Классный час Правда и ложь


Тема: «Правда и ложь».
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности, как честность и справедливость. 
1. Организационный момент.
- Добрый день, мои дорогие друзья! Предлагаю всем встать в круг (лицом в центр), взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами. Я вижу, как светятся ваши лица. От ваших улыбок в классе становится светлее и теплее. Давайте начнем этот день с радостью и с улыбкой.
- Закройте глаза, не разговаривайте друг с другом.
Детям на спины скотчем приклеиваются рисунки: солнышко – 5 человекам, сердечко – 5 человекам, цветок – 5 человекам, смайлик – 5 человекам. На столы ставятся 4 символа: солнышко, сердечко, цветок, весёлая мордашка.
- У каждого из вас спине приклеен символ, который подскажет, за какой стол нужно сесть. Помните, что вы не одни, и можете обратиться за помощью друг к другу. Почему у вас получилось сесть правильно? Все ли ребята поступили честно?
А сейчас я приглашаю вас в мир «минутки тишины».
Перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все это – дети Земли. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит. Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему. И это правда. От лучиков солнышка всё становится ласковым и дружелюбным . Улыбнемся миру. Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, согласия себе и другим.
2. Определение темы.
Ребята! Тема нашего классного часа очень серьезная и очень важная. Внимательно посмотрите отрывки из известных вам сказок, и определите, что их объединяет. («Колобок», «Волк и лиса», «Аленький цветочек»)
- Правильно, «обман», «ложь». А как вы думаете, что такое «ложь»? (на доске по Ожегову).
- Назовите антоним к слову ложь. Как вы понимаете что такое «правда»? (на доске по Ожегову)(Ответы детей). Правда – это важная духовная ценность человека и человечества.
- Задумывались ли вы над тем, что когда человек говорит неправду, какие чувства он испытывает?
-А вы знаете, что у лжи нет символа, а вот у правды есть. Символ правды – белая хризантема. (Символ -это условный знак каких-либо понятий)  (выставляется на стол букет белых хризантем)
3. Физминутка.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Правда или ложь».
Разотрите все ладошки,Приготовьте для хлопковЕсли ложь – то вы молчите,Если правда – хлопайте.
ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
ЧА-ЩА пиши с буквой Я.
Если у слона хорошее настроение, то он летает.
На березе растут яблоки.
Наша Земля круглая.
Если я получу двойку, мама обрадуется.
На березе растут шишки.
Волк может сидеть на дереве.
Зимой идет снег.
Петух играет на рояле.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Ложь может приносить вред окружающим.
4. Работа по теме. Чтение сказки.
.-Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя.
Жили когда-то вместе огонь и вода, правда и ложь. Однажды отправились они на охоту и пригнали много скота. И тогда они решили поделить эту добычу поровну. Но ложь захотела получить побольше. Она отправилась потихоньку к воде и сказала:- Ты можешь уничтожить огонь и тогда нам достанется его доля. Вода поверила лжи, бросилась на огонь и потушила его. Тогда ложь пошла к правде и сказала:-  Огонь погас, вода уничтожила его, и она не заслуживает того, чтобы мы с ней делились. Давай угоним весь скот в горы и заберём его себе. Правда и ложь погнали скот в горы. Вода увидела их и бросилась было вдогонку, но тут-то поняла, что в гору она течь не может. Так вода и осталась ни с чем. Остановились ложь и правда передохнуть. Ложь и говорит правде:-  Глупая ты, глупая, ведь я - госпожа, а ты моя служанка. И весь скот поэтому будет моим.-  Нет, - сказала правда,- я тебе не слуга. Это я сильная, а не ты.
С этими словами они стали бороться . И ни одна из них не смогла уничтожить другую. Наконец они пришли к ветру и попросили, чтобы он разрешил спор. Ветер выслушал их, а потом сказал:-  Вот что вас ждёт: правда будет вечно бороться с ложью. Правда победит. Но ложь вернётся, и правде снова придётся вступить с ней в борьбу. И до скончания века будет длиться эта борьба, потому что, если правда перестанет бороться, то ложь победит.
-О чем эта сказка? Что произошло с героями сказки? Что сказал ветер? Какая главная мысль сказки?
-Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать).  -На доске вы видите полянку. Назовём её полянкой «Правды». В центре этой поляны незавершенный цветок белой хризантемы. Давайте составим правила честного поведения. (параллельно в презентации)

1) Сказал - сделай
2) О себе говори только правду.
3) Ошибся – признайся.
4) Не обманывай других людей.
5) Поступай только честно.
-А вам приходилось в жизни кого-то обманывать. Как вы вышли из этого положения?
Помните, человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста, и только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.
5. Подведение итога.
- Наш классный час близится к концу. О чем мы сегодня с вами говорили?
Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной. 
-У вас на столах лежат хризантемы. Белая хризантема является символом правды. Если вам понравилось наше занятие, раскрасьте сердцевинку цветка желтым цветом. А если нет – красным. (на доске висит плакат-полянка) Украсьте мою полянку «Правды» вашими хризатемками.
- А теперь, ребята, я попрошу вас встать в круг. Круг – это символ объединения. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду
На свете так бывает, Порой не разберёшь: С тобою правда рядом Иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить, Чтоб только с правдой рядом, А с ложью не дружить? Бывает ложь красива, А правда так горька, Но человеку честному Та горечь не страшна! Давайте мы, ребята, На свете честно жить, Не будем лгать, а только Правду говорить! 
Песня о правде.



На классном часе дети через чтение сказки и отрывков из мультфильмов сами сформулировали понятия «правда» и «ложь», подобрали к этим понятиям слова синонимы.
В конце занятия обучающиеся подвели итог, придя к выводу, что правда и ложь, как добро и зло, ходят рядом. Порой их очень трудно отличить, но нужно всегда жить по правде, а не лжи.