Изучаем родословную и учимся составлять ее


Тема: Изучаем родословную.
Учитель МБОУ СОШ №19 г.Йошкар-Олы Демина И.А., учитель биологии
Цель: изучить родословную
Задачи урока:
1.Углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека
2.Дополнить знания о генеалогическом методе изучения генетики человека
3.Показать возможность использования родословных  для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека.
4.Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Целевая аудитория: 9 класс.
Ход занятия:
Вводное слово учителя.
Родословная – один из методов изучения генетики человека.
Вспомните, какие методы используют для изучения генетики человека? Дайте каждому методу краткую характеристику.
(ответы учащихся):
Близнецовый метод -
Изучение развития признаков у близнецов
Биохимический метод –
Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость)
Изучение причин изменения активности определенных ферментов
Цитогенетический метод –
Изучение развития нормальных и патологических признаков в ходе онтогенеза
Генеалогический метод –
Выяснение родственных связей
Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных)Генеалогический метод основан на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. Впервые этот метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 г.  Суть его состоит в установлении родословных связей и определении доминантных и рецессивных признаков и характера их наследования. Особенно эффективен этот метод при исследовании генных мутаций.
Генеалогический метод включает в себя два этапа:
Составление родословной и её графическое изображение;
Генетический анализ полученных данных.
Первый этап.
Для того чтобы составить родословную надо собрать данные обо всех родственниках обследуемого.
Затем ее графически изобразить с помощью условных обозначений.

Второй этап.
Проводим анализ полученных данных.
Первая задача при анализе родословной – установление наследственного характера признака (доминантный или рецессивный). Давайте вспомним:
- Какой признак называют доминантный?
- Какой признак называют рецессивный?
Вторая задача – установить тип наследования.
В зависимости от локализации и свойств гена различают следующие типы наследования:
- аутосомно-доминантный;
- аутосомно-рецессивный;
- Х и Y-сцепленное наследование;
Давайте вспомним:
- Что такое аутосомы? (неполовые хромосом, парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов.).
- А что значит аутосомно-доминантный и аутосмно-рецессивный тип наследования? (признаки которые находятся в этих хромосомах)
- А что значит Х и У – сцепленное наследование?( Гены, локализованные в половых хромосомах, обозначают как сцепленные с полом)
Рассмотрим признаки некоторых типов наследования.
Аутосомно-доминантный тип наследования Аутосомно-рецессивный тип наследования Х-сцепленный рецессивный тип наследования
-2984535560 42545170180
1)признак проявляется в каждом поколении;
2)признаком обладает ребенок у родителей – обладателей признака;
3)признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;
4)вероятность наследования 100 % (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75 % (если оба родителя гетерозиготны) и 50 % (если 'один родитель гетерозиготен).
1)признак проявляется не в каждом поколении;
2)признаком обладает ребенок (гомозигота), рожденный от родителей (гетерозигот), не обладающих данным признаком;
3)признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;
4)вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны), 50 % (если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному признаку) и 100 % (если оба родителя рецессивные гомозиготы).
1)чаще признак встречается у лиц мужского пола;
2)чаще признак проявляется через поколение;
3)если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
4)если отец болен, а мать гетерозиготна, то бладателями признака могут быть и лица женского пола;
Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.
Обобщение.
- Таким образом сформулируйте что передается из поколения в поколение в родословной? (наследственный признак)
- С какой целью изучают передачу признака из поколения в поколение? (чтобы понять как может сказаться на наследстве тот или иной признак.. В больших городах есть мед.центры куда обращаются молодые семьи, чтобы узнать может ли проявиться мутантный ген в потомстве, если есть какие-либо проевления заболеваний у предков)
Как же создать модель передачи признака из поколения в поколение?)Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.