Презентация Круглый стол-Профилактика правонарушений. Совместная работа учителя с родителями


«Система взаимодействия классных руководителей и родителей по профилактике правонарушений» Профилактическая работа-процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени Ежегодно:2 млн. - детей попадают под тяжелую руку родителей50 тыс.- уходят из дома500-600 тыс. -семей распадаются неполные семьи500-600 тыс. - детей (до 18 лет) – дети семей риска Сейчас: 700 тыс.- дети-сироты3,5 млн. детей-беспризорные 900 тыс. соц. сироты (в 2,5 раза > чем после войны)Сокращается средний возраст:Начала куренияУпотребления наркотиковНачала сексуальных отношений Причины отклонений в поведении детей и подростков Стадии отклоняющегося поведения Неодобряемое поведениеПорицаемое поведениеДевиантное поведениеПредпреступное поведениеПротивоправное или преступное поведение Неблагоприятные условия семейного воспитания Асоциальное поведение родителейНедостаточное внимание и любовь со стороны родителейГиперопекаЧрезмерное удовлетворение потребностей ребенкаЧрезмерная требовательность Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихсяНегативные установки в отношении отдельных учащихсяНе достаточно высокий профессиональный уровень учителяНедостатки организационного характера в работе с детьми группы рискаСерьезная ошибка – использование в работе с трудными школьниками мер негативного стимулирования (осуждений, порицаний, выговоров, различного рода наказаний) Недостатки учебно-воспитательной работы школы Негативное влияние стихийно-группового общения Дружеское общение со сверстниками – главная психологическая потребность в подростковом и юношеском возрасте. Близкие по духу Не ругают за неуспеваемость или проступки Социальные факторы Биологические факторы В работе классных руководителей Индикаторы неблагополучия ребенка в следующих сферах:Учебная деятельностьВзаимоотношения со сверстникамиВзаимоотношения со взрослымиПроведение свободного времениОтношение к труду и профессиональная ориентацияПоведение и поступки Способы получения необходимой информации: анализ соц. паспорта класса;анализ кл. журналов;опрос мнений учителей предметников о ребенке;анализ учета посещаемости;анализ фиксированных нарушений дисциплины;беседы с родителями;социометрические исследования;наблюдения;беседы с ребенком;запрос информации из психолого-педагогичских центров, если ребенку оказывали там помощь;запрос информации из ПДН;запрос информации из предыдущего места учебы ребенка. Постановка на учет – не сама цель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Выявление и учет учащихся группы риска. Определение причин отклоняющегося поведения ( Диагностическая деятельность в рамках модели сопровождения Изучение психолого-педагогического статуса (социально-психологического портрета), определение причин отклоняющегося поведения. диагностический минимум – основная диагностическая схеме в нашей модели пси. сопровождения. Основные способы получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям : • экспертные опросы педагогов и родителей;• структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;• психологическое обследование самих детей;• анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований. Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики, характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.). Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровожденияОбследование самих школьников - в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами. Рекомендовано ограничиваться методами экспресс-диагностики (скрининговыми методами), ориентированными на групповое проведение. Устранение причин нравственной деформации личности, отклонений в поведении. Продуманный и скоординированный план работы с трудными школьниками определяет успех в предотвращении правонарушений и преступлений. Аспекты взаимно дополняющие друг друга: Мероприятия, рассчитанные на всех трудных учеников школы; Индивидуальная работа с каждым из таких школьников. Координационный план работы с детьми группы риска №п/п Мероприятия Кл.Рук Психолог Зам.дир по УВР Зам.дир по ВР Совет профил. 1 Организационные мероприятия 1 Составление социального паспорта класса * 2 Составлений характеристик на детей Группы риска * * 3 Выявление детей находящихся в трудной жизненной позиции * * 4 Организация встреч учителей и специалистов Лицея с родителями * * 5 Составление картотеки на учащихся группы риска * 6 Организация досуга и кружковой деятельности * * 7 Составление административных писем, ходатайств, заявок, и др. документов , направление документации в КДН, ОДН, ДСЗН, отдел опеки и другие службы города * * 8 Осуществление связи с КДН, ОДН и другими службами * 9 Организация летней работы и отдыха детей группы риска * * * Координационный план работы с детьми группы риска №п/п Мероприятия Кл.Рук Соц.Пед. Психолог Зам.дир по УВР Зам.дир по ВР Совет профил. 