Презентация Компетентностный подход к обучению


Компетентностный подход в образованииСлушатель курсов № 42Массарова Ирина Васильевна Цель работы: изучить теоретическое основание и выявить особенности компетентностного подхода в образовании с целью воплощения в практике обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех видах деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме),языковая компетенция – овладении новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими),социо-культурная/ межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка и формирование умения представлять свою страну,компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств,учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности Обучение в традиционном пониманииОбучение в русле компетентностного подхода- это процесс передачи знаний, умений, навыков и социального опыта.- это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.Результат традиционного обученияРезультат компетентностного обучения- сумма знаний, умений, навыков, эффективно функционирующих в условиях стабильного общества. Успешность обучения определяется сопоставлением с эталоном, задаваемым в рамках школьного обучения.- это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, что необходимо сегодня в условиях быстроменяющегося общества. Эталон в принципе не задаётся, а проверка результата осуществляется на нестандартных задачах.Сущность традиционного обученияСущность компетентностного обученияакцент на преподавательскую активность учителя, который планирует, оценивает, задаёт вопросы, ставит задачи - преподаёт в широком смысле акцент делается на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность в широком смысле слова — это способность человека решать спектр проблем, лежащих в рамках определённой сферы деятельности. Компетентность в узком смысле слова - это способность человека разрешать конкретный тип комплексной жизненно-ориентированной проблемы. Ключевые компетенции: грамотный и достаточный уровень владения родным и иностранным языками (literacy), компьютерная грамотность (information technology skills), владение способами решения проблем (problem-solving skills), гибкое и инновационное мышление (flexibility and adaptability to innovations), склонность и способность к непрерывному процессу получения образования (life-long learning). личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и с особы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Компетентностный подход в образовании На основе компетентностного подхода можно решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:- учебно-познавательной (владеть механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);- коммуникативной (владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности, владеть эвристическими методами и приемами решения возникших проблем). работать с текстом анализировать информацию, делать обобщения и выводы, уметь вести дискуссиюуметь слушать и слышать собеседникауметь отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее вескими аргументами, уметь лаконично излагать свои мысли Коммуникативный контроль языковых умений
Что касается практических навыков владения иностранным языком, то ученики должны: владеть определенным программой лексическим и грамматическим материалом, приложение уметь работать с деловой корреспонденцией на иностранном языке приложение самостоятельно составлять различные документы на русском и иностранном языках, приложение иметь представление о ведении деловых переговоров и быть инициаторами диалогического и полилогического общения на иностранном языке приложение Ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметный характер и используется в различных областях деятельности. ценностно-смысловая компетенция, включающая мировозрение, ценностные ориентации ученика. Способность видеть, понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика; общекультурная компетенция, обеспечивающая осведом­лённость в национальной и общечеловеческой культуре, заклады­вающая основы духовно-нравственной жизни человека;учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности; компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития и выражается в развитии необходимых личностных качеств.социально-трудовая компетенция означает овладение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности;коммуникативная компетенция включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе;информационная компетенция формирует умение само­стоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию; Ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметный характер и используется в различных областях деятельности. • познавательнаявоспитательная Презентация как пример ключевой коммуникативной компетентности в узком смысле слова включает: 1) способность выявить и продемонстрировать свой личностный смысл представляе­мого материала; 2) способность использовать приёмы для привлечения внимания и интереса слушателей; 3) способность представить компактно, ярко и наглядно (схемы, модели и т. д.) предлагаемый материал; 4) способность выстроить логику своего изложения и приводить аргументы; 5) способность структурировать речь; 6) способность найти язык и стиль изложения, адекватный ситуации; 7) способность представить результаты адекватные, цели работы. Предметные компетентности Способность брать интервью на иностранном языке. выбор объекта интервьюирования (артист, политик и т. д.) и постановка цели; (приложение)овладение лексикой (на иностранном языке) в избранной области интервьюирования и опытом построения предложений (грамматически правильно, быстро);выстраивание системы вопросов в соответствии с целью (на иностранном языке);умение понять интервьюируемого и заинтересовать;владение невербальными способами общения (улыбка, взгляд, жесты и т. д.);умение слушать;умение брать инициативу разговора на себя;умение адекватно реагировать на любые ответы респонден­та;умение гибко изменять логику и содержание вопросов в за­висимости от ситуации;умение выйти из контакта. относятся к кругу учебных предметов, их содержание может включать знания, умения из разных предметов или из различных разделов одного предмета. Жизненные компетентности включают совокупность знаний, умений, опыта, личностных качеств, относящихся к решению практических ситуаций, которые встречаются в социальной и личной жизни каждого человека. это ситуации оформления различных документов, ремонта квартиры, ситуации, в которых мы оказываемся как покупатели, клиенты, чрезвычайные ситуации умение выйти из чрезвычайной ситуации решить экологические проблемы обсудить здоровый образ жизниучастие в производительном труде в рамках образовательного процесса в школе где создается «пространство реального действия» Параметры сравненияПредметно-знаниевое обучениеКомпетентностное обучение1. Цель обученияСистема знаний, умений, навыковСистема компетентностей: ключевых, предметных, жизненных2. Содержание обученияИнформация, уменьшенные копии вузовских курсов по предметамСистема жизненно-ориентированных узловых проблем (ситуаций) и опыт их решения, который представляет интегративную совокупность различных видов опыта (интеллектуального, личностного, субъектного)3. Методика обучения.Объяснительно-иллюс­тративные методы (рассказ, лекция, демонстрация и т. д.), проблемные методы (поисковый, проблемное изложение знаний, исследова-тельский), практические методы (упражнения, решение типовых задач и т. д.).Метод проектного обуче­ия, проблемно-задачный метод, опытно-экспериментальный метод, метод социальных практик, производительный труд, игровой метод и т. д. Все эти методы дают возможность проявления инициативы, выбора и ответственности самим учащимся, при этом методы могут реализоваться в социальном пространствеВсе эти методы функционируют в рамках «учебных» сюжетов и ситуаций, где педагог выступает инициатором всех действий учащихсяСпецифика компетентностного обучения. Приложения Так, например, при работе над темами «Культура молодежи» или «Проблемы экологии» я предлагаю учащимся для чтения и обсуждения тексты “Hip-Hop and Rap” and “Litter is a problem in our city ”Текст “Great character”11 form Topic “Cinema” чтение диалога“ Going to a movie” 8 form “Dialogues about Great Britain” “Political systems of the world”. «Кластер» Curriculum Vitaeформирования подлинно речевых навыков Выводважным преимуществом компетентностного образования является его исследовательский, жизненно-ориентированный характеркомпетентностное обучение является одним из вариантов реализации личностной парадигмы в образовании (востребованность личностных качеств, реорганизация личностного опыта ) Литература.Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к обра­зовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков II Педагоги­ка. 2003. № 10.Иванов, А. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий / А А. Иванов, К. Г. Митро­фанов, О. В. Соколова. -М., 2003.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. – 23http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.