Конспект урока по технологии Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 (7 класс)

Тема урока «Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6»
Автор Гостев С. Н., учитель технологии МАОУ СОШ№2 г. Ноябрьска ЯНАО
Раздел программы “Технология обработки металлов”
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод: практический
Принципы обучения: наглядность, доступность.
Цели урока.
Образовательные:
сформировать представление об устройстве токарно-винторезного станка ТВ-6;
разъяснить назначение и принцип работы станка.
Развивающие:
развивать технический кругозор;
развивать устойчивое внимание.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность во время выполнения работ.
Ведущие методы: Словесные, наглядные.
Оборудование:
мультимедийная презентация «Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6» .
Для практической работы: Токарно-винторезный станок ТВ-6
Структура урока
Таблица 3
 №
Этапы урока
Время (мин.)
Характер учебной деятельности


Организационный момент
1

Организация рабочего места


Актуализация знаний
4
Анализ предложенной информации и воспроизведение имеющихся знаний


Изучение нового материала
30
Слушание объяснения учителя
Смысловое чтение текста
Анализ видеофрагмента


Закрепление
10
Слушание и анализ выступлений своих товарищей


Вводный инструктаж.
Практическая работа.
Текущий инструктаж
40

Выполнение работ практикума.


Домашнее задание
1
Слушание объяснений учителя.


Подведение итогов урока

4
Обобщение учебного материала
Рефлексия


План изучения нового материала
1)Устройство токарно-винторезного станка.
2) Кинематическая схема станка ТВ-6.
3) Виды токарных станков.
4) Профессия токарь.
5) Практическая работа «Устройство и функционирование станка ТВ-6»
Ход урока
Таблица 4
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный момент
Приветствует учащихся.
Слушает отчёт дежурных.
Готовятся к уроку.
Приветствуют учителя.
Отчет дежурных:
отсутствующие;
готовность к уроку.

2. Актуализация знаний
Проводит фронтальную беседу по вопросам с использованием слайдов презентации.
Что представлено на слайде?
Зачем этот станок?
Какие виды станков вы знаете?
Назовите «сердце» этой машины.
Какую работу выполняет двигатель?
Какую деталь вы видите на слайде?
Что нужно для того, чтобы его изготовить?
Отвечают на поставленные учителем вопросы. Рассматривают слайд №2-3


3. Изучение нового материала
Просит сформулировать тему урока и поставить цель.
Корректирует ответы учащихся





Объясняет устройство и принцип работы станка ТВ-6


Предлагает рассмотреть кинематическую схему станка ТВ-6 и установить, как обеспечивается цепочка
Предлагает работу с текстом «Виды токарно-винторезных станков применяемых на производстве»

Предлагает работу с видеофрагментом «Профессия токарь»


Пытаются на основе полученной информации сформулировать тему и поставить цель урока.
Сравнивают название темы с темой на слайде №4
Записывают тему в тетради. Слайд №5
Слушают объяснение учителя, задают уточняющие вопросы.
Слайд №6

Рассматривают предложенную на слайде схему.
Комментируют цепочку передачи. Слайд №7
Самостоятельно читают текст и отвечают на предложенные после текста вопросы. Слайд №8

Смотрят видеофрагмент о профессии, заполняют таблицу в тетради, состоящую из 3-х колонок:
1. Я знал
2. Я узнал
3. Я хочу знать
Слайд №9-10

Физкультминутка
 Предлагает учащимся упражнения физкультминутки
Выполняют упражнения «Зарядка для глаз»

4. Закрепление
Предлагает составить 5 «тонких» вопросов по теме «Устройство станка ТВ-6», так чтобы ответом служило 1 слово или словосочетание.
Слушает и корректирует вопросы и ответы учащихся
Составляют 5 «тонких» вопросов по устройству станка.
Отвечают на вопросы друг друга. Слайд №11

5. Вводный инструктаж.
Проводит инструктаж по технике безопасности.
Объясняет порядок выполнения практической работы
Слушают учителя

Практическая работа.
Инструктирует учащихся:
1) Осмотрите станок и запишите в тетрадь его составные части.
2) Изучите кинематическую схему и опишите, как передаётся движение от электродвигателя к инструменту.
3) Изобразите кинематическую схему одной из частей (по заданию учителя)
4) Выводы запишите в тетради.
Выполняют практическую работу.
Слайд №12

Текущий инструктаж.
Контролирует выполнение практической работы:
Проверяет организацию рабочего места и соблюдение техники безопасности.
Проверяет правильность выполнения заданий.
 Выполняю указания учителя и инструкции.


