Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования в ДМШ №8на примере работы в ансамбле ложкарей


тема:» Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования в ДМШ №8на примере работы в ансамбле ложкарей».
В свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, перестройка программ музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования имеет своей целью «сделать музыку естественной и потому необходимой частью жизни ребят», под воздействием которой ребята способны расцвести, раскрыть творческие способности своего ума и сердца, а также может помочь им научиться «яснее мыслить и глубже чувствовать, становиться настоящими людьми».
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Одна из форм музыкального воспитания – коллективное творчество. Занятия в ансамбле ложкарей вызывает огромный интерес у детей, способствует развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую активность и инициативу, позволяет выявить склонности и способности. Кроме этого, игра на деревянных ложках помогает детям почувствовать себя артистами, ибо уже на самом первом этапе обучения они видят результат своей работы.
Данный вид деятельности актуален на современном этапе реформирования системы образования России, так как обучение и воспитание детей основано на лучших традициях музыкальной культуры, что помогает решать очень важный на сегодняшний день вопрос – знание и сохранение традиций своего народа.
Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые движения при исполнительстве физически развивают. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Ансамбль ложкарей в нашей школе существует уже 4 года. Основное направление - «Этнокультурный компонент как средство формирования духовно-нравственных качеств личности». И можно сказать о первых результатах. Наблюдается устойчивая динамика роста основных линий этнокультурных компетенций обучающихся, что позволяет сформировать духовно-нравственные качества ребенка. На протяжении этого времени в ансамбле нет детей, совершивших какие –либо правонарушения, нет пропусков без уважительных причин. Учащиеся принимают активное участие в мероприятиях различного уровня этнокультурной направленности ( дипломанты международного конкурса «Живой родник», лауреаты II степени международного конкурса «Хрустальное сердце мира», дипломанты всероссийского конкурса «Этномириада», с большим удовольствием участвуют в различных городских мероприятиях: «Собери ребенка в школу»,выступление на выборах,выступления в национальном музее, в доме «Дружбы народов» и во всех концертах школы; с удовольствием знакомятся с культурой разных народов и уважительно к ней относятся, почтительно относятся к старшим. В репертуаре коллектива :татарская народная песня «Апипа»,башкирская народная песня «Шаль вязала » ,русские песни, «Пчелочка златая», «Валенки», «Светит месяц»,»Коробейники» и др. Участие родителей в проведении праздников этнокультурной направленности, конкурсов, концертов положительно сказывается на работе коллектива . На уроках преобладает атмосфера доброжелательности, ученики помогают друг другу.
Необходимо развивать детей, используя исконно русские и авторские шумовые инструменты. И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.
Ханнанова Луиза Асафовна- руководитель ансамбля ложкарей, преподаватель фортепиано, высшая квалификационная категория.
МБУДО «Детская музыкальная школа №8 " Приволжского района г.Казани