Проект Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский колледж технологий машиностроения»
(ГАПОУ РО «РКТМ»)


Проект
Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Подготовила:
преподаватель Соловьева А.Ю.






2016

Основные управленческие функции - это относительно обособленные направления управленческой деятельности.
Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль . К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование .
А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением:
1. Функции управления поддержания стабильного функционирования образовательным учреждением;
2. Функции управления развитием школы и инновационными процессами;
3. Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением.
Обобщая взгляды этих ученых, можно раскрыть следующие функции управления образовательным учреждением: 
анализ,
целеполагание и планирование,
организацию,
руководство,
контроль и регулирование.
Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Функция управления, вид управленческой деятельности
Цель
Содержание
Формы реализации

Анализ
Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы
Творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.
Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла
- изучение документации,
- наблюдение,
-беседы,
-анкетирование,
-изучение передового педагогического опыта,
-диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию

Целеполагание и планирование
Определить цели, состав и структуру действий, необходимых для их достижения
Постоянное развитие, движения педагогической системы: постановка целей и принятие решений. Наличие планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей
В практике работы образовательных учреждений разрабатываются три основных вида планов:перспективный, годовой и текущий. Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.
Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана

Организация
выбор лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого
Главным для организационной деятельности является вопрос о том, как реально, с помощью каких действий воплощаются в жизнь цели организации. Именно поэтому организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления. Наиболее важным и исходным моментом организации является четкое определение и распределение функциональных обязанностей всех лиц и подразделений, образующих систему. В свою очередь распределение функциональных обязанностей предполагает учет уровня подготовленности каждого члена организации, оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их соответствия предполагаемым функциональным обязанностям. Вопросы подготовки, подбора, отбора, расстановки кадров являются сердцевиной организационного этапа управления в любой социальной системе.
Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие как оценка хода и результатов конкретного дела
-мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование,
-формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения,
-выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности

Руководство
руководство выполнения плановых и творческих заданий
При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:
1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;
2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;
3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;
4) создание условий для профессионального роста подчиненных
-обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов,
-оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы

Контроль и регулирование
выявление отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке результатов выполнения программы, а так же предупреждений и устранение возможных или фактических отклонений от заданных целей
Особенность контроля в образовательном учреждении состоит в его оценочной функции - направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем - на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе.
Причинами отклонений в конечных результатах могут быть некорректно составленные планы и ошибки в них, отсутствие полной и своевременной информации, слабость прогнозов, ошибки в принятых решениях, плохое исполнение, недостатки в контроле и оценке результатов. На данном этапе в свернутом виде представлены все функции управления. Регулирование можно рассматривать как оперативное управление текущими состояниями (отклонениями). В тех случаях, когда принятые меры не дают результатов, возникает необходимость пересмотра целей. А это означает начало нового управленческого цикла с развертыванием всех основных стадий управленческой технологии.
- изучение школьной документации,
- наблюдение,
-беседы,
-устный и письменный контроль,
-анкетирование,
-изучение передового педагогического опыта,
-диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию


15