Сообщение по теме «Особенности детей с ОВЗ, правила общения с такими детьми»


Государственная аттестация – дело очень ответственное, по ее итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы в целом. Поэтому так понятно желание педагога подстраховаться, больше времени на уроке уделить непосредственной подготовке к экзамену. Нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинять ей весь сложный и разнообразный учебный процесс. Мы учим детей русскому языку и для того, чтобы они поняли, как он устроен, и для того, чтобы они осознанно пользовались богатыми возможностями выражения чувств и мыслей, которые он нам предоставляет, и для того, чтобы писали грамотно, и для того, чтобы адекватно понимали чужую речь, устную и письменную.
В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку в школе традиционно используют следующие виды работ:
- устный опрос (для проверки знаний и учебных умений);
- диктант и изложение (для проверки практической грамотности: орфографической, пунктуационной, культурно-речевой);
- сочинение (для проверки продуктивных коммуникативных умений);
- различные виды работ, связанные с анализом текста:
вопросы по содержанию текста, формулирование темы и основной мысли высказывания, составление плана текста, тезисов и т. п. (для проверки рецептивных коммуникативных умений).
Тестовые задания, ориентированные на проверку лингвистической компетентности учащихся, контролируют:
- знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и анализировать их;
- знания орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении текста и объяснять написание.
Задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе предложенного текста) проверяют сформированность у учащихся следующих составляющих коммуникативной компетентности:
- умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте (понимать читаемый текст);
- умение анализировать содержание читаемого текста (определять тему, основную мысль, позицию автора);
- умение анализировать языковую форму воспринимаемого текста (анализировать средства выразительности языка, используемые автором);
- умение формировать и формулировать собственную позицию (обдумывать коммуникативное намерение своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения);
- умение композиционно стройно оформлять связное высказывание (обеспечивать последовательность и связность изложения);
- умение пользоваться в речи богатством словаря и разнообразием грамматических форм и конструкций родного языка (выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи);
- орфографических и пунктуационных навыков (именно навыков, а не знаний и умений, которые проверяются вне составления собственного текста);
- владение нормами современного литературного языка (вне отрыва от собственного речевого опыта).
Серьезно отношусь к заданиям более привычным – например, по синтаксису. Материал по этому разделу изучается в 8–9-х классах, то есть незадолго до экзамена. Но формулировки по синтаксису довольно однообразные – в основном предлагается найти предложение с той или иной конструкцией. Я использую все известные виды работы – и разбор предложения, и составление предложений по заданной схеме, и запоминание определений, и составление таблиц, и преобразование предложений – и, среди прочих заданий, предлагаю найти предложение с заданными признаками.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 10 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале текста.
Вспомогательные цели урока:
Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;
Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.
Задачи урока:
- Повторить приемы сжатия текста. Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста, с которыми нужно познакомить учащихся при подготовке к  написанию  изложения:
1) исключение подробностей;
 2) обобщение.
При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности).
- Научить применять приемы сжатия текста на практике.
- Повторить особенности текстов.
- Познакомить с текстом на литературную тему.  
- Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
- Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:
 выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
 производить исключение и обобщение;
 определять родовые и видовые понятия;
 различать целые объекты и их части;
 показать грамотность устной и письменной речи.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, можно написать эпиграф к уроку.
План  урока
1.        Организационный момент.
Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.
2.        Постановка цели и задач урока.
Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие речевых способностей учащихся. Частная цель урока — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.
Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.
3. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Цель: повторить отличительные черты текста, например, публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.
Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.
4.        Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).
Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Настраиваю учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.
5.        Языковой анализ текста.
Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.
6.        Орфографическая работа с текстом.
Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных.
 Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.
7. Отработка пунктуационных навыков.
Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.
Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.
8. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.
Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.
Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.
9.        Само- и взаимопроверка.
Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.
Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.
10. Подведение итогов урока.
Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.
11. Инструктаж по выполнению домашней работы.
Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.
Таким образом, можно считать, что все, что мы делаем на уроках русского языка по крайней мере с пятого класса, послужит успешной сдаче экзамена в девятом.