Школьная газета «Как помочь ребёнку в адаптации к школе»



Школьная газета
для родителей

«Советы психолога»
Выпуск №1





Тема выпуска:
«Как помочь ребёнку в адаптации к школе»




Составитель педагог-психолог Фердаусова Е.В.











Здравствуйте дорогие родители, выходя из начальной школы, ваши дети сталкиваются с иным укладом школьной жизни несколько кабинетов, а не один класс, много преподавателей, а не одна учительница. В этот период постарайтесь быть особенно внимательными к своим детям. Главное - абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок при переходе из начальной школы в среднюю. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий
Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению в среднем звене школы.
Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома. Объясните своему ребёнку, что домашнее задание – дело первоочередной важности. Помогите ему составить план выполнения домашней работы. Никакие другие занятия не должны мешать её выполнению
Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребёнка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
Создайте ребёнку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
Радуйтесь достижениям своего ребёнка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребёнку, а его поступкам.
Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка
ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить ребёнка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день.





РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурной фразой: «Что получил?», «Как дела?», спрашивайте о чувствах, настроении, проявляя поддержку.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения.
3. Развивайте любознательность, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
4. Помогайте ребёнку выполнять трудные задания. Предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение.
5. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать уроки вместе.
6. Активно слушайте своего ребёнка, так как рассказ самому себе вызывает психическую травму.
7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
8. Принимайте участие в делах класса, ребёнку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые (хорошее питание, удобное место для занятий и т.д.), эмоциональные (вера в возможности ребёнка, надежда на успех, любовь и терпение), культурные (атласы, книги по школьной программе, совместный просмотр учено-познавательных программ и обсуждение увиденного).
2. Контроль и оказание возможной помощи.
3. Делитесь с ребёнком знаниями из области, в которой Вы преуспели.
4. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
5. Не сравнивайте своего ребёнка и его успехи с другими, лучше сравнивайте его с самим собой, это обнадёживает.





РАЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы условия.
Первое и главное из них – разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определённые трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные решения, общие интересы и увлечения – все это служит благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учёта их возрастных и индивидуальных особенностей. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учёта жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.
Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также и привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.
Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надёжности. А родителям приносит радостное чувство удовлетворения.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, точно представляют, что ребёнку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?
Под принятием ребёнка понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.
Формула истиной родительской любви, формула принятия - «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Оценку не личности ребёнка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребёнка недотёпой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его своё поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребёнка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребёнок оценит своё поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более лёгкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребёнком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.
Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшая совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца».
Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребёнка, принимающих родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка необходимо помнить внутри семейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
Уважать право ребёнка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Эмоциональное благополучие в семье никогда не может возникнуть само собой, его нужно строить. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, мужем и женой имеется в виду некий диалог, взаимодействие членов семьи друг с другом.
В дружной семье, при всей индивидуальности её членов, царят взаимная поддержка и помощь, дружественные отношения, неразделимость радостей и горестей. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены её.



«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.
Ребёнок это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребёнка любым не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним радуйся, потому что ребёнок это праздник, который пока с тобой. ( Я. Корчак )






РУБРИКА «РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ»
(как любить своего ребёнка)

Правило первое: Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка при этом, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.
Правило второе: Уметь говорить со своим ребёнком так, как если бы вам хотелось чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость, хамство.
Правило третье: Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвёртое: Достичь успехов в воспитании, можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое: Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Помните, чтобы у вас с ребёнком были хорошие отношения, в вашей семье должна быть атмосфера доверия, взаимопонимания и любви.





15