6. Домашнее задание
Демонстрирует слайд №12
Подготовить сообщение о развитии обработки металла резанием в России
Параграф 22, стр. 81-84: выучить устройство станка ТВ-6
Комментирует задания
Записывают домашнее задание в дневник



7. Подведение итогов урока
Проводит рефлексию, слайд №13
Анализ ошибок и их причины.

Выставляет и комментирует оценки.
Выполняют задания рефлексии.


Задание для самостоятельной работы
Прочтите текст и ответьте на вопросы в конце текста
Виды токарно-винторезных станков применяемых
на производстве
Техническими параметрами, по которым делят токарно-винторезные станки, являются наибольший диаметр D обрабатываемой детали или высота центров над станиной (равная 0.5D), наибольшая длина L обрабатываемой детали и масса станка.
Легкие токарные станки применяют в инструментальном производстве, приборостроении, часовой промышленности, в экспериментальных и опытных цехах. Эти станки выпускаются с механической подачей и без нее.
На средних токарных станках выполняют 7080 % общего объема токарных работ. Станки этой группы предназначены для выполнения чистовой и получистовой обработки, нарезания резьбы. Станки имеют высокую жесткость, достаточную мощность и широкий диапазон частот вращения шпинделя и подач инструмента, что позволяет обрабатывать детали с применением современных прогрессивных инструментов из твердых и сверхтвердых материалов. Предусмотрено также оснащение станков различными приспособлениями для расширения их технологических возможностей, облегчающих труд рабочего и повышающих качество обработки. Станки имеют достаточно высокий уровень автоматизации.
Крупные и тяжелые токарные станки предназначены в основном для тяжелого и энергетического машиностроения и других отраслей. Станки этого типа менее универсальны, чем станки среднего типа, и приспособлены в основном для обработки определенных типов деталей (валков прокатных ст нов, железнодорожных колесных пар, роторов турбин и др.).
На какие группы делятся современные токарно-винторезные станки?
По какому принципу станки подразделяют на группы?
Какие из станков имеют высокий уровень автоматизации?



Список используемых источников
Авербах В.С. Создание ресурсов WWW: учеб. пособие. Самара: СГЭАКА, 2005.
Аверин В.А., Дандарова Ж.К., Деркач А.А. и др. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество, детство, юность, взрослость, старость: Полный курс психологии развития: Учебное пособие для вузов/ под ред. А.А. Реана. – 2-е изд., доп. – СПб.: Нева, 2015.
Брыксина, О.Ф., Овчинникова, О.А. "Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога". Самара; СИПКРО, 2004. 40 с.
Вашкевич Э. PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере. - СПб.: Питер, 2008.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. 2-е изд. перераб. М.: Педагогическое общество России, 2009.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Дворко, Н.И. Основы режиссуры мультимедиа-программ. СПб., 2005.
Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для
мальчиков): 7 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
Краснова Г. А., Савченко П. А., Савченко Н. А., "Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ". Открытое образование, N6, 2001, с. 9-11.
Кульбах, О.С., Зинкевич Е.Р. Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе: Учебное пособие для преподавателей и студентов. СПб, 2011.
Леньков С. Л., Рубцова Н. Е., "Эргономическое проектирование электронных учебников". Открытое образование, N2, 2001, с. 10-13.
Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно научных общетехнических и технологических знаний, умений и навыков текст / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец // Иновации и инвестиции. - 2015. -№ 4.- С. 50-54.
Методики и модели проведения уроков с применением Интернет-технологий. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 19.11.2015).
Молева О. В. Принципы создания электронных презентаций в среде Power Point ХР для аудиторных занятий по астрономии. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 19.11.2015).
Практическая психология образования./Под ред. И.В.Дубровиной. 4-е издание – М.,Сфера, 2007.
Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования Текст: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19-20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Т. С. Мамонтова.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2015.
Психология подростка. Самое полное руководство для психологов, педагогов и родителей/ коллектив авторов; под редакцией Реана А. А.- М.: АСТ, 2009.
Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательных презентаций Microsoft PowerPoint. Сайт МОУ гимназии №56 г.Томска. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 19.11.2015).

15