1 Организационные мероприятия 1 Составление социального паспорта класса * 2 Составлений характеристик на детей Группы риска * * 3 Выявление детей находящихся в трудной жизненной позиции * * 4 Организация встреч учителей и специалистов Лицея с родителями * * 5 Составление картотеки на учащихся группы риска * 6 Организация досуга и кружковой деятельности * * 7 Составление административных писем, ходатайств, заявок, и др. документов , направление документации в КДН, ОДН, ДСЗН, отдел опеки и другие службы города * * 8 Осуществление связи с КДН, ОДН и другими службами * 9 Организация летней работы и отдыха детей группы риска * * * №п/п Мероприятия Кл.Рук Соц.Пед. Психолог Зам.дир по УВР Зам.дир по ВР Совет профил. 2 Работа с учащимися 1 Контроль посещаемости занятий * * * 2 Контроль текущей успеваемости * * 3 Вовлечение уч-ся в кружки и секции * 4 Проведение профилактических бесед * * * * 5 Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися * * 6 Направление на консультацию к психологу или к мед.специалистам * * * 7 Содействие в трудоустройстве * * 8 Проведение психодиагностики * 9 Помощь в выборе дальнейшего обучения * * * 10 Разбор конфликтных ситуаций * * * №п/п Мероприятия Кл.Рук Соц.Пед. Психолог Зам.дир по УВР Зам.дир по ВР Совет профил. 3 Работа с родителями 1 Посещение семей детей группы риска * * 2 Проведение консультаций для родителей * * 3 Приглашение детей группы риска на советы профилактики * * 4 Приглашение родителей с детьми на административную планерку * * * 5 Выступление на родительских собраниях * * * * * 6 Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания * * 4 Работа с педколлективом 1 Осуществление обмена необходимой информацией с учителями предметниками * * * 2 Консультации по результатам диагностики * 3 Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска * * №п/п Мероприятия Кл.Рук Соц.Пед. Психолог Зам.дир по УВР Зам.дир по ВР Совет профил. 4 Выступление с соответствующими сообщениями на педсоветах и совещаниях * * * * 5 Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений по работе с детьми гр. риска * * План индивидуальной работы составляется таким образом, чтобы получить ответ на три вопроса:Что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности и т.д.),Как это устранить (проанализировать учебу школьника и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и.т.д.),Кому и что надо делать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы и т.д.) Вовлечение учащихся в различные виды позитивной деятельности Необходимо, чтобы деятельность была педагогически инструментирована, а именно развивала дарования, помогала почувствовать удовольствие, наслаждение, радость от делания, от труда и благодарности окружающих. Радость, удовольствие делают де6ятельность привлекательной. Только эти чувства и эмоции могут приохотить к тому или иному делу, воспитать нужные и ценные для общества мотивы поведения. Наполнить работу с детьми богатым духовным содержанием – означает наполнить жизнь ребенка богатым духовным содержанием. Деятельность – это процесс активного взаимодействия субъекта с миром. Воспитание невозможно без активной деятельности. В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически, социально. В деятельности формируется ценностное отношение. Изменение характера личных отношений педагогов и воспитанников Эмпатическое слушание:НастроитьсяТочно отразить переживание ребенка своей реакциейПаузаБез оценочный подходПоддержать, дать выговоритьсяВ случае когда ребенок прявил инициативу. ЗамечанияПредписывающиеПодавляющиеКосвенные с негативной окраской «Я-высказывание» Безоценочное описание ситуацииЗначимый эффектТочное описание своего чувстваЖелаемое действие Всякий шаг учителя, всякое его слово, всякий использованный им прием, хочет педагог того или нет, наполнен определенным психологическим смыслом и вызывает соответствующий психологический резонанс в сердцах учеников. психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности: естественность и простота обращения без фамильярности, доверие без попустительства, серьезность тона без натянутости, ирония и юмор без насмешливости, требовательность без мелочной придирчивости, доброжелательность без заласкивания, деловой тон без раздражительности, своевременность воспитательного воздействия без поспешности и др. феномен «эмоционального выгорания» формирование учителем своего позитивного образа у учащихся является не только необходимым условием повышения эффективности собственной пед. деятельности, но и важным профессиональным навыком работы. Изменение условий семейного воспитания, разрешение конфликтов. ДОРОГА В ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ШАГОВШаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.Шаг 2. Разберитесь в ситуации.Шаг 3. Сохраняйте доверие ребенка к себе.Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребёнком.Шаг 5. Измените свое отношение к ребёнку.Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.Шаг 7. Не исправляйте за ребёнка его ошибки. Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте.Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.Шаг 13. Установите разумные границы контроля.Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. Заключение Дорогу осилит идущий