Классный час по теме Я всегда жил только Русью (Сказочные мотивы в творчестве Васнецова)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №105 Купинского района НСО.









Классный час по теме «Я всегда жил только Русью»
(Сказочные мотивы в творчестве В.М.Васнецова).














Учитель высшей категории
Сайдакова О.В.










г. Купино
2007г.





1 ведущий.

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь и остаются нам дороги и близки всю жизнь.
В далекой Вятской стороне, среди лесов, полей и рек затерялось небольшое село Рябово. На самом краю села стоял бревенчатый дом. В этом доме жила семья Васнецовых: мать, отец и шестеро детей, все мальчики - народ крепкий, шумный, любознательный.
Отец сельский священник, много читал, увлекался естественными науками, любил рисовать. Сам учил сыновей грамоте. У него были «золотые руки» и в свободное время он всегда что-нибудь мастерил.
Мать, простая, добрая женщина, хлопотала по хозяйству, растила мальчиков, нелегко ей было управляться с такой большой семьёй. Но семья была очень дружная.
Сменялись времена года. Долго-долго тянулась вьюжная, суровая зима, с ледяной горкой, салазками, снежками, с веселыми друзьями-товарищами.
А в сумерки, когда по ту сторону заснеженных окошек оставалась зима, хорошо было пойти в кухню к стряпухе.
Чисто вымыт пол, пахнет печеным хлебом, трещит лучина – сейчас заговорит старая стряпуха, и все вокруг засверкает, зацветет чудесными красками. Прилетит на ковре-самолете Иван-царевич с жар-птицей, пойдет по лесам и полям печальная Аленушка с братцем-козленочком А вот на своем богатырском коне скачет Илья Муромец..


2 ведущий.

Очень любил маленький Витя и другие зимние вечера, когда в жарко натопленной горнице вокруг стола собиралась вся семья.
Младшие братья уже спят, отец читает газету, старший брат Николай перелистывает старые журналы, смотрит картинки; перед Виктором белый лист бумаги, а на бумаге синее море-море из сказок и песен.
Лучше всего, привольнее жилось летом. Зеленый высокие холмы и долины рек. Купаться мальчики бегали на свою маленькую, извилистую и холодную речку – Рябовку. Уходили на целый день за грибами и ягодами.



1 ведущий.

Шли годы. Сыновья Васнецовых подрастали, и все чаще в семье слышались разговоры о том, что им пора учиться. Виктор вместе с братом поселился в Вятке и поступил в духовное училище. В роду Васнецовых все были священники, и отец решил, что Виктор из духовного училища перейдет в семинарию, кончит её и станет священником.
В училище он пробыл два года и семь лет в семинарии. Учиться было невыносимо скучно, оживлялся он только на уроках рисования.
Все эти годы он очень много читал.

2 ведущий.

Виктору было 17 лет. Окончив семинарию, он решил поехать в Петербург и постуить в Академию художеств.
В Петербурге в Эрмитаже он впервые увидел подлинные произведения искусства.
День за днем он бродил по городу. Летний сад. Гранитная Набережная Невы. На Академию художеств Виктор смотрел как на храм, он очень волновался на экзамене. Но не попав сразу в Академию, Васнецов год занимался в школе.. Общества поощрения художников, в числе преподавателей который был И.Н.Крамской, поддерживающий талантливого юношу.
С 1868 по 1876 г. (с перерывами) Васнецов учился в Академии, живя в нужде, нуждаясь в заработке, часто выступал как рисовальщик иллюстрированных журналах и дешевых народных изданиях. Рисунки в журналах пользовались большой популярностью. Он рисовал характерные сценки уличной и домашней жизни, высмеивал нравы обывателей и купечества.
Эти рисунки заслуживали бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондане.

1 ведущий.

Выбрать новый путь помогал художнику Москва. Он всей душой полюбил древнюю столицу и решил навсегда поселиться в ней. В отличие от Петербурга Москва на каждом шаге напоминала о старине.
Кремлевские соборы и стены, старые улочки, церкви, монастыри – все привлекало художника.
В Москве Васнецов взялся за большую картину.


«ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛВОВИЧА С ПОЛОВЦАМИ! 1878 год.


Семь столетий назад князь Игорь повел дружину на половцев, разорявших Русскую землю, и потерпел поражение. Об этом рассказывает прекрасное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Москва давно манила к себе художника.

«когда я приехал в Москву,
то почувствовал, что приехал
домой и больше ехать уже
некуда – Кремль, Василий Блаженный
заставляли чуть не плакать, до такой
степени все это веяло на душу родным,
незабвенным» - писал Васнецов.

«Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна, взбирается на небо. Полевые цветы – колокольчики и ромашки светятся в потемневшей траве. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг.
Картина Васнецова воспела их подвиг и оплакала их гибель. Васнецов говорил:
«Только плохой человек
Не помнит и не ценит
Своего детства, юности.
Плох тот народ, который не помнит
И не ценит своей истории».

«КОВЕР-САМОЛЕТ» 1880г.



1 ученик.

«Ковер-самолет» - первое обращение к сказочной теме. Тема победы человека над природой, мечта о полете, о быстром передвижении издавна нашли воплощение в народном фольклоре.
Васнецову очень нравился удачливый, умный, смелый и добрый народный герой Иванушка. Вот он уверенно стоит на ковре - самолете, возвращаясь победителем из тридевятого царства. В руках у него клетка с чудесной жар-птицей, счастье, которое он добыл смелостью, умом, хитростью и добротой.
Ковер плавно, но быстро плывет над просторами родной земли. Под ними тихая гладь реки, медленно движутся по небу облака, вспорхнули и уносятся вдаль испуганные светом совы. Очень поэтичен пейзаж. Вечернее прозрачное небо, легкий серп месяца и как огромная мощная птица с распростертыми крыльями – ковер самолет.



