагогической технологией могло бы стать «тьюторское сопровождение», которое являлось бы особым видом социально-культурной и педагогической деятельности, которая могла бы обеспечивать разработку индивидуальных образовательных и воспитательных программ подопечных и помогала сопровождать процесс и воспитания, и обучения как в школе, вузе, так и в системах дополнительного и непрерывного образования.
Поэтому в современном российском воспитании становится все более востребован носитель «сопровождающей» позиции, то есть тьюторской миссии. Слово «тьютор» в переводе с английского языка - учитель, репетитор, опекун, преподаватель, наставник. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале из реальной жизни подопечного (учебной, внеурочной, воспитательной, трудовой и т.д. деятельности), расширении его личных, собственных возможностей и подключении субъектного отношения к построению личного, собственного продвижения к успеху.
Тьюторское сопровождение существует со времён Оксфордского и Кембриджского университетов XII-XIII вв. В русскую педагогическую практику слово «тьютор» (тутор) было введено англофилом М.Н. Катковым, который13 января 1868 г. при утверждении Лицея Цесаревича Николая в Москве, была предусмотрена эта должность. Основной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников.
Тьютор, являясь одновременно организатором, консультантом, помимо всего прочего решает широкий круг задач, связанных с самоопределением воспитанника в окружающем пространстве и выстраиванием вместе с ним своей личной, индивидуальной образовательной и воспитательной траектории (маршрута) [3, с.90].
Цель педагога-тьютора - помогать воспитаннику в осознании своих личных, индивидуальных смыслообразовательных целей и в овладении деятельностью по самообразованию, а так же в осознании и овладении культурными средствами самообразования: библиотеки, кружков, других учреждений дополнительного образования.
Возникает вопрос: кто же такой тьютор в школе? Другими словами это взрослый сопровождающий или наставник. В обязанности, которого входит необходимость помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в действительной реальности, а так же помочь раскрыть его таланты. Тьютор - это не учитель, который преподает какие-нибудь дисциплины. И даже не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. А так же и не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что ему необходимо курировать развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, идеальный вариант с первого класса и до самого выпуска [7, с.16].
В большей степени с работой школьных тьюторов знакомы в учебных заведениях для особых детей: это гениальных детей или детей с проблемами по состоянию здоровья, то есть с одарёнными детьми и детьми с ОВЗ ( с ограниченными возможностями). Новизна данной статьи в том, что при помощи тьюторского сопровождения можно заниматься напрямую воспитанием и корректировкой отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста. А ведь сейчас в школах таких детей с каждым годом становится всё больше и больше. Отсюда появляется необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений.
Носителем такой тьюторской позиции может быть как непосредственно сам тьютор, так и любой учитель, классный руководитель, воспитатель или другой педагог, который имеет соответствующую квалифицированную подготовку и владеет технологией тьюторского сопровождения, которая основана на взаимодействии подопечного и тьютора, в ходе которого воспитанник осознает и реализует собственные цели и задачи [6, с.100]. Другими словами, взрослый, профессионально включенный в процесс сопровождения и поддержки в ребенке стремления к самостоятельности, самообразованию, самоанализу, окультуриванию, самопознанию и самооценке, помогает учащемуся осуществить данную работу.
Разрабатывая модель тьюторского сопровождения, основным принципом может рассматриваться синтез индивидуализации и социализации в воспитании и образовании юного гражданина посёлка, города, региона, страны. Реализация данного принципа может осуществляется через спектр различных технологий (здоровьесберегающие, личностно ориентированные, оценка личных достижений портфолио, развития критического мышления, проектная технология, технология эффективной речевой деятельности, оргмыслительные и оргдеятельностные игры, PR-технологии в образовательном процессе и др.) и подходов (дифференцированный, эвристический, компетентностный, гендерный, продуктивный и др.) [3,90].