«АЛЕНУШКА»
2 ученик.
Разные сказки рассказывал Виктор Михайлович Васнецов. Наверное, самая добрая и самая грустная его сказка – про Аленушку.
Васнецов рассказывал сказку по-своему. Он вспомнил все сказки про детей-сирот-бедных, несчастных, обиженных, но всегда добрых, трудолюбивых, щедрых.
Народ рассказывал о них с любовью. И Васнецов передал эту любовь в картине про Аленушку.
Однажды увидел Васнецов в деревне девушку-сиротку. Её глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину.
Нравилось ему певучее русское имя Аленушка. Напоминало оно грустную сказку про Аленушку и её братца Иванушку.
И вот перед нами картина «Аленушка».
Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла её голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная ветка осины, что спускается рядом к омуту.
Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – все говорит о бедности и горькой сиротский доле.
Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней. Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осины, елочки, осоки. Вокруг осенняя грусть и тишина.
Краски тоже передают это настроение. Главные тона здесь серые, зеленые, желтоватые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую, задумчивую сказку.



«ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» 1882 г.





3 ученик.

Ехал богатырь по своим делам. Заехал в широкое поле. Над полем – недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано:
Налево ехати – богату сбыти,
Направо ехати – женатому бывати,
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.
Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался
Как вы думаете, по какой дороге поедет витязь?
Васнецов уверен – зрители сами «дочитают картину». Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас стряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду
Когда Васнецов писал эту картину, он сам был поход на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу.
Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем времена, которые остались только в памяти народа, в былине, в песне, в сказке.
Огромный смысл заложен в этой картине. Каждый человек в тот или иной период жизни, бывает «витязем» на распутье – он выбирает дорогу в жизни.


«ИВАН – ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» 1889г.





4 ученик.

Сюжет картины взят из народной сказки о Жар-птице, приносящей людям счастье.
Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером волке в дремучем лесу, где так тесно переплелись корявые сучья и ветви, что выбраться из него кажется невозможным. Но лес расступается перед молодыми людьми, чтобы Серый волк мог стрелой пронестись по нему и снова смыкается чтобы защитить их от врагов. Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями, обросли седым мхом и лишайниками. Тихо и одновременно тревожно в такой чащобе. Воздух наполнен болотными испарениями, дышать тяжело. В таком лесу действительно страшно.
Одеты молодые люди в шелк, парчу и бархат. По-царски нарядное, пышное одеяние молодых людей, контрастно своей яркостью с мрачными почти черными тонами могучего леса, на фоне леса эти светлые одежды резко выделяются.
Художник сочувствует своим героям и верит, что темные силы будут побеждены, что Иван-царевич с Еленой Прекрасной буду счастливы.




«Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет», -
Хочется сказать, глядя на эту картину

«БОГАТЫРИ» 1881-1898 гг.



5 ученик.

Не у всякого художника есть одна главная картина. У Васнецова такая есть. Это - «Богатыри».
Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три славных защитника нашего отечества.
В центре на вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем его облике. У него благородное русское лицо, ясные зоркие очи, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью.
С правой руки Илья Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.
Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится. Илья справедлив, бесстрашен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать людскую кровь.
По правую руку от Муромца – Добрыня Никитич. Добрыня искусен в боях и заботах, в стрельбе из лука всегда отличался. Одет богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, нарядные сапоги. Добрыня нетерпелив, он снимает рукоятку меча, зорко всматривается вдаль, он готов в любую минуту броситься в бой.
Третий богатырь – Алеша Попович, тоже храбрый и смелый, хотя и не так силен, как Илья Муромец. Где не взять силой, он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алеша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждет команды.
Богатыри написаны на фоне сурового степного пейзажа. Степь покрыта густой ковыльной травой.
За холмами – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила могучих богатырей и снарядила на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

Вывод. Слово учителя.
Васнецов оставил богатейшее художественное наследие. Его имя занимает почетное место в истории русского искусства. Художник написал целый ряд произведений на темы сказок: «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна», «Баба-яга».
Стоит в тихом московском переулке не то сказочная изба, не то старинный терем. За деревянным забором поднимается потемневший бревенчатый сруб. А дом не так стар. Его построил Виктор Михайлович Васнецов. Все в доме он сделал по своему вкусу. Войдешь – точно попал в богатырское жилище. Большой, крепко сложенный стол без скатерти. Простые скамьи вдоль стен. Кряжистые табуретки. Скрипучая лестница ведет наверх, в мастерскую. Над лестницей на стене развешано старинное оружие. В светлой мастерской с бревенчатыми стенами – картины-сказки. Обернувшись девицей красной, танцует на пиру Царевна-лягушка, летит Баба-яга. В заколдованном дворе ждет своего избавителя Спящая царевна. 30 лет прожил в свое тереме Васнецов и очень любил его. Дом-терем по-прежнему рад гостям. Сейчас в нем музей Васнецова.


Викторина.

Назовите картины-сказки Васнецова.
(«Иван-царевич на сером волке», «Аленушка», «Царевна-лягушка», «Ковер-самолет»).
Назовите главную картину Васнецова, над которой он работал почти 20 лет. («Богатыри»).
Где прожил Васнецов большую часть своей жизни? (В Москве).
Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. На какой картине это изображено? («После побоища Игоря Святославовича с половцами»).
По мотивам какой русской народной сказки написана картина «Аленушка»?



Рефлексия.
Отметить значком картину, которая понравилась больше всего.
Почему эта картина понравилась больше всего?
Почему картина .не понравилась?
Понравился ли классный час? Узнали вы что-то новое для себя?

15