Возможных моделей тьюторского сопровождения в школе может быть много, в качестве примера можно предложить разработанную пятиуровневую модель, которая представляет собой пятиуровневую систему тьюторского сопровождения. Самый первый уровень – начальный – он предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения семей, дети которых ориентируются на поступление в первый класс. Второй уровень – это сопровождение траектории ранней социально-педагогической адаптации обучающихся 1-4 классов. На данном уровне предполагается сопровождение обучающихся начальной школы в условиях частичной кабинетной системы. Третий уровень – это система сопровождения профессиональной ориентации в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 8-10 классов. Четвертый уровень – это организация индивидуализированной системы работы с одаренными детьми. И пятый уровень – это распространение накопленного опыта по тьюторскому сопровождению обучения и воспитания детей в рамках тьюторского сопровождения среди руководителей всевозможных образовательных учреждений, их заместителей и педагогов, воспитателей при условиях повышения квалификации педагогических работников [2,15].
Конечно, вариантов моделей тьюторского сопровождения может быть столько много, сколько существует образовательных учреждений. Кроме этого, в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей, как важную составляющую организации внеурочной деятельности, тотьюторство и его модели функционирования, могут расширять как образовательное, так и воспитательное пространство, а так же осуществлять переход от индивидуального подхода в школе к личной, индивидуальной образовательной и воспитательной программе в условиях избыточной и полисубъектной образовательно-воспитательной среды.В практике образовательных учреждений тьюторство рассматривается как грамотное и заботливое сопровождение подопечных в процессе становления и развития индивидуальных образовательных, воспитательных и социально-культурных потребностей.
Тьюторское сопровождение в начальных классах – это часть системы первой ступени образования, то есть начального общего образования. Это такая ступень, которая функционирует в режиме школы полного дня. Содержание работы тьютора в младших классах сочетает в себе работу и воспитателя, и учителя, и педагога дополнительного образования, и организатора, и педагога-психолога [1, с.119].
Так же тьюторская деятельность может реализовываться с помощью технологий, которые наиболее всего соответствуют природе и содержанию тьюторского сопровождения: 1) технологии консультирования; 2) технологии работы с портфолио; 3) проектной технологии; 4) информационных технологий; 5) тренинговой технологии [5, с.20].
Тьютор в отношении каждого конкретного ребенка ориентируется, с одной стороны, на уже сложившуюся социальную ситуацию развития, с высказываемыми родительскими предпочтениями и надеждами, а, с другой стороны, специальным образом постоянно приходится переустраивать условия жизни ребенка с целью расширения его культурных, социальных, психологических, образовательных, возможностей.
Литература:
Абашева О. В. Технологический блок в подготовке тьюторов для работы с детьми младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. – 2009. - № 6. – С. 118-121.
Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч.ред. Т.М. Ковалева. - М.: АПКиПРО. -2009. - С. 12-17.
Иванова О.Л. Моделируем систему волжского тьюторства (от профессиональной позиции к новой реальности) // Тьюторские практики: от философии до технологии: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, 8-9 декабря 2010 г., Волгоград – Волжский. / Под ред. Ю.С. Богачинской, Г.В. Цветковой, Г.А. Ястребовой. ¬ Волгоград: Изд-во ВГАПК РО. - 2010. - С. 89-91.
Ковалева Т. М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного образования. – 2010. - № 4. – С. 19-23.
Ковалева Т.М. О возможности тьюторского сопровождения в современной школе // Тьюторские практики: от философии до технологии: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, 8-9 декабря 2010 г., Волгоград – Волжский. / Под ред. Ю.С. Богачинской, Г.В. Цветковой, Г.А. Ястребовой. - Волгоград: Изд-во ВГАПК РО. - 2010. - С. 17-24.
Логинов Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса в условиях построения целостной образовательной среды в единстве урочной и внеурочной деятельности // Организация инновационной деятельности образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного развития. Секрет успеха. Выпуск 3. Сборник научно-методических материалов. / Под ред. Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова. - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». - 2011. С. 5-10.
Серебровская Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. - № 5. – С. 13